• РЕГИСТРАЦИЯ

Орлица на гербе

18 896


Похоже, наш двуглавый орёл − о ужас ужасный! − это орлица.

Тут, понятное дело, версия. Которой, однако, есть весьма серьёзное подтверждение, случайно высмотренное в ЯВ [1-2-4-1]. А "случайно" потому, что ранее не понимал сути прочитанного. А тут – бах и осенило. А опосля и умилило немного.

Вот скрин того ведийского текста, где нужный стих выделен жёлтым:


И вот он же, но уже кириллицей:

чiда̍сi ма̮нāᵅсi̮ дхира̍сi̮ дакщɪ̍н̣ā |1| ᵅсi йа̮джн̃iйā̍ᵅсi

кща̮трiйā̮ᵅсйадi̍тiрасйубха̮йата̍хъ ширщн̣и̮


И вот опять же он, но уже без ударений и с разбивкой на строки:

чiд-асi манā-ᵅсi

дхир-асi дакщiн̣ā-ᵅсi

йаджн̃iйā-ᵅсi кщатрiйā-ᵅсi

адiтiр-асй-убхайатахъ ширщн̣и


И вот снова он же, но после небольшой корректуры:

(ты) чiтъ есi , (ты) манā есi ;

(ты) дхи̽ есi , (ты) дакщiн̣ā есi ;

(ты) йаджн̃iйā есi , (ты) кщатрiйā есi ;

(ты) Адiтi̽ есi , убхайата̽ ширщн̣и .


Во, хоть и непонятно, но чужим и неродным не кажется. Особо, как в "асi" признали старославянское "есi" и поняли как нынешний глагол "есть", в смысле "быть".

Сам же стих посвящён богине Адити. В трёх первых строках перечислены её эпитеты, а в последней говорится про её головы (ширщн̣и). Кои, как сказано, ОБАПОЛО (убхайато) расположены. То есть "на две стороны".

Откуда и вывод: голов – две. Ибо что ОБАПОЛО, что УБХАЙАТО – это буквально "на обе стороны". Или, более точно, "на обе половины".

Вот как этот стих перевёл кембриджский профессор санскритологии по фамилии Кейт ещё в 1914-м году:

f Thou art thought,

thou art mind,

thou art meditation,

thou art the gift (to the priests),

thou art of the sacrifice,

thou art of kingly power,

thou art Aditi, double-headed.


А это мой перевод его перевода:

6. Ты есть мысль,

ты есть ум,

ты есть медитация,

ты есть дар (священникам),

ты есть жертва,

ты есть царственная власть,

ты есть Адити, двуглавая.


У самого же немного иначе вышло:

(ты) ум еси , (ты и) разум еси ;

(ты) прошение еси , (ты и) подношение еси ;

(ты) жертвенность еси , (ты и) царственность еси ;

(ты) Адити еси , на обе стороны головы .


Вот.

Откуда и узнаём, что у матери богов Адити были головы на обе строны. Причём, не голова, но именно головы (ширщн̣и). Откуда же и интрига: неужто именно эта Адити и на гербе нашем присутствует? В виде – о ужас! – орла российского?

Тем более, что в "Яджурведе" неоднократно поминается некая неименуемая Птица.

Блин горелый, коль так, то тогда символика наша ну очень интересной выходит. Очень-очень! Поскольку ведийская Адити – это супруга Творца и мать богов-адитьев, богов-солнц. Один из которых − Индра. Коего славянская традиция по некой специфичной причине прекратила именовать по имени и стала звать то Даждьбогом, по одному из эпитетов, то просто Дедом. Почему и в Адити усматривается славянская богиня Макошь. Или Мокошь. А как правильно – никто не знает точно. Сам же полагаю, что через "а", Макошь.

Вот.

А теперь глянем, что про Адити нам Вики талдычит:

А́дити (санскр. अदिती — букв. «свободная», «несвязанная») — в ведийской религии олицетворяет собой женское начало, высшее воплощение материнства и воплощение световой энергии Вселенной. Адити — жена мудреца Кашьяпы и мать двенадцати богов-адитьев (суров)...  В тексте «Шатапатха-брахманы» Кашьяпа отождествлён с черепахой, образ которой принял Праджапати при сотворении мира, и соответственно всё живое считается его потомством.

===

У-гу.

После чего максимально внимательно посмотрел картинки в И-нете по запросу "Адити". Их оказалось очень много. Индийцы по отношению к Адити расстарались от души. И вот наиболее понравившаяся:


Однако, ни на едином из сотен изображений нет двуглавой Адити. Ни в человеческом облике, ни в облике птицы, ни ещё каком. Что говорит, а точнее вопиёт о том, что индийцы давненько не читали "Яджурведу".

Почему, кстати говоря, и складывается впечатление, что кроме меня и Кейта эту самую информативную книгу Веды вообще никто не читал. А коль кто и читал, то по диагонали.

Очень надеюсь, что ошибаюсь.

Вот.

Понятное дело, что предположение касательно двуглавой орлицы на нашем гербе − ни разу не факт. Но и исключать сего разом и навсегда не стоит. Хотя бы потому, что до сего дня о половой принадлежности двуглавого орла − что нашего, что византийского, что хеттского − никто ни только не говорил, но даже и не размышлял. А там прилично вопросов возникает. Например, такой: коль ведийские боги-адитьи, а по-нашему Адитичи, себя по женской линии блюли, а не по мужской, то не евреями ли они – о очередной ужас! – были? Или наоборот-вопрос: коль у евреев родство по женской линии идёт, то не ведийское ли это наследие?

Вот.

Кстати, на законный вопрос, есть ли в Веде евреи, отвечаю: есть. Но их пока кроме меня никто не увидел. И причина тому – та же: "Яджурведу"не читают. Переводы же "Ригведы" и "Самаведы" оставляют желать лучшего. И грамотого переводчика. Причём слависта. Ибо читать Веду не понимая старославянской речи, да во всей её и восточной и западной, и северной и южной красе – не шибко перспективное занятие.


***

Лучше меньше, да чище

    На хитрых партнеров найдется что-нибудь с левой резьбой
    • pretty
    • Вчера 07:09
    • В топе

    КВАДРАТУРА  КРУГАРазговоры о переговорах напоминают перебрасывание друг другу горячей картошки из костра. Держать ее долго никто не хочет: можно обжечься, каждая сторона пытается поскорее от нее ...

    "Идея, спасавшая жизни". Зачем российские солдаты в Чечне чулки от радиации носили

    На фото и видео времен чеченской войны можно увидеть любопытную вещь. Российские солдаты часто носят не сапоги или берцы. А весьма необычную зеленую обувь, вроде длинных чулок.На самом ...

    Начинается строительство колоссальных газопроводов в Иран мощностью в два «Севeрных потока» или чего добилась Германия

    На днях иранская сторона раскрыла детали соглашения между Россией и Ираном по газу. Стали известны подробности о мощности и месте строительства новых колоссальных газопроводов, которые ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      БЫЙ гл.34-40

      ГЛАВА 34 [Вāдж. 34.1] йаджджйāграто дӯрамудаити даивантаду суптасйа татхеваити | дӯран̄гаман̃джйотищāн̃джйотирекантанме манах̣ шивасан̄калпамасту 1 Как пробудившийся ввысь взлетает неба и отуда во спящего когда так проникнет, иным проникнув светом во свет общий, тот мне дух в целительстве пригодным будет пусть! ◇◇◇ Этим стихом Бый начинае...
      119

      БЫЙ гл. 24-32

      ГЛАВА 24 [Вāдж. 24.20] васантāйа капин̃джалāнāлабхате грӣщмāйа калавин̄кāн-варщāбхйаститтирӣн̃чхараде вартикā хемантāйа какарāн̃чхиширāйа викакарāнъ 20  Весне рябчиков жертвует; лету — воробьёв; дождям — куропаток; осени — перепелов; зиме — какар {?}; оттепели— викакар {?}. ◇◇◇ Последних двух птиц словари не знают. Более того, этих сл...
      158

      БЫЙ гл.21,22,23

      ГЛАВА 21 [Вāдж. 21.7] сунāвамāрухейамасравантӣманāгасамъ | шатāритрāм̐ свастайе 7 На прекрасный чёлн взойду, не текущий, безупречный, стовесельный, счастья ради! ◇◇◇ Тут при переводе получилось соблюсти поэтический метр стиха гаятри и сохранить каждое ведийское слово на его исконном месте. Что не часто случается. Правда, ради сохранения р...
      238

      БЫЙ гл.19,20

      Вторая часть ГЛАВА 19 [Вāдж. 19.20] пашубхих̣ пашӯнāпноти пурод̣āшаирхавӣм̐щйā | чхандобхих̣ сāмидхенӣрйāджйāбхирващат̣кāрāнъ 20 [Жертвуя] животными [он] животных распространяет, [жертвуя] пирогами ― [обрядовые] литии, [жертвуя поэтическими] метрами ― возжигающие [огонь] стихи, [жертвуя] славлениями ― «Ващат» кличи. ◇◇◇ Этот яджус привожу...
      172

      БЫЙ гл. 17,18

      ГЛАВА 17 [Вāдж. 17.2] имā ма⁰агна⁰ищт̣акā дхенавах̣ сантвекā ча даша ча даша ча шатан̃ча шатан̃ча сахасран̃ча сахасран̃чāйутан̃чāйутан̃ча нийутан̃ча нийутан̃ча прайутан̃чāрбудан̃ча нйарбудан̃ча самудрашча мадхйан̃чāнташча парāрдхашчаитā ме⁰агна⁰ищт̣акā дхенавах̣ сантвамутрāмущмим̇ллоке 2 Эти мне, о Знич, кирпичи коровами пусть станут:1 и...
      342

      БЫЙ гл.14,15,16

      ГЛАВА 14 [Вāдж. 14.14] вишвакармā твā сāдайатвантарикщасйа прiщт̣хе джйотищматӣмъ | вишвасмаи прāн̣āйāпāнāйа вйāнāйа вишван̃джйотирйаччха | вāйущт̣едхипатистайā деватайāн̄гирасвадъдхрувā сӣда 14 Всего Создатель тебя усадит пусть междумирья на хребте, сияющего! Каждому выдоху, вдоху, роздыху весь свет наладь! Стрибог твой владыка: этим бож...
      394

      БЫЙ гл.12,13

      ГЛАВА 12 [Вāдж. 12.4] супарн̣оси гарутмāм̇стриврiтте широ гāйатран̃чакщурбрiхадратхантаре пакщау | стома⁰āтмā чхандāм̐сйан̄гāни йаджӯм̐щи нāма | сāма те танӯрвāмадевйам̇йаджн̃āйаджн̃ийампуччхандхищн̣йāх̣ шапхāх̣ | супарн̣оси гарутмāндиван̄гаччха свах̣ пата 4 Прекрасная птица ты, Гарутман: «Тривритъ» у тебя — голова; «Гайатра» — око; «Брих...
      87

      БЫЙ гл.10,11

      ГЛАВА 10 [Вāдж. 10.1-2] апо девā мадхуматӣрагрiбхн̣аннӯрджасватӣ рāджасвашчитāнāх̣ | йāбхирмитрāварун̣āвабхйащин̃чанйāбхириндраманайаннатйарāтӣх̣ 1 врiщн̣а⁰ӯрмираси рāщт̣радā рāщт̣рамме дехи свāхā врiщн̣а⁰ӯрмираси рāщт̣радā рāщт̣рамамущмаи дехи врiщасеноси рāщт̣радā рāщт̣рамме дехи свāхā врiщасеноси рāщт̣радā рāщт̣рамамущмаи дехи 2 Воды б...
      131

      БЫЙ гл.8,9

      ГЛАВА 8 [Вāдж. 8.9] ахампарастāдахамавастāдйадантарикщантаду ме питāбхӯтъ | ахам̣ сӯрйамубхайато дадаршāхандевāнāмпараман̄гухā йатъ 9 Я сверху {в сварге}, я и снизу {на земле} был, а в междумирьи то [светило] мне отец был. Я [междумирья] солнце — разом с двух сторон узрел. Я у богов [держатель] главный тайн [их] стал. ◇◇◇ В этом яджусе ув...
      164

      БЫЙ гл.6,7

      ГЛАВА 6 [Вāдж. 6.17] идамāпах̣ правахатāвадйан̃ча малан̃ча йатъ |  йаччāбхидудрохāнрiтам̇йачча шепе⁰абхӣрун̣амъ | āпо мā  тасмāденасах̣ павамāнашча мун̃чату 17 Это, воды, унесите и порочное, и грязь что, и что взято не по прави, и что проклято бездумно! Пусть вода грех этот мой, очиститель как, сведёт! ◇◇◇ Тут мы прочли и ни рич...
      119

      БЫЙ гл.5

      [Вāдж. 5.6] агне вратапāстве вратапā йā тава танӯрийам̣ сā майи йо мама танӯрещā сā твайи | саха нау вратапате вратāнйану ме дӣкщāндӣкщāпатирманйатāману тапастапаспатих̣ 6 О Зничь, Обетов хранитель: твоё, о Обетов хранилище, одно из твоих тел, теперь на мне, а то, что на мне тело, оно на тебе. Вместе мы, Обетов бог, — единые в обете. Заси...
      185

      БЫЙ гл.4

      ГЛАВА 4 [Вāдж. 4.4] читпатирмā пунāту вāкпатирмā пунāту дево мā савитā пунāтваччхидрен̣а павитрен̣а сӯрйасйа рашмибхих̣ ... 4 Владыка мысли пусть меня очистит! Владыка слова пусть меня очистит! Бог Савитар меня очистит пусть безвредным очищеньем, лучами солнца!  ◇◇◇ Выше уже говорил, что Быева «Жереведа» — это практически гимн чистот...
      228

      БЫЙ гл.3

      ГЛАВА 3 [Вāдж. 3.13] убхā вāминдрāгнӣ⁰āхувадхйā⁰убхā рāдхасах̣ саха мāдайадхйаи | убхā дāтāрāвищāм̐ райӣн̣āмубхā вāджасйа сāтайе хуве вāмъ 13 Обоих вас, Даждьбог и Зничь, да закличу, обоих вас радогощью да потешу; оба ― податели хлеба для внуков божьих, обоих на ВАДЖИ добычу зову вас! ◇◇◇ Тут мы прочитали ни яджус «Яджурведы», но ричь «Ри...
      241

      БЫЙ гл. 2

      ГЛАВА 2 [Вāдж. 2.10-11] упахӯтā прiтхивӣ мāтопа мāмпрiтхивӣ мāтā хвайатāмагнирāгнӣдхрāтсвāхā || упахӯто дйаущпитопа мāндйаущпитā хвайатāмагнирāгнӣдхрāтсвāхā | девасйа твā савитух̣ прасавеашвинорбāхубхйāмпӯщн̣о хастāбхйāмъ | пратигрiхн̣āмйагнещт̣вāсйена прāшнāми 11 Призвана Протева-мать! И меня Протева-мать пусть призовёт! Огонь [я] , от о...
      227

      БЫЙ гл.1

      От чужой от стороны до родной переходи: где я есть, ту и храни!  «Белая Яджурведа» Предисловие Как-то, двадцати лет не прошло, задался вопросом, а существовал ли на самом деле Царь-Горох? Ну и начал прикидывать легендарных, былинных и летописных персонажей различных эпох и народов на эту эпическую роль, благо, было с чем работать, т.к. накануне нар...
      330

      БОГУМИРОВА ПРАВДА

      Глава 1 1. К Богумиру, что один был, мудрецы явились как-то и, почтив его по чину, с таким словом обратились: 2. «О премудрый, для сословий, кои были изначально, а потом перемешались, огласи закон нам лично! 3. Ты один ведь весь порядок, установленный Творцом, мера чья неизмерима, получить сумел, владыко». 4. Теми спрошенный так прямо, велемудрый, мудре...
      198
      О. М. Воробьёв (Моисеич) 21 июня 2022 г. 18:59

      День разверженных врат

      По уверениям предков день летнего солнцестояния — это самый важный для славян праздник года. Акцентирую, ни один из главных, но самый-самый! В этот день, как сказано, створЯются оси, а точнее «алтари», трёх миров (земного, небесного и междумирья), открываются врата в иномирье, в остальное время запертые неким Алатырь-камнем, и насельники Ирия и Сварги и...
      1548
      О. М. Воробьёв (Моисеич) 17 июня 2022 г. 21:41

      Личные имена берестяных грамот

      Предисловие Не, сначала предупреждение: букв будет ну очень много. Включая Яти, Еры и Юсы. Зато санскрита практически не будет. При том что разуметь его буду от начала до конца. А теперь предисловие. Некоторое время назад на Конте мелькнули несколько статей, посвящённых древнерусским именам. И эта моя статья, изначально даже не планируемая, — ответка то...
      1182
      О. М. Воробьёв (Моисеич) 22 декабря 2021 г. 13:47

      Русские фамилии с санскритскими корнями

      Арии-арии, кругом одни арии! (на мотив известной песенки В. Высоцкого) Предисловие 31 августа 1983 года, вечернее построение первокурсников судоводительского отделения ЛМУ ММФ. Старшина, тоже первокурсник, но уже отслуживший три года на флоте, знакомится с личным составом роты, вчерашними десятикласниками, выкрикивая наши фамилии: - Ас...трАханкин! Стро...
      811
      О. М. Воробьёв (Моисеич) 19 апреля 2021 г. 18:33

      Ведийский заговор против страха

      Страх ― движущая сила любой мировой религии, ратующей за единобожие. Где-то больше, где-то меньше, но везде присутствует. Типа: «64. И в этот День Гореть в Огне вам За то, что не уверовали (в Бога)». Это из «Корана». И у весёлых кришнаитов в их «Шримад Бхѧгаваттам» подобных страшилок дофига и больше. У христиан хоть и немного, зато сильнее струны цепляю...
      705
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика