• РЕГИСТРАЦИЯ

75-летию Великой Победы посвящается: Военные рассветы и закаты

2 423

Вновь приближается самый главный праздник в году – 9 мая, День Великой Победы, Победы в Великой Отечественной войне. О ней и в те тяжёлые страшные годы и уже после Победы и окончания Второй мировой было написано немало. Многие писатели уходили в действующую армию, становились военными корреспондентами. Затем из воспоминаний вернувшихся солдат, чья юность пришлась на военные годы, сформировалась знаменитая «лейтенантская проза» - это не цикл, а целое художественное течение рубежа 1950-60-х гг. Началась она с романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957 г.).

Однако, я хочу сегодня рассказать о другой книге, затем немного о её первой экранизации, которую я хорошо знаю и люблю. Как и другие фильмы о той войне я лично никогда не могу смотреть спокойно: «Офицеры», «В бой идут одни «старики», «Горячий снег», «Живые и мертвые». Почти все эти фильмы имеют прекрасную литературную основу - великие книги.

И в этот ряду значимое место лично для меня, на мой взгляд, занимает повесть писателя Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о военной заставе на краю карельского леса, откуда пять девушек-зенитчиц пошли за своим старшиной на боевое задание. Ведь в то страшное время для достижения перевеса наших, советских солдат, для Победы служили все, и мужчины, и женщины, и дети, и на фронте, и в тылу . Целью было собрать все имеющиеся силы и победить врага, отстоять свою землю, Родину и право жить в мире и согласии с другими и с собой. В случае этих девушек – защитить свою заставу от 16 немцев с автоматами, не дать врагу подорвать железную дорогу. Тем самым землю нашу защитить, родителей своих и близких. История эта вышла в свет на страницах журнала «Юность» в 1969 г.

Фильм-экранизацию снял 1972 г. классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии он вспоминал, сам будучи фронтовиком — фильм был снят им в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.

У каждой героя этой повести и кинокартины есть своя история жизни довоенной, история о том, почему и как они попали на фронт. Дочь лесничего Лиза, что умеет правильно крякать и всё примечает, потому что в лесу выросла. Дочь еврейского врача Соня, которую старшина взял с собой на это задание потому, что она знала немецкий – могла быть переводчиком. Девочка Женя, воспитанная отцом, как мальчик, ездившая с ним в тир и на охоту, а потом укрытая кем-то от смерти, потому что на ее на глазах немцы расстреляли всю её семью, однако, осуждаемая в полку за то, что она «прилепилась» к знакомому ей с детства генералу, другу отца (стала его любовницей, чтобы выжить, не сойти с ума от одиночества и этой картины гибели родных, постоянно стоящей перед глазами). Самая младшая из них девочка Галя – подкидыш с придуманной в детдоме фамилией Четвертак, из-за маленького роста, в детдоме, расположенном в монастырских зданиях, придумывала призраков, а потом придумала себе маму-медработника и приписала пару не хватавших ей лет, чтобы попасть на фронт. Рита Осянина до войны успела – единственная из них – познать обычное, но такое ценное, женское счастье: выйти замуж и родить ребёнка, сына. Но затем в первый же день войны её муж погиб в атаке, и она «окаменела» внутренне, работа сначала в комитете жён младшего комсостава, а потом - в зенитом расчёте: «Даже гибель мужа отошла куда-то в самый тайный уголок памяти: у нее была работа, обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно и хоть не удалось пока ее расчету сбить вражеский самолет, но немецкий аэростат прошить ей все-таки удалось. Он вспыхнул, съежился; корректировщик выбросился из корзины и камнем полетел вниз…».

Автор показывает каждого из этих вполне обычных людей, которые становятся необычными в непридуманных обстоятельствах войны– становятся героями, потому что в нашем народе заложены вот эти огромные силы, о которых мы до определенного момента и сами не знаем. Не знали об этих силах и девушки, когда пошли на фронт. Но пошли они не потому, что они не могли иначе. Могли, они же девушки – девушки не должны воевать. Потом скажут в другом произведении: «У войны не женское лицо». Не знали и в описанный момент, когда они выходят на задание, что не вернутся назад.

Каждый из них раскрывается через свои действия, поведение, потому что реальных мыслей их автор почти не показывает. На это в действии их истории нет времени. Реальные люди, пережившие войну, как и те героини, переступали через себя, через страх, чтобы только сдержать немцев. Те девочки не дали фашистам выйти к Кировской железной дороге и подорвать её. И вместе с этими девочками Васков, который только и умел, что воевать и выполнять приказания. Не хватало ему образования, но за исполнительность и упорство ценило его начальство. Вот его мысли открывает писатель перед нами.

Открывает потому, что эти пять почти школьниц встали «в ружьё», заняли свою боевую позицию под его руководством, доверили ему свои жизни. Сначала они просто выполняли приказ, а затем мы видим каждую из них его глазами и сродняемся с ними, как и он.

Лиза верила в лучшее и в любовь назло своей беспросветной жизни. И именно поэтому вызвалась побежать выполнять любое приказание Федота. Она так надеялась полюбить его также крепко, как этот свет впереди. Для неё «жизнь была понятием реальным и ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра, она пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела…». Но иногда лишь один неверный шаг, одно торопливое движение решает всё и стоит нам жизни…

Соню узнать они не в полку, ни он, Федот вместе с ними, почти не успели. Но она не роптала, что потеряла родителей и того мальчика, с которым хотели они пожениться перед войной. Или на то, что командир их Федот – без образования. Она всё равно читала сама себе вслух стихи, то есть сохранял внутри веру в лучшее, как и Лиза. А ещё скорее хотела завоевать их доверие, и его – в первую очередь, поэтому побежала за тем, случайно оставленным им на карельских камнях подарком – вышитым кисетом табаку…

Галя, правда, испугалась больше всех и не смогла, не успела победить в себе этот страх. Была она совсем ещё ребёнок. Сама не понимала, наверно, зачем и как попала на фронт и в эту ситуацию. Хотел Федот взять её с собой, именно её туда, в лес, чтобы вести разъяснительную работу. Ведь он просчитывал каждый ход свой и врага даже на несколько вперёд, как человек, как и Лиза, привычный к лесной жизни. Как ему иначе, без таких навыков победить было когда-то медведя, а в этой ситуации – гитлеровцев этих победить и девочек сохранить… Да не успел вот в случае с Галей…

Женя… яркая привлекла немцев, спев «Катюшу» на берегу лесного озера, когда они в роли лесорубов пытались запутать, сбить с толку тех врагов – выиграть время для подхода сил помощи, за которой убежала Лиза… Хитрая, по-хорошему изворотливая рыжая Женька помогала Федоту, открыла свой счёт убитым фашистам. И увела их оставшихся за собой от тяжело раненной Риты и Федота, для которого они вдвоём с Ритой стали уже как сестры родные, когда он вернулся, нашёл их на тех позициях, им указанных.

Почти единственное отличие между книгой и сценарием фильма я нашла в том, что в картине рыжая Женька, героиня молодой Ольги Остроумовой, погибает последняя и перечисляет всех девочек, выпуская в немцев очередь, зная, что последняя пуля врагов всё равно настигнет её. Там, читая это произведение, как и любое другое о войне, понимаешь, проживаешь с героями, как же это много – один день. Как много уже с ними произошло со «вчера». В наше время многие из нас вот этого ощущения совсем не понимают о войне: как это много «один день».

По книге Женя погибает раньше, чем происходит главная сцена объяснения Федота и Риты, которая в моих глазах многое, главное открыла о ней, этих девочках и всех реальных солдата, мальчиках и девочках, принесших на алтарь Победы свои жизни.

«Здесь у меня болит. — Он ткнул в грудь: — Здесь свербит, Рита. Так свербит!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

— Ну зачем так… Все же понятно, война…

— Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли! Что ж это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, — там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом!

— Не надо, — тихо сказала она. — Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал…». Зная, что погибнет, Рита просит Федота вырастить её сына Человеком, он понимает её и выполняет наказ.

Каждый герой произведения на наших глазах становится Героем, памятником словно бы самому себе. Ведь они держались до последней минуты. И держали свою линию обороны, которая по сути стала скорее душевной, внутренней работой, чем физической, внешней: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать. Держать эту позицию, а то сомнут — и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют — значит живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!..». И они держали, погибали каждая за своих мам, будущее счастье… отдавали жизни, но держали в своих руках судьбу своей страны.

Простите за «спойлеры», как теперь говорят. Я открыла для себя и рассказала вам почти всё это произведение. Но прочитав его, как будто ещё раз посмотрев ту первую экранизацию руки режиссёра Станислава Ростоцкого, я видела их живыми героями, пусть и теперь навсегда в исполнении именно тех артистов: Андрей Мартынов (Федот), Елена Драпеко (Лиза), Ольга Остроумова (Женя), Ирина Долганова (Соня), Ирина Шевчук (Рита), Екатерина Маркова (Галя). И наверняка, не просто так для всех них эти роли стали знаковыми, принесли известность и любовь народа, теперь уже, можно сказать, навсегда. И не просто так, если заглянуть в комментарии людей на сайтах о кино, там об этой картине едино мнение: «драгоценна книга Бориса Васильева, и фильм фронтовика Ростоцкого - это эталон. Как вообще можно сравнить эти "поделки" с гениальным фильмом С.И. Ростоцкого! У него что ни эпизод, то шедевр…». Я не стану говорить ничего плохого о современных экранизациях этой книги (есть российская и корейская), пусть каждый выбирает для себя. Однако, мне фильм, о котором идёт речь, гораздо больше по душе. Он каждый раз ни оставляет равнодушным, пробивает зрителя на слезу.

И пусть для нас эти артисты останутся воплощением мужества простых людей, которые реально принимали на себя все удары Великой Отечественной войны, вынесли на своих плечах все её тяготы и выковали Великую Победу. Эти реальные зенитчицы, лётчицы, медсестры, которым сегодня за 90 лет, одни из них не могут сесть в самолёт и прилететь к родным из-за подводящего здоровья. А другие и опускаются на глубины с аквалангом, и поднимаются в небо, вылетая в свободном полете с инструктором в облака, и гоняют на картинге. И пишут книги воспоминаний, несмотря на то, как им тяжело и больно всё это вспоминать – потому, что не хотят быть железными (железо ржавеет), а хотят и могут быть стальными! Не забудем о войне и о тихих зорях, завоеванных теми девчонками и мальчишками со школьной скамьи, для всех нас!

Крепкого здоровья желаю и глубочайшую благодарность выражаю им - живым солдатам Победы! Всех, у кого в душе жива ещё память о событиях нашей общей истории, всю Россию и нашу маленькую в общем-то планету, поздравляю с праздником, с ДНЁМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ, КТО ПОГИБ ЗА РОДИНУ! МИРНОГО НЕБА НАД ГОЛОВОЙ ВСЕМ НАМ!

Апрель 2020 г., Ульяновск

Ульяна Кутузова

Коллективный персонаж студентов - журналистов

    Десять украинцев в Ростове избили "вагнера", бравшего Бахмут. Взяли 4-х
    • Hook
    • Вчера 09:59
    • В топе

    Я понимаю, конечно, Ростовская область находится в самой большой зоне риска, поскольку имеет наиболее длинную границу с зоной СВО - Донецкой и Луганской народными республиками. И еще понимаю, что ...

    Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

    Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...

    Поджигатели вертолета

    Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Корней Гречка 22 июня 2022 г. 14:39

      «Иваново детство»: прекрасен ли мир, являющийся во снах?

      Ровно 81 год назад, 22 июня 1941 года, ранним утром без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. К этому времени нацистами были порабощены многие европейские страны, и советский народ принял на себя самый мощный удар. Но мы победили и выстояли, благодаря не только мощи оборонной техники и стратегии, но и силе нашего духа.Сегодня я бы хотела ...
      754
      Корней Гречка 29 мая 2022 г. 11:54

      Мой театр

      Тема театра продолжает вдохновлять наших студентов, вызывать рефлексию о трансформации современного искусства, его задач и посыла. Иногда наши наблюдения заканчиваются восторженными рецензиями о той или иной постановке, а иногда - в голову приходят не такие радужные мысли о том, что сейчас представляет собой театральное искусство для массового зрителя. Нам важны и инт...
      521
      Корней Гречка 26 мая 2022 г. 17:55

      «Человеческая жизнь похожа на коробок спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно, обращаться несерьезно – опасно».

      Человеческая жизнь – не такая простая штука, как может показаться на первый взгляд. Есть моменты, когда нужно рассудить трезво и серьезно, а есть моменты, в которых прикладывать особого ума не приходится. Если сравнить человеческую жизнь с коробком спичек, то можно рассудить так: каждая спичка – это наше определенное действие, эмоция, желание и тд. И от...
      745
      Корней Гречка 2 июля 2021 г. 16:24

      К 100-летию Театра Вахтангова Ч.2

      Незабываемые впечатления от спектакля «Евгений Онегин» Театра им. Е.Б. Вахтангова в Ульяновске23 апреля в историческом здании Ульяновского областного драматического театра им. И. А. Гончарова «давали» постановку «Евгений Онегин», билеты были куплены нами почти за месяц. И мы с родителями отправились туда в предвкушении хорошего вечера. Предвкушение это было основано н...
      856
      Корней Гречка 2 июля 2021 г. 15:51

      К 100-летию Театра Вахтангова

      Государственный Академический Театр имени Евгения Вахтангова в этом году отпраздновал свой столетний юбилей. К этому событию было приурочено множество мероприятий и публикаций, и мы тоже не смогли остаться в стороне. Особенно нам хотелось бы отметить, что именно в этом театре играл Василий Семёнович Лановой, выдающийся советский актер, украсивший своим талантом такие ...
      862
      Корней Гречка 31 декабря 2020 г. 20:52

      Новогодний карнавал: Гумилёв

      Гадко и неспокойно на душе. Ни одной годной строчки из-под пера не идет. Скучно и тоскливо сидеть в этом проеденном молью кресле, даром, что новогодний вечер. А когда так паршиво, жизни свойственно вытворять с тобой всякие фортели. Можно негодовать и яриться, не понимая, почему именно со тобой, почему именно сейчас. А можно отряхнуть снег с видавшего ви...
      1149
      Корней Гречка 28 декабря 2020 г. 03:01

      Новогодний карнавал: Владимир Маяковский

      ...Прогулялся с мёртвым Маяковским по зимней Москве... Холодно, аж лапы сводит... ...Главные герои пьесы "А Почему Пьеса?". Я - причёсанный со всех сторон пудель с чёрной шерстью. И в ошейнике!Владимир - высокий мужчина сурового лица и с простреленной грудью - кровь уже свернулась, но одежда всё ещё покрыта чёрными пятнами.- А ты чего?- А ты?- Ты про что...
      858
      Корней Гречка 26 декабря 2020 г. 16:35

      Новогодний карнавал: Сергей Есенин

      Ваших душ безлиственную осеньМне нравится в потемках освещать... и стихи у вас дурацкие. Формой, формой плохо владеете, товарищ Мандельштам, - сказал я, вальсируя на месте с шубой на одно плечо, безуспешно пытаясь попасть рукой в рукав. Представив, как, вероятно, это выглядело со стороны я почувствовал, что мой рот расплылся в улыбке, и добавил: - ...
      1495
      Корней Гречка 24 декабря 2020 г. 11:30

      Новогодний карнавал: Кузьма Петров-Водкин

      Набросок счастья Хороши в Хлыновске зимы. Эта мысль не покидает меня с того момента, как я приехал в Москву. Там – спокойствие и раздолье, тут – шум и суета. Брожу вдоль улиц шумных, как писал классик, и понимаю, как прельщает меня деревенская жизнь. На часах одиннадцать ночи, я вышел на Тверскую: бесцельно ходят пустым базаром люди, собираются в беспоко...
      848
      Корней Гречка 20 декабря 2020 г. 19:11

      Новогодний карнавал: Игорь Северянин

      Мы открываем предновогодний цикл публикаций "Новогодний карнавал: Ревущие двадцатые!"В ходе его подготовки студенты примеряли на себя различные "маски" выдающихся людей 1920-х годов, отечественных и зарубежных, оказавшихся в необычных обстоятельствах - то ли машину времени все же изобрели, то ли настоящая новогодняя магия сработала... Так вот, наши отечественные герои...
      1367
      Корней Гречка 4 октября 2020 г. 18:39

      Подольские курсанты

          5 октября - День памяти Подольских курсантов, мужественно сражавшихся с врагом на подступах к Москве в 1941 году. Благодаря их героизму был сорван план молниеносной войны, который хотела осуществить фашистская Германия.Стоит в Подольске монумент из стали,И в нем герои тех октябрьских днейБогатырями сказочными встали -Бессмертной стражей Родины своей. ...
      1813
      Корней Гречка 26 сентября 2020 г. 16:14

      Советские пьесы в театральных постановках наших дней

      Сфера искусства подвержена постоянному изменению. С каждым годом мы узнаем о новых стилях, жанрах и технических инновациях, которые стали неотъемлемой частью современного творчества. Даже в театр смогли внедриться различные спецэффекты, графика и подобные технологии. С одной стороны смотрится это очень эффектно, с другой – хочется посмотреть классически...
      741
      Корней Гречка 21 сентября 2020 г. 19:19

      Безграничные возможности в ограниченном теле

      Страхи, сомнения, апатия – вот, пожалуй, три составляющих любого неуверенного в себе человека. Иногда идешь по улице, видишь здорового на первый взгляд человека, знакомишься с ним, общаешься, а потом понимаешь, что некоторые рутинные для тебя вещи и понятия для него равносильны нависшему над головой мечу Дамокла. Особенно остро данный психологический ба...
      2072
      Корней Гречка 16 сентября 2020 г. 14:05

      Феномен мультимедийной выставки

      Всё началось с выставки Ван Гога в центре дизайна Artplay на Курской. Именно там впервые в России была создана и продемонстрирована первая в России мультимедийная выставка. Произошло это в январе 2014 года. И с тех пор мода на такого рода экспозиции «пошла в пляс». Оказалось, что люди вполне готовы платить деньги, чтобы посмотреть даже не на оригиналы к...
      822
      Корней Гречка 31 июля 2020 г. 21:26

      Сегодня и вечно — ЖИВЫЕ!

      Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нём неизгладимых следов. Но если это действительно человек, то ему это только кажется... (К.М. Симонов "Живые и мёртвые") Я не случайно взяла именно эту цитату как эпиграф к сегодняшнему материалу. Потому как слишком много сейчас (спустя 75 лет после Победы) в нашей стране и за её пределами развелось люд...
      990
      Корней Гречка 29 июля 2020 г. 17:58

      Тёмная комната. ч.4

      Наверное в каждом доме существует свой темный шкаф или чулан, в котором мы храним старый хлам или какие-то памятные вещи, а может просто храним там что-то, чем уже не пользуемся много лет и не можем никак от этого избавиться. Каждый предмет, хранящийся в таком месте, имеет свою историю, воспоминания, чувства. Однажды, в один дождливый день, когда особо ...
      870
      Корней Гречка 13 июля 2020 г. 20:01

      Тёмная комната. ч.3

      Приехала я как-то к бабушке в гости. Мы посидели, поговорили. Она попросила сходить на чердак. Раньше я там не была. Поднимаюсь по лестнице, открываю дверь и захожу. Там очень сумрачно, почти ничего не видно. Света, конечно, нет. Дому больше трёхсот лет. Там лежит много старых вещей, картины, какие-то мешки, доски, стекла, про это всё уже никто и не пом...
      634
      Корней Гречка 12 июля 2020 г. 17:47

      Тёмная комната. ч.2

      Я открываю глаза... Дикое похмелье... Но слава богу в комнате темно. Все, что я помню: ничего. Хотя...ничего. Но рядом со мной лежит сабля... и бутылка. И тут на меня нахлынул поток воспоминаний прошлого. Помню как Давыдов кричал : "Шампанского! Ещё шампанского!" Как всегда, он со своим сабражем. Чёртова наполеонщина! Крутили свои усы да девок кадрили, ...
      1097
      Корней Гречка 11 июля 2020 г. 21:00

      Тёмная комната. ч.1

      В самом конце учебного года мы успели реализовать еще один проект, имеющий отношение к русской литературе XVIII века - "Тёмная комната". В этом захламленном, полузаброшенном пространстве мои студенты находят разные безделушки, так или иначе связанные с поэтами того далёкого времени, о котором сейчас никто не вспоминает и не думает. Да, это все далеко от нас сегодняшни...
      854
      Корней Гречка 27 июня 2020 г. 17:07

      Ангелы и демоны в русской поэзии XVIII-XIX вв.

      Ангел и демонПодъемлют спор за человекаДва духа мощные: один —Эдемской двери властелинИ вечный страж ее от века;Другой – во всем величьи зла,Владыка сумрачного мира:Над огненной его порфиройГорят два огненных крыла.Но торжество кому ж уступитВ пыли рожденный человек?Венец ли вечных пальм он купитИль чашу временную нег?Господень ангел тих и ясен:Его живи...
      1215
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика