• РЕГИСТРАЦИЯ

Маленькое открытие из истории большой науки

29 4661


Из воспоминаний советского академика И.Ю.Крачковского

Справка:

 ИГНАТИЙ ЮЛИАНОВИЧ КРАЧКОВСКИЙ (1883 -1951) - советский арабист, один из создателей школы советской арабистики ; академик АН СССР (1921). В 1905 окончил факультет восточных языков Петербургского университета. С 1910 приват-доцент, с 1918 профессор Петроградского, затем Ленинградского университета. Профессор и член учёных советов многих учебных и исследовательских учреждений СССР, а также зарубежных академий и востоковедных обществ (АН в Дамаске, Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, Немецкого востоковедного общества, Фламандской, Польской, Иранской АН и др.). Автор многочисленных трудов по литературе и языку, истории и культуре арабов, главным образом в средние века, а также в новое время. Опубликовал тексты и переводы многих памятников средневековой и современной арабской литературы. Ему принадлежат фундаментальное исследование по истории географической литературы в странах мусульманского Востока (7 - конец 18 вв.), комментированный русский перевод Корана (М., 1963), статьи и монографии по истории отечественного и зарубежного востоковедения.

(И.Ю.Крачковский)

Ниже - отрывок из книги воспоминаний "Над арабскими рукописями", опубликованной им в 1949 г.

______________________

...Трудно жилось и арабистам Петрограда в 1918-1920 годах. Весь город замирал и голодал, научные учреждения с темнотой должны были прекращать свои занятия. Университетские лекции по арабистике печально ютились в одном уголке библиотеки, но и там температура была не выше 3 градусов, а иногда замерзали чернила. Маленькая, хотя я стойкая, плеяда арабистов держалась тесно, однако тосковала по своим друзьям: лучшие рукописи Азиатского музея еще в 1917 году были эвакуированы в Саратов, а между тем так часто хотелось посмотреть на какого-нибудь старого приятеля, перелистать его знакомые страницы или проверить впервые мелькнувшую мысль.

Остро почувствовалось это, когда М. Горький основал издательство „Всемирная литература“, восточная „Коллегия“ которого объединила всех наличных востоковедов в увлекательной, впервые широко задуманной работе. И по арабской литературе был составлен большой план намеченных для перевода сочинений. В первую очередь шла „Книга назидания“ – мемуары современника ранних крестовых походов сирийского эмира Усамы (1095-1188). Впервые русские читатели должны были познакомиться с живой картиной всей эпохи, воссозданной простым непринужденным стилем в воспоминаниях старого рассказчика – рыцаря, охотника и писателя.

Редактируя перевод и подготовляя вступительную статью, я еще раз задумался над другими сочинениями эмира-литератора. О них писали неоднократно, однако я с большим изумлением увидел, что никто не обратил внимания на старые – еще 20-х годов прошлого столетия – статьи Френа, который упоминал, правда мельком и попутно, о сохранившемся в Азиатском музее автографе сочинения Усамы „Книга стоянок и жилищ“. Я тоже случайно наткнулся на это упоминание в работе преемника Френа, второго директора Азиатского музея Дорна и, признаться, сразу ему не поверил: мне казалось почти невозможным, чтобы европейская наука и в особенности французский ориенталист Деранбур, чуть не половину жизни занимавшийся Усамой, не знал ни про это сочинение, ни про автограф своего героя.

Конечно авторитет Френа очень велик, и даже в случайных замечаниях надо к нему прислушиваться, но он писал больше ста лет тому назад, когда других сочинений Усамы не знали; он мог смешать его с каким-нибудь мало известным тогда его произведением. Но почему же Френ так определенно считал рукопись автографом? Тщетно я пытался найти какие-нибудь указания в других местах, других источниках; ничего не попадалось, и я безуспешно ломал себе голову над этим в тяжелые зимние ночи 1920 года, стоя на дежурстве у ворот дома.

Только летом 1921 года рукописи вернулись обратно в свое „жилье“ и едва ли не первой моей мыслью при распаковке их был автограф Усамы. Ящики внесли в старое помещение Азиатского музея, с которым наш маленький тогда штат особенно близко сжился за протекшие годы. Опять, как не раз, задрожали у меня руки, когда в них оказался довольно большой том с нужным шифром. Мне стало как-то страшно его раскрывать: при всем скептицизме думалось – „а вдруг я в самом деле увижу внутри строки, писанные еще при жизни Саладина и Ричарда Львиное Сердце их достойным современником, другом и противником!“

Первое впечатление сильно разочаровывало – черный переплет был невзрачен и безвкусен, вероятно, не старше последнего владельца перед Азиатским музеем француза-левантинца Руссо в начале XIX века. С некоторым напряжением воли я заставил себя, наконец, раскрыть том и, по обычному рефлексу „рукописника“, на этот раз с торопливой жадностью, стал рассматривать конец и начало манускрипта. Разочарование усиливалось! рукопись оказалась дефектной и там и здесь. Конец отсутствовал и теперь, а начало было реставрировано значительно позже основной части другой рукой на новой бумаге.

 Хотя мы хорошо знаем, что в рукописях чаще всего исчезали действительно последние и первые листы в связи с обычной системой хранения их на Востоке в лежачем виде, а не стоя, как у нас, но все же реставрация всегда заставляет насторожиться в вопросе о подлинности сочинения. Часто владелец или какой-нибудь старинный антиквар подделывал начало или конец, чтобы придать рукописи более древний вид или приписать сочинение какому-нибудь знаменитому автору. С грустью и недоверием я пробегал первые строки реставрированной рукописи: «Говорит Усама ибн Муршид ибн Али ибн Мукалляд ибн Наср ибн Мункыз кинанит, да простит Аллах ему…» В настоящем виде выписанные безличным почерком переписчика они сами по себе были для меня не убедительны. Опять и опять я задавал вопросы: почему же Френ решил, что это автограф?

                                                                   * * *

Раскрыв рукопись на середине, уже без особых надежд, я вдруг почувствовал, что мое разочарование бледнеет и с приливом нового волнения стал ее перелистывать. И бумага и письмо, по внешнему виду, могли относиться к XII веку; в руке чувствовалась уверенность человека много писавшего, в системе огласовки и смелости некоторых лигатур сразу был виден не профессионал переписчик, а ученый литератор. Вся рукопись производила впечатление строгости и своеобразного достойного изящества. Я стал приглядываться внимательнее и вдруг почувствовал знакомый мне трепет, который сопровождает неожиданно вспыхивающую искру каких-то подсознательных открытий: мне показалось, что в отдельных линиях некоторых букв заметно старческое дрожание руки. Если это действительно автограф, то не писал ли его Усама стариком?

Я опять схватился за предисловие, чтобы проверить, нет ли в нем каких-нибудь намеков на повод к сочинению или хронологических дат. К географической литературе, как можно было бы думать по традиционному заглавию, оно никакого отношения не имело. Уже в вводной части с обычным прославлением Аллаха и Мухаммеда я точно почувствовал в кадансированных фразах рифмованной прозы какой-то личный элемент, который просвечивал через традиционные образы. Переход к существу сразу указал мне нить. Автор писал чеканными краткими предложениями высокого стиля, которые звучали здесь серьезно и даже мрачно:

„…Вызвало меня собрать эту книгу разрушение, которое постигло мою страну и родину. Ведь время протянуло над ней свой подол и устремилось стереть ее всей своей мощью и силой… Изгладились все поселки и погибли обитатели; жилье стало следом, а радости превратились в печали и горести. Я остановился там после сокрушивших ее землетрясений… и не узнал я ни своего дома, ни дома моего родителя и братьев, ни домов моих дядей, ни сыновей дяди, ни моего рода. В смятении стал я взывать к Аллаху о великом его испытании, о том, что он отнял милости, которые раньше даровал. Потом я удалился… дрожа на ходу и качаясь, как склоненный под тяжестью. Так велика была утрата, что иссякли торопливо текущие слезы, а вздохи следовали один за другим и выпрямляли кривизну ребер. И не остановились превратности времени на разрушении домов и гибели жителей, но гибель их всех случилась во мгновенье ока и еще быстрее, а затем пошли бедствия одни за другими с этого времени и дальше. И стал я искать успокоения, составляя эту книгу, и сделал ее оплакиванием жилья и любимых. Это не принесет пользы и не поможет, но это верх моих усилий. И Аллаху – славному и великому – жалуюсь я на то, что встретил от своего времени, на свое одиночество, без семьи и братьев, на свое скитание по чужбине, без своей страны и родины…“

Намек на землетрясение, как ярким лучом прожектора, сразу осветил в моих глазах историю книги. В августе 1157 года это стихийное бедствие постигло всю северную Сирию; тридцать крупнейших городов было разрушено, а в их числе и родина Усамы Шейзар. Все его родственники находились в замке одного из них на семейном празднестве, и все они погибли под развалинами. Мне стало ясно, что предисловие отражает не просто риторические образы, а действительное событие; книга несомненно составлена Усамой, в душе которого трагическая катастрофа навсегда оставила следы. Когда же он писал эту книгу, если она в самом деле автограф? В 1157 году ему было 62 года, – возраст почтенный, но для человека, дожившего до 93 лет, еще не глубокая старость, когда руки при письме дрожат.

(Руины крепости Шейзар)

И на этот вопрос рукопись дала мне ответ благодаря хорошей традиции арабских библиофилов делать разные приписки в начале и конце книг, которые попадали в их владение. Одна из таких приписок на первой странице принадлежит известному дамасскому литератору конца XVI века. Из нее ясно, что тогда последний лист рукописи еще существовал и на нем рукой самого Усамы было написано, что он окончил ее в первой джумаде 568 года (т.е. в декабре 1172 года) в Хысн Кайфа.

Этот перекрестный луч опять освещает нам один период в его биографии. Десять лет своей жизни с 1164 по 1174 год он провел гостем одного эмира в крепости Хысн Кайфа на Тигре, недалеко от Диярбекра. Старость брала свое и за этот период в его автобиографии уже мало слышно про битвы и охоту, а больше про литературные занятия. К этому времени относится часть его автобиографии и в это же время в 1172 году он написал так долго волновавшую меня рукопись. Тогда ему было 77 лет и едва ли моим самовнушением объясняются дрожащие начертания некоторых букв.

Последние годы Усама прожил в Дамаске, следя за подвигами Саладина и вспоминая свою собственную молодость. Вероятно, он перевез туда из Хысн Кайфа и свою библиотеку, как сделал много лет тому назад, когда переселялся из Египта в Сирию. Но тогда она со всем имуществом погибла в Средиземном море. „И только гибель книг, – вспоминал Усама, – останется раной в моем сердце на всю жизнь“. Теперь переезд совершился благополучно, и таким путем в Дамаске оказалась рукопись-автограф „Книги стоянок и жилищ“.

В конце XVI века она была там еще в полной сохранности; приписка второй половины XVII века говорит, что последних листов уже нет. В XVIII веке она попадает в другой центр арабской литературы того времени – в Алеппо: на это указывает еще одна приписка нового владельца, местного поэта и общественного деятеля в 1810 году. Он был приятелем известного нам француза Руссо и, может быть, сам подарил ему эту рукопись. В составе второй коллекция последнего в 1825 году она нашла себе дорогу в Азиатский музей.

                                                          * * *

Лихорадочно, с жадностью разбирал я все эти приписки – и каллиграфические и торопливые, и стихотворные и полуграмотные; я невольно думал о том, как ровно за сто лет до меня, в них с таким же интересом вглядывался Френ. Теперь для меня был отчетливо ясен ход его мыслей, открывший автограф эмира Усамы. Скромно, двумя скупыми строчками в рукописном каталоге и в затерявшейся газетной статье он отметил свое открытие, без всяких подчеркиваний; европейская арабистика сто лет о нем ничего не знала. Старый Азиатский музей, бережно хранивший уникальную рукопись, оказался свидетелем как бы второго открытия ее уже в четвертом поколении ученых после Френа. Теперь новая волна арабистики вынесла сведения о ней в широкое море мировой науки: они закреплены уже и в „Энциклопедии Ислама" и в бесценном своде Брокельмана. Как же не повторить старую истину, что книги имеют свою судьбу? Не всегда только эта судьба прослеживается так отчетливо по всем этапам, как в дефектной, лишенной начала и конца рукописи, которая оказалась автографом сирийского эмира, современника первого крестового похода.

_______________________

Предыдущие материалы по теме:

Российская Национальная Библиотека, отдел рукописей https://cont.ws/@denys/490183

Как датируются рукописи  https://cont.ws/@denys/491975

Может ли перевод устареть? https://cont.ws/@denys/391610

Ведь история это не математика, тут не надо быть семи пядей во лбу!

    Для закономерности не хватает третьего. Два этих события фактически подтверждают догадки об атаках в "глубине страны"
    • pretty
    • Сегодня 08:40
    • В топе

    ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВПомните эти обсуждения, когда первые БПЛА атаковали Москву и Петербург? Пока привыкшие во всëм сразу винить власти (а военное руководство это тоже одна из ветвей) не стеснялись в ...

    Просто новости - 183

    Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

    Кац, предлагает сдаться.

    Попали хохол и американец в одно из африканских племен Им говорят:- Или давайте по 200 долларов, или вам придется съесть мешок соли, или будем вас всем племенем по очереди ебать.Америка...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      1000 лет истории - это много!

      Оказывается, Русское государство возникло и развивалось независимо от Орды! Оно не было частью "великотартарянский империи славяноариев", откуда (если верить Фоменко/Носовскому) потомки Чингисхана пришли на Киевщину, в Черниговскую и Рязанскую земли, якобы для того, чтобы восстановить справедливость среди своей "голубоглазой и светловолосой родни". И для русских князе...
      1056

      Генетики прочитали ДНК великого князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского

       Геномных исследований средневековых князей практически не проводилось, а те, что удалось сделать, вызывали сомнения. Но дело сдвинулось: геном князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского - первый геном средневекового русского князя, останки которого были идентифицированы с высокой точностью. Статью с результатами анализа опубликовали в Acta Naturae в а...
      1836
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      12 ноября 2023 г. 22:38

      Три чуда света: мнение "неформальных историков"

      (Предполагаемый вид статуи Зевса в храме Олимпии)Заинтересовавшись монументальной скульптурой древности, я в процессе поиска, как обычно, получил от Яндекса предложение ознакомиться с ценным мнением «неофициальных историков». Конкретно – насчет трех «чудес света» из известных семи: - статуи Зевса Олимпийского;- статуи Колосса Родосского;- статуи А...
      686
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      8 сентября 2023 г. 21:52

      Почему бесполезно "реконструировать первослово" ?

       Реконструировать "первослово", "первослог", "первобукву" - занятие бессмысленное , но весьма популярное у любителей тайн и загадок. Нет смысла в нем  потому, что шаблон, по которому действуют эти самые любители тайн, сводится к "угадайке" в пределах самых коротких слов и наиболее употребительных слогов родного языка. То есть - русского в его ...
      1161
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      20 августа 2023 г. 17:55

      Другие варианты "радуги" в языках мира.

        Поскольку в предыдущий раз волей-неволей пришлось уделить внимание «ра», то сейчас сосредоточимся на «дуге». Эта часть куда интереснее! Возьмем примеры из предыдущего списка: И сгруппируем по принципу исторического родства: Видно, что внутри каждой группы есть некоторое единообразие. Присмотримся к последней группе, в ...
      1295
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      12 августа 2023 г. 20:00

      В поисках Ра-дуги, или почему филологи не восприняли всерьез "дядю Мишу"

      После неудачного выступления на ТВ в 2008, где его раскритиковали оппоненты, юморист издал очередную книгу, в которой описал свой метод лингвистического исследования. Там говорится буквально следующее:"Я уверен, что слово «речь» произошло от слова «рычать». Попробуйте раскатисто и протяжно потянуть «Р­р­р», после чего, представив себя предком человечест...
      2472

      Диалект или язык?

      Давно замечено: в горах что ни долина - то свой язык или диалект или хотя бы говор. Границы их распространения часто тесны, но более-менее очевидны. Сложнее обстоит дело с народами, обитающим на равнинах: в отсутствие природных барьеров политические границы непредсказуемы, и распространение языков сплошь и рядом с ними не совпадает. Из-за этой непредск...
      1060

      25 лет назад было принято официальное решение об отказе от учебников, навязанных Фондом Сороса

      Поскольку некая часть блогеров и комментаторов усвоила себе  глумливо-презрительный тон в отношении работников науки и образования, то перепост данного постановления я считаю крайне полезным.  В частности, из приложения №1 мы узнаем, что к рассмотрению вопроса о непригодности этого и подобных учебников Думу подтолкнул активный протест педагогической и научно...
      583
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      30 апреля 2023 г. 22:54

      О доисторических обитателях Арктики

        Одним из последних слов науки в этой области стало исследование, проведённое большой группой специалистов из США, России, Чехии, Канады и некоторых других стран. Его результаты были опубликованы в июне 2019 года в журнале «Nature». Учёные получили информацию о геномах сорока восьми древних жителей Берингии (Чукотка, Алеутские острова, Аляска), а т...
      746
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      29 апреля 2023 г. 16:09

      Где родина полярного лиса?

      С точки зрения исследователей, высокогорья являются прекрасной природной лабораторией, в которой можно изучать процессы эволюции и приспособления живых организмов к среде своего обитания. Там встречается большое число эндемичных видов и родов растений и животных, прекрасно чувствующих себя на своей высокогорной родине, но уже не способных спуститься ниже, чтобы освоит...
      509

      Сюжет с "девочкиным антивоенным рисунком" имеет свою предысторию

      ...и предыстория эта была напечатана русским по белому в газете "Коммерсант" всего лишь 3 дня назад.    Но выжать скандал из того сюжета было проблематично, поэтому хайпожоры начали разгонять тему  только после того, как появилось ее продолжение. Почему так? Потому, что в продолжении предыстория уже полностью не раскры...
      996
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      5 февраля 2023 г. 06:01

      Где похоронен легендарный король Артур?

      На верхнем рисунке представлена довольно качественная реконструкция внешнего вида королевского надгробия, как оно должно было выглядеть около тысячи лет назад.Но по соответствующему запросу Яндекс выдаст вам набор изображений, не имеющих ничего общего с данным: И если вы соблазнитесь выразительной фотографией или прорисовкой, предлагаемым...
      1075
      Денис Дидроев Трёп
      24 апреля 2022 г. 06:15

      Государственный гимн в исполнении «онижедетей»? Гениально!

      Теперь «мамкиным протестунам» даже не надо будет бегать на митинги и мониторить сайты иноагентов, чтобы выразить свое недовольство манной кашей, которой их кормят в школьной столовке - администрация сама предоставит сцену и зрителей соберет. За мелкий прайс и полсотни лайков – полный простор для фантазии малолетних клоунов и раздолбаев… Прикиньте коммен...
      2441
      Денис Дидроев Трёп
      22 марта 2022 г. 18:22

      Талоны на продукты питания. Пока что - во Франции.

      Макрон выдаст гражданам талоны на макароны.Во Франции введут продуктовые чеки, чтобы помочь наиболее бедным домохозяйствам и среднему классу справиться с мировым продовольственным кризисом. Об этом заявил президент Франции Эммануэль Макрон в эфире радиостанции France bleu."Что мы будем делать в краткосрочной перспективе? Почти то, что было сделано в обл...
      1515
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      6 февраля 2022 г. 19:44

      О Крещении Руси и претензиях к предкам

      Набор исторических претензий, связанных у "противников официальной истории" с Крещением Руси,  сводится в основном к следующему: 1) Почему так поздно, куда подевались предыдущие сотни/тысячи/миллионы лет нашей истории?  2) Занявшись летописанием, церковники монополизировали нашу  историю!   3) Зачем было усваивать чужую религию,...
      1285
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      22 января 2022 г. 03:41

      Влияет ли язык на мышление?

      Поскольку этим вопросом на Конте задаются в основном люди, не интересующиеся "официальной наукой", то попытаюсь раскрыть тему простыми словами, "на пальцах" - как они любят. Не пользуясь терминами и опираясь исключительно на практику и здравый смысл.Итак, влияет ли язык на мышление? В принципе, на мышление влияет любая деятельность постольку, поскольку з...
      1676

      Имеет ли практическую ценность гуманитарное знание?

      Давеча Лекс Кравецкий выдал прямо-таки убойную критику тех наук, которые РАН классифицирует как общественные (экономика, история, антропология,социология, психология др.). Поскольку статья у него очень длинная, и опубликовала ее в контовском блоге  "Дочь Сыровара", у которой я перманентно в ЧС, то ответ будет кратким и без цитат. Постараюсь  передать авторск...
      925
      Денис Дидроев Трёп
      31 декабря 2021 г. 04:15

      Игры детские, университетские…

      Ну вот, и у нас наметилась своя Грета Тунберг. Правда, не столько в экологии, сколько в психологии/педагогике – зато местная, на отечественном субстрате возросшая. Даже странно, что вокруг столько критиков! «Ах нехороший отец - отнял у ребенка детство, погнал изучать Юнга, Фрейда и Пиаже!». Мол, о будущем юной психологини он не подумал, а ведь ей до полноценного конс...
      889
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      2 декабря 2021 г. 23:13

      Разговор о Торжке, или Почему Новгород избежал разорения.

      Поскольку у определенной части комментирующих на данном ресурсе представление о дискуссиях довольно своеобразное, будет нелишним опубликовать тут отрывок из небольшой беседы на тему монгольского нашествия. Все участники реальны, все совпадения случайны, ни одного непечатного слова из записи удалять не пришлось, поскольку чудесным образом ...
      1158
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      26 августа 2021 г. 16:35

      Как два веселых математика отправили Лондон в Азию

      Однажды двум веселым математикам попался в руки перевод средневековой латинской рукописи "История бриттов" Гальфрида Монмутского. - Бритты? Отлично! - обрадовались они. - Сейчас мы всё узнаем про Оккама и его бритву!Но несмотря на долгие поиски, веселым математикам не удалось найти в тексте даже упоминания об этом ученом монахе. - Безобразие! На кой черт...
      1613
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика