Великая Отечественная Война самое страшное событие произошедшее в 20 веке. Эта бестия пропитана кровью миллионов людей, их слезами, болью и страхом. В то же время, в эти тяжёлые времена, наша родина показала всему миру пример мужества, стойкости и героизма и смогла искоренить фашизм. Учителя, врачи, поэты и музыканты, моляра и фотографы внесли свой вклад в общую победу. Сейчас я уверен, что многие из вас даже не знают и 5-ти имен фотокорреспондентов ВОВ. Что же, пришло время узнать их имена.
Прежде чем начать, хочу рассказать о предпосылках создания фотокорреспонденции и о фототехники военного периода.
По приказу главнокомандующего в 1941 году было создано «Советское Информационное Бюро», в его задачи входило: 1) руководство освещением международных событий и внутренней жизни СССР в печати и по радио; 2) организация контрпропаганды 3) освещение событий и военных действий. Связи с этим, появились, так называемые фронтовые фотокорреспонденты, обычно в каждой части находилось по несколько человек. Во время боевых действий фотографы делали пару снимков и передавали их в тыл при помощи воздушной почты или лично в руки работников печатных изданий, которых перебрасывали самолетом, они писали заметки и оперативно возвращались обратно.
«Боевая подруга» советского фотографа.
Помимо каски, ножа, пару магазинов патронов и винтовки в амуниции фотокорреспондентов входил и ФЭД-С – советский фотоаппарат, простонародье названый «советской лейкой». Данный агрегат является прототипом немецкого аналога Leica и Leica II имевший огромную популярность в Европе. Производство ФЭД-С началось в 1934 году на «Фотозаводе им. Ф.Э. Дзержинского» (отсюда и аббревиатура камеры — Феликс Эдмундович Дзержинский) в городе Харькове. Техническая составляющая фотоаппарата довольно приемлемое. Диапазон выдержки был от 1\20 до 1\500 секунды, имелся стандартный видоискатель с небольшим зумом и объектив 3.5\50. К сожалению, данная техника была далека от совершенства. У фотоаппарата был выявлен ряд существенных недостатков, связанных с неготовностью нормального функционирования в суровых погодных условиях нашей страны. Например, зимой корреспонденту приходилось прятать камеру в шубу или телогрейку, так как холод и снег выводил из строя шторку затвора. Еще одним недостатком являлась оптика, чтобы сделать качественный снимок, приходилось вплотную подходить к эпицентру боевых действий и буквально молится чтобы не ненароком не словить пулю. Дефицит пленки, как и обычной так и цветной, запчастей, а также низкий уровень качества снимков, делало процесс получения хорошей фотографии почти невыполнимой задачей, но все же, несмотря на все это и здесь были свои мастера и таланты фотодела.
Запечатлевшие победу
Во время войны тысячи фотокорреспондентов рисковали жизнями и при этом делали первоклассные снимки. Немногие вернулись живыми, а те кто вернулись оставили свой след в мировой истории. Далее речь о пойдет об авторах самых знаменитых снимков Великой Отечественной. По тем, по чьим фотографиям можно узнать всю жестокость битв и сладость побед. Вот несколько из них:
Евгений Халдей
Халдей родился Юзовке (ныне Донецк) и с 13-лет начал увлекаться фотографией. На его снимках запечатлены бои за освобождение Севастополя, Новороссийска, Керчи, а также Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии, но и конечно же взятие Берлина. Его работы выходили на первой полосе газеты «Известия». 2 мая 1945 года им был сделан знаменитый снимок «Знамя победы над Рейхстагом», ставшим мировым символом окончания войны.
На тот момент Халдею было 28 лет. Также впечатляющим остается работа «Дорогами войны», заснятая недалеко от Киева.
Участник съемок Потсдамской конференции. Фотограф Нюрнбергского процесса. Это Евгений Халдей стоит со своим фотоаппаратом рядом с трибуной исторического судебного процесса.
Макс Альперт.
Альперт родился в 1899 году в Симферополе, обучался фотоискусству ателье «Готлиба» Один из основоположников советской серийной репортажной фотографии. До войны работал «Рабочей газете» в Москве. Во время войны был корреспондентом ТАСС и Совинформбюро. Обладал талантом освещения так и военных действий на фронте, так и в тылу. Автор работы «Комбат» - одного из известнейших снимков того времени.
Павел Трошкин
Заключительный герой данной статьи, но далеко не последний. Павел родился 1909 году, также в городе Симферополе. Участник 3-х войнах: на Халхин-Голе, Финской войне и Великой Отечественной. Его работы менее известны чем у вышеупомянутых, но не менее впечатляющие. Лично мне понравилось фото, где снайперы подразделения старшего лейтенанта Лунина ведут огонь по самолетам противника. Погиб в 1944-м году на Западной Украине.
Подводя итог, хочется отметить, что героизм этих людей - бесценен. Каждый из них герой и по совместительству фотохудожник, сумевший пронести по трудным дорогам жуткой войны не только себя, но и искусство – искусство фотографии.
Антон Мосолов
Оценили 9 человек
15 кармы