• РЕГИСТРАЦИЯ

Проблема всем известных цитат в том, что они придуманные

3 320

Про это есть известный мем рунета — "проблема в том, что цитаты Ленина/Сталина/... (нужное подставить), ему не принадлежат". Так случилось и с самой знаменитой цитатой, касающейся Чингисхана и его советника, знаменитого Елюй Чуцая. Речь идет об его фразе (адресованной Чингисхану), что дескать "нельзя управлять миром с коня".

Всякий, кто прочел книгу В. Яна "Чингиз-хан" знает ее. И во времена В. Яна и ранее, даже многие специалисты были уверены в авторстве Елюй Чуцая. Причина тому проста — В. Ян не придумал ее, а взял рассказ про Елюй Чуцая из солидных и авторитетных научных трудов, в основном французских. Дело в том, что начиная с XVIII в. на французском языке выходило много переводов из китайских источников, а также трудов китаеведов, писавших на нем.

Большинство их базировалось на работах католических миссионеров в Китае, которые писали или на латыни, или на французском (а часто сразу переводили с латыни на французский, то есть на мировой язык — по крайней мере для тогдашней образованной публики Европы). А тема монголов, Чингисхана и их деяний, в этих трудах была прочно связана с личностью Елюй Чуцая, китайские жизнеописания которого произвели огромное впечатление на европейских посланцев в Китай (иезуитов, миссионеров и т.д.) начиная еще с XVI - XVII вв. Еще тогда были сделаны первые их переводы, которые в XVIII в. были неоднократно переводимы заново, а также много раз перепечатаны на французском языке (потом с них делались переводы на другие европейские языки, включая и русский).

Таким образом, и весь XIX в. и в начале века XX, фигура Елюй Чуцая как советника Чингисхана, питающего того великой китайской мудростью, выросла до невероятных размеров в литературе (как специальной, так и популярной). Разумеется, высокообразованный русский востоковед (специализировался по Ближнему и Среднему Востоку) Василий Григорьевич Янчевецкий (1874 - 1954), писавший под псевдонимом "В. Ян", читал эту литературу и в образе своего "Елю (sic!) Чуцая" отразил всё это, вышеописанное, т.е. мощное изображение данной исторической фигуры в тогдашней литературе. Как выше сказано, В. Ян не был китаеведом, поэтому сведения китайских источников о Чингисхане и его времени он брал из трудов европейских (французских в основном) синологов, а также отечественных китаеведов XIX - начала XX вв.

Итак, возвращаясь к знаменитой фразе. Действительно, в жизнеописании Елюй Чуцая, написанном Сун Цзы-чжэнем не позднее 1264 г., она приводится в виде:

天下雖得之馬上不可以馬上治 (мой перевод:

Поднебесная, хотя и взята вами сидя на коне, но нельзя с коня править и управлять ею).

По Сун Цзы-чжэню, эту фразу Елюй Чуцай постоянно повторял Чингисхану, при своих объяснениях тому насчет конфуцианства вообще и конфуцианского учения об управлении государством, в частности. Проблема однако в том, что данная мысль (да и почти вся фраза) принадлежит не Елюй Чуцаю, а совсем другому человеку. И это совершенно понятно и объяснимо в рамках традиционной китайской культуры — конфуцианец, разъясняя и поучая, всегда опирается на мысли и цитаты древних (мудрецов, конфуцианских наставников, прочих исторических личностей etc etc...).

Автором мысли, изложенной Елюй Чуцаем, был Лу Цзя (240 - 170 гг. до н.э.) — соратник, помощник и наставник в конфуцианском учении Лю Бана (ок. 250 - 195 гг. до н.э.), первого императора (202 - 195 гг. до н.э.) династии Хань, известного под династийными титулами Гао-ди и Гао-цзу (последний является храмовым, посмертным, титулом). Лу Цзя, он же Лу-шэн (это его наименование при ханьском дворе), считается тем, кто убедил Лю Бана сделать конфуцианское учение государственной идеологией династии. Неудивительно, что его жизнеописание было помещено Сыма Цянь в соответствующий раздел его монументальной истории 史記 Ши цзи (в русском традиционном переводе "Исторические записки").

Там, в цзюани 97 Ши цзи и приводится наставление Лу Цзя:

陸生時時前說稱詩書。高帝罵之曰:「乃公居馬上而得之,安事詩書!」陸生曰:「居馬上得之,寧可以馬上治之乎?且湯武逆取而以順守之,文武并用,長久之術也。昔者吳王夫差、智伯極武而亡;秦任刑法不變,卒滅趙氏。鄉使秦已并天下,行仁義,法先聖,陛下安得而有之?」

Переведу основную часть (с той фразой, которую использовал Елюй Чуцай):

Лу-шэн временами представал перед [императором], читал [вслух] и толковал Ши-цзин и Шу-цзин (два главных трактата конфуцианского канона - Р.Х.). Гао-ди обругал его и сказал: "Твой господин (Лю Бан так называл себя, адресуясь к подданным - Р.Х.) хоть и находясь на коне, а взял ее [Поднебесную], так к чему [мне] деяния из Ши-цзина и Шу-цзина!" Лу-шэн ответил: "Взяв ее  [Поднебесную] находясь на коне, разве возможно править и управлять ею сидя на коне? ...".

Дальше в своем ответе Лу Цзя ссылается на деяния древних (для Лю Бана и его времени) чжоуских царей и мудрецов, создавших империю Чжоу (начало XI в. - 770 гг. до н.э.), которые "взяли [Поднебесную] наперекор [сопротивлявшимся], но сохранили ее, используя подчинившихся — совместно использовать культуру (вэнь) и военную силу и есть искусство надолго продлить [династию]". Потом Лу Цзя приводит более близкие примеры, почти современные Лю Бану: в царстве У государи "беспредельно пользовались военной силой и потому погибли", а в царстве и потом империи Цинь безраздельно царили принципы легизма, когда виновных вырезали целыми фамилиями, а потому, заключает Лу Цзя свой спич коронным вопросом (риторическим): "Если предположить, что Цинь, уже объединив Поднебесную, встала на путь человеколюбия и справедливости согласно законам прежних совершенномудрых (т.е. т.н. "идеальных правителей" Китая и Конфуция - Р.Х.), то разве Ваше величество заполучили и сохранили бы ее [за собой]?".

"Ханьский великий сановник и великий наставник" Лу Цзя

Историк-востоковед

    Удар по своим позициям за 100 тысяч долларов или как украинская разведка сама себя переиграла и уничтожила

    Поразительно украинский случай произошел в зоне спецоперации. Главное управление разведки Минобороны Украины пыталось подкупить российских военных, чтобы те за миллион долларов бросили ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Неизвестная судьба русских при начале династии Мин в Китае

      Про появление и бытование русских воинов и их колоний в империи Юань я уже писал. Сначала про историю их появления в качестве гвардии юаньских императоров (об этом см. здесь — https://cont.ws/@bohun1/2858103 ), а потом про их укоренение в системе власти этой монгольской династии, вплоть до их участия в дворцовых переворотах (подробнее см. тут —  https:/...
      151

      Запретный город

      "Запретным городом" обычно называют дворцовый комплекс в Пекине, ассоциируя его с династией Цин, правившей в Китае в 1644 - 1911 гг. Этот комплекс был отгорожен мощной, фактически крепостной, стеной от остального Пекина. Поэтому он так называется (а "запретным" он назван по другой причине — находиться в нем могли только те, кто был связан с императорским двором, ...
      532

      Кое-что о творцах украинства

      Из закромов всплывают интересные подробности. Как говорится, в архивах найдется всё и о всех.Прекрасный документ об вкраиньских инженерах человеческих душ, причем написанный ими самими: ...
      955

      Субэдэй — потомок "тех, кто составляет стратегии"

      Полководческие и стратегические таланты Субэдэя (1176 - 1248) были у него в крови. По крайней мере, так можно подумать, если внимательно изучить его генеалогию. Здесь я размещу облегченную версию моей недавней статьи, опубликованной в материалах Пашутинских чтений прошлого года.К вопросу генеалогии рода монгольского полководца Субэдэя (1176–1248)Генеалогия Субэдэя в е...
      518

      Кидани — первопроходцы полноценного синтеза китайской и кочевой культур

      Они первыми этого достигли, за ними были чжурчжэни и монголы. Конечно, всё это произошло не на пустом месте, ведь до них были уже многие северные завоеватели/находники на оседлые китайские земли. Но в основном их истории кончались ассимиляцией пришельцев китайской цивилизацией. Кидани были первые, кто, впитав многое от китайской культуры, не ассимилировались, а создал...
      325

      Китайские "цивилизаторы" и степные "варвары" — кто на ком стоял?

      Известно, что китайцы мастера стратагем, особенно в области политики в отношении к так называемой "варварской периферии". Начиная с самой глубокой древности различные "царства" древнего Китая постоянно имели дело с различными народами на своих границах. Я уже писал про это тут — https://cont.ws/@bohun1/2862864К временам Хань этим отношениям уже исполнилось м...
      664

      Поляки хорошо отслеживали ордынские дела — иной раз лучше соседей...

      ...в частности лучше венгров. Хотя казалось бы... Ведь и венгры и поляки попадали под удары монголов и ордынцев несколько раз в XIII в. Причем в первом их нашествии (т.е. Батыя и других чингизидов в 1241-1242 гг.) Венгерское королевство пострадало намного сильнее, а подданные венгерского короля собрали (а главное — записали) намного больше сведений о монголах и с...
      1100

      Каноник Ян Длугош многое знал про татар

      В предыдущей заметке я ссылался на "отца польской историографии" (на многих польских ресурсах он так и называется — ojciec polskiej historiografii), т.е. на Яна Длугоша. Думаю надо о нем рассказать подробнее, особенно в связи с историей Золотой Орды и татар.Ян Длугош (01.12.1415 – 19.05.1480 г.), польский историк и церковный деятель. Его главное историческое сочи...
      1378

      Недооцененный погром Киева татарами

      Взятие Киева в 1240 г. армией Батыя наиболее известное событие. Хотя на самом деле Киев татары еще дважды брали, подвергая его тотальному погрому. И если нашествие Менгли-Гирея в 1482 г. еще как-то упоминается в рамках изложения русской истории (хотя бы по ходу изложения дипломатической подготовки освобождения от ордынского ига, см. фундаментальную монографию К.В. Баз...
      1288

      "Слепой корабль" или "потаенное судно"?

      В предыдущей заметке про национального героя Страны утренней свежести (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2952795  ) упомянул про его проект блиндированного корабля, который его прославил. Подробнее писать про это не стал, поскольку про них много чего уже написано. И вообще эти кобуксоны вещь довольно известная. Кобуксоны в бою (как их представл...
      395

      Кое-что о национальном герое страны Чосон...

      ...она же Страна утренней свежести, более известная у нас как Корея. Кстати, "страной утренней свежести" ее называют из-за игры слов, точнее смыслов китайских иероглифов, которыми записывается название Чосон — 朝鮮 (по китайски это Чаосянь, а Чосон — это в их корейском чтении). Дело в том, что выбор данного названия основателем династии Чосон (1392 - 1897) был связан с ...
      773

      Русский фельдмаршал, немец и визионер

      И это все о нем... Христофор Антонович Миних, он же граф Бурхард Христоф фон Миних, в оригинале Burkhard Christoph von Münnich (1683 - 1767), с 1732 г. - генерал-фельдмаршал Российской империи. Сподвижник (с) к/ф "О бедном гусаре..." - у разных русских царей, начиная с Петра Великого.А еще визионер: ...
      713
      Роман Храпачевский 31 декабря 2024 г. 18:54

      Новогодние крылья

      Иоанн. Так это, стало быть, ты такую машину сделал?.. Ох-хо-хо!.. У меня тоже один был такой... крылья сделал... Тимофеев. Нуте-с?.. Иоанн. Я его посадил на бочку с порохом, пущай полетает!.. Тимофеев. Ну зачем же вы так круто?(Михаил Афанасьевич Булгаков "Иван Васильевич", пьеса) Иллюстрация к книге Шильдкрета "Крылья холопа"ЗЫ: Традицио...
      365
      Роман Храпачевский 30 декабря 2024 г. 18:14

      Этот верблюд, кого надо верблюд!

      О значении печатей в культурах Китая и ее ойкумены (включая монголов и других соседей по Поднебесной) я уже писал несколько ранее. Правда, это касалось темы даруг (они же баскаки). Желающие могут полностью прочесть тут — https://cont.ws/@bohun1/2942123Здесь же напишу об юаньских печатях, которые соединяют и китайские и монгольские традиции. Это печати, котор...
      519
      Роман Храпачевский 29 декабря 2024 г. 17:17

      Об "озабоченных" на тронах

      То есть на троне китайского императора и на сидении (кошме?) степного повелителя. Дело в том, что где-то мне встретилось весьма вольное, а точнее игриво-скабрёзное, толкование знаменитого обмена письмами между двумя владыками двух империй, оседлой китайской и кочевой (хунну).А дело было в 192 г. до н.э., когда сюнну (хунну) правил Маодунь (Модэ, Модун, и еще разные ва...
      848
      Роман Храпачевский 28 декабря 2024 г. 17:44

      Китайский император династии Тан с привычками кочевника

      Китайская династия Тан (618 - 907) считается эталонной китайской (ханьской) династией — наряду с первым и главным эталоном, т.е. династией Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), по названию которой, собственно и принято этническое самоназвание китайцев (ханьцы). Род императоров Тан носил фамилию Ли, самую обычную для ханьцев. Но не все так просто.Сомнения в эталонн...
      1000
      Роман Храпачевский 27 декабря 2024 г. 14:38

      Самозванцы и "либерально мыслящие" как непременные маяки любой русской смуты

      И появились они с самой первой Смуты. Именно во множественном числе, ибо самозванчество суть все качества всплывающей наверх субстанции в такие времена. Иначе говоря, чем ничтожнее личность такого амбициозного "либерально мыслящего", тем более у него претензий быть "властителем". Пусть хотя бы и дум... Следует процитировать  характеристику первого Самозванца...
      391

      «Кипчакский поход» монголов (часть вторая)

      Окончание, начало тут  — https://cont.ws/@bohun1/2946849 . Оно завершается контурным изложением кампаний Батыева нашествия на Русь. Тут же об этом несколько подробнее.Первая кампания началась с разорения пограничного со степью Рязанского княжества и взятия самой Рязани (21 декабря 1237 г.) и продолжилась уничтожением почти всего Владимиро-Суздальского к...
      407

      «Кипчакский поход» монголов (часть первая)

      У нас принято считать поход Бату и других чингизидов на запад нашествием на Русь, иногда добавляя "и на Восточную Европу". Но сами монголы называли этот поход, начатый в 1235 г., «Кипчакским». Так он назван в единственном монгольском источнике, синхронном событиям, то есть в «Сокровенном сказании» (1240 г.). Дам тут описание событий этого похода, за вычетом его кампан...
      407
      Роман Храпачевский 24 декабря 2024 г. 13:52

      Диагноз прото-новохронологам

      Случилось это в 1920-х. Воистину, нет ничего нового под солнцем..."Когда, начитавшись Морозова, я с апломбом заявил критику Дмитрию Мирскому, что древнего мира не было, этот сын князя, изысканно вежливый человек, проживший долгое время в Лондоне, добряк, ударил меня тростью по спине.– Вы говорите это мне, историку? Вы… вы…Он побледнел, черная борода его ушла в рот. Вс...
      443
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика