• РЕГИСТРАЦИЯ

Монферран об энтазисе Александровской колонны

11 685

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Продолжаю доморощенный перевод книги Огюста Монферрана

В качестве предисловия цитирую Н. П. Никитина

"Красота колонны, какую бы роль она не выполняла, заключается, прежде всего в ее пропорциях, т. е. в соотношении диаметров нижнего и верхнего основания между собой, в отношении их к к высоте стержня колонны, а также в очертании её наружного контура, в так называемом утонении (diminution) колонны, в котором существенную роль играет выпуклая кнаружи кривая утонения (le galbe). Для достижения наиболее совершенной формы стержня колонны все крупнейшие архитекторы, начиная с Витрувия, предлагали каждый свой способ утонения и наиболее удачные, по их мнению, соотношения диаметров при различной высоте колонны (с учётом перспективного её сокращения).

т.е. этим самым Монферран в данном случае не признает перспективного сокращения (ракурса)." (Никитин глава 7. стр. 246)

Обращаюсь к тексту автора Александровской колонны.

Глава II (продолжение)

Но давайте вернемся к стволу колонны. Ум, который проявил подрядчик во время работы, и счастливый результат его усилий, побудили меня просить, чтобы ему доверили вырезать её, оставив за собой право руководить этим; но, чтобы контролировать эту работу, я не мог посещать каменоломню так часто, как это было необходимо, поэтому я послал архитектора Паскаля, одного из моих помощников, который провёл там шесть месяцев, в течение которых он округлял монолит в соответствии с наброском, который я ему дал, и в соответствии со средствами, которые я объясню. (Статью об отёске колонны читать тут)

Приведённые самыми известными архитекторами правила для утонения колонн, настолько неточны и так сильно отличаются друг от друга, что их невозможно с какой-либо уверенностью применить для определения правильных пропорций, которые было бы предпочтительно им (колоннам) придать. Витрувий говорит об этом только в связи с дорическим и ионическим ордерами; он хочет, чтобы утонение для большей высоты было пропорционально меньше: так, колонна в 50 футов должна быть уменьшена только на восьмую часть её нижнего диаметра, в то время как колонна в 15 футов будет уменьшена на шестую часть.

Предписывая это правило, автор основывается на ложной видимости, которую придает предметам разстояние: эта причина кажется нам неудовлетворительной; ведь наш глаз, привыкший оценивать размеры тел по их разстоянию, никогда не ошибается.

Что касается выпуклости, которую греки называли entasis, то большинство авторов её не одобряют; она не встречается ни на одной древней колонне в Риме. ФИЛАНДЕР (комментатор Витрувия), ПАЛЛАДИО (Andrea Palladio), СЕРЛИО (Себастьяно Серлио), де ЛОРМЕ (Филибер Делорм), СКАМОЦЦИ (Винченцо Скамоцци), не применяли его, и только ЛЕОН-БАПТИСТ АЛЬБЕРТИ, как известно, изпользовал его, причем с порицаемым превышением. Поэтому я решил для утонения Александровской колонны следовать методу, который применяли древние, не принимая во внимание предписания Витрувия, которому нет примера в римских памятниках, где большие и малые колонны не имеют различных утонений, и где иногда большие колонны даже больше (утонены), чем малые, как сообщает PERRAULT (1).

Пластина из книги Перроля

(1) Ordonnance des cinq especes de colonnes selon la methode des anciens, Perrault, Claude

Этот метод состоит в утонении колонны снизу вверх следующими способами:

Заметим сначала, что нижний диаметр Александровской колонны над листелем составляет 12 футов (3.66м); верхний диаметр под горжетом 10 футов 6 дюймов (3.2м), а высота ствола 84 фута (25.6м).

Разбираем подробности, изпользуя таблицу 14 из альбома Монферрана и чертёж в книге Никитина.

Прежде всего, обращаем внимание, что Монферран совместил в одном чертеже две плоскости - горизонтальную и вертикальную. Изображаем сей момент:

Он пишет:

"Прочертив на горизонтальной плоскости (2*) дугу окружности A, F, C радиусом 6 футов (радиус нижнего основания стержня), на её диаметре провели три перпендикуляра: один E,F, проходящий через центр, и два A,B и C,D на концах диаметра.

(2*) См. пластину 14, на которой показан контур колонны с инструментами, изпользованными для определения размера монолита (для измерения размера монолита).

Вычерчиваем верхнюю часть (верхушку стержня колонны), где указанными перпендикулярами на пересечении с линией верхнего основания получаем точки B и D.

Следующий шаг - деление стержня

"Перпендикуляр E,F, проведённый на вертикальной плоскости, дает ось колонны; мы взяли на этой вертикали от диаметра A,C, принятого за линию земли, длину 84 фута, которая является длиной ствола и которую мы разделили на двенадцать равных частей. Через определённые таким образом точки были проведены горизонтальные линии: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12..."

У Монферрана эти линии разположены равномерно вдоль ствола

У Никитина они сгруппированы в средней части чертежа (и только первая линия совпадает с нижним основанием - линией земли):

"... для получения диаметра G,H верхней части ствола одна линия, что выше 12-й, отходит на 5 футов 3 дюйма вправо и влево от оси E,F.

Через два конца этого диаметра к оси E, F проведены две параллели - G,J и H,K, которые пересекаются с дугой окружности A,F,C в точках J и K.

Через эти две определённые (полученные) точки мы провели лучи E,J и E,K, которые протянуты таким образом, что встречаются с двумя вертикалями A,B и C,D, (являющимися) касательными к диаметру A,C. Части этих касательных, находящиеся между радиусом (лучами, проведёнными из точки Е) и диаметром, как и ось колонны, делятся на двенадцать равных частей."

Эти точки разделения привели к появлению такого же количества лучей. (проведённых к ним из центра Е)

Проведённые, как справа, так и слева, таким образом 12 лучей, определяют 24 точки пересечения (их) с дугою окружности; через эти точки прошло столько же параллелей к оси (стержня колонны), которые продлены на вертикальную плоскость в следующем порядке, а именно :

Две крайние параллели вплоть первой горизонтали 1 (вот тут не путать, крайние параллели идут от линии 1-1 до линии 2-2, как показано на чертеже у Монферрана, у него написано jusqu'à, которое переводится "до", а попросту - "впритык");

две вторые параллели до второй горизонтали 2 (от 2-й до 3-й), и так далее, и определённые (полученные) таким образом точки пересечения указывают порядок убывания (утонения) вала, а кривая, которую они определяют, является кривой колонны.

После того, как контур таким способом был нарисован, оставалось установить изгиб колонны самым строгим образом. Процедура, которую я изпользовал, в некоторой степени аналогична той, которую применяют скульпторы для совершенствования статуи; она заключается в создании системы прямоугольных координат, которые можно перемещать вокруг оси колонны таким образом, чтобы для равных абсцисс, параллельных оси, можно было привести к направлению лучей ординат, взятых из контура.

Видно, что графические средства, которые я изпользовал для создания кривой монолитного ствола колонны, существенно отличаются от тех, которые применялись до сих пор; поэтому я полагаю, что следующее описание, которым я обязан г-ну Ламе, бывшему полковнику инженеров, который по моей просьбе любезно согласился взять на себя расчёты, определяющие категорию кривой этой колонны, будет прочитано не без интереса.

По словам господина Ламе:

Вид высокой, элегантной и прочно установленной колонны доставляет истинное удовольствие, смешанное с восхищением; удовлетворённый глаз любит перебирать детали и отдыхать на целом. Для художника и учёного важно изследовать причины этого чувства, чтобы иметь руководство в выборе пропорций, которые могут способствовать совершенству здания.

Вкус, в соответствии с правилами искусства, требует, чтобы колонна постепенно поднималась, уменьшаясь в диаметре, и чтобы это утонение было достигнуто с помощью непрерывной кривой, первая касательная которой должна быть вертикальной. Представим себе три колонны одинаковой высоты; пусть первая из них будет идеально цилиндрической, а две другие поднимаются, уменьшаясь в диаметре: вторая - по прямой линии, образуя усечённый конус, и, наконец, третья - по выпуклой кривой, первый элемент которой перпендикулярен горизонту: мы, несомненно, предпочтём последнюю из этих колонн. Давайте рассмотрим вероятные причины такого предпочтения.

Эффект от внешнего вида нового здания зависит как от представления о его солидности, так и от элегантности форм и пропорций. Так, стройная тяжёлая масса, горизонтальные размеры которой увеличиваются сверху вниз, очевидно, прочнее, чем такая же масса той же высоты, толщина которой не меняется; ведь тенденция к раздавливанию, которая увеличивается с увеличением веса верхних частей, изпытывает более равномерное сопротивление, когда он (вес) разпределяется по более широким и просторным участкам. Эпатаж опор мостов, высоких башен, игл и маяков продиктован именно этой причиной массивности, которая придает им красоту и элегантность.

Представление о гравитации и равновесии тел, которые ей подчиняются, оказывает большое влияние на наше представление о прочности здания, когда мы разсматриваем его детали; именно от этого представления зависит красота длинных горизонтальных линий, отвесов, прямых углов. Но ничто так не противоречит этому представлению, как встреча внешней поверхности конструкции с горизонтальной плоскостью, служащей её основанием, посредством острых углов, придающих целому нечто незавершённое и неопределённое.

К этим общим причинам эффекта, который производит вид великолепных колонн церкви Святого Исаакия, и который будет особенно произведён Александровской колонной, более обособленной, высокой и гораздо больших размеров, добавляется, как частная причина, счастливый выбор кривой меридиана (видимо, Монферран говорит о кривой утонения - le galbe).

Эта кривая, начинаясь от контура нижней части колонны, должна была сначала подниматься вертикально, а затем изгибаться к оси, чтобы закончиться в конце диаметра верхнего основания; на этом пути кривая могла увеличиваться, оставаться неизменной или, наоборот, уменьшаться. Это был вопрос выбора между этими тремя различными режимами.

Но закономерности, требующие, чтобы первая касательная кривой была перпендикулярна горизонту, также указывали на то, что последняя касательная кривой, касающаяся верхнего основания, должна как можно меньше отклоняться от вертикали. Поэтому из всех представленных кривых, разположение которых зависело от простоты конструкции, необходимо было выбрать ту, чей общий угол кривизны был бы наименьшим. Таким образом, от линий, кривизна которых увеличилась или осталась неизменной, пришлось отказаться в пользу тех, кривизна которых уменьшалась.

Чтобы нарисовать кривую, входящую в этот последний класс, можно было бы возпользоваться следующим замечательным своей простотой построением: описать в плоскости меридиана от основания оси, как её центра, и с радиусом нижнего основания (колонны) дугу окружности, начинающуюся от горизонта и заканчивающуюся на вертикали, опущенной от конца верхнего диаметра; разделить эту дугу и высоту столба (колонны) на одинаковое количество равных частей; по каждой точке деления дуги поднять вертикаль, до точки её пересечения с горизонталью, проведённой через точку соответствующего ей деления по высоте, и, наконец, провести кривую по всем этим точкам пересечения.

Но прежде чем принять эту меридианную кривую, было бы неплохо поискать, нет ли другой кривой, схема которой была бы столь же проста, а общий угол кривизны - ещё меньше. Теперь, чтобы выполнить эту цель, не слишком отклоняясь от предыдущего построения, достаточно было разделить на равные части уже не дугу, синусом которой является половина разности диаметров двух оснований, а тригонометрический тангенс этой дуги, и поднять вертикали по точкам или линиям, которые, соединяя центр с делениями этого тангенса, пересекают дугу окружности.

Из двух только что рассмотренных кривых та, что построена делением дуги, поднимаясь над колонной, перережет дугу, изменит свою кривизну в этой точке, удалится от этой оси, чтобы снова приблизиться к ней и снова перерезать ее; таким образом, она будет продолжать подниматься вокруг вертикали, последовательно проходя справа налево. Напротив, другая кривая, построенная делением касательной и принятая, продолжая подниматься над колонной, недолго меняла бы свою кривизну, то есть переходила бы из выпуклой в вогнутую; она бесконечно приближалась бы к оси, никогда не встречая ее, как это происходит с асимптотическими кривыми. (Из двух только что рассмотренных нами кривых та, построенная делением дуги, поднимаясь над колонной, пришла бы к пересечению дуги, изменила бы кривизну в этой точке, отошла бы от этой оси, чтобы снова приблизиться к ней. и снова разрезать; таким образом, он будет продолжать подниматься по вертикали, проходя последовательно справа налево. Наоборот, другая кривая, построенная путем деления касательной и принятая, продолжая подниматься над колонной, вскоре изменила бы кривизну, т. е., так сказать, из выпуклой стала бы вогнутой; она будет бесконечно приближаться к оси, никогда не встречаясь с ней, подобно асимптотическим кривым.)

Эти два разных хода достаточно ясно показывают, что общий угол кривизны у второй кривой меньше, чем у первой, или что касательная к верхнему основанию образует меньший угол с вертикалью.

Именно эти причины определили выбор кривизны и очертания контура Александровской колонны. Чистота, элегантность и непрерывность формы, являющиеся результатом такого выбора, в сочетании с величием и красотой материала, а также смелостью и сложностью изполнения, несомненно, поставят эту великолепную колонну в первые ряды памятников такого рода.


(Продолжение следует)

Предыдущие переводы:

Книга 1836 г.

Планы и детали памятника, посвященного памяти императора Александра.гл.1

Из(!!!)следование книги Монферрана средствами Гугля, Яндекса и Дипля :о) Глава I

Монферран об изготовлении пьедестала Александровской колонны. Глава 2

Книга 1834 года:

Первая книга Монферрана об Александровской колонне

Первая книга Монферрана об Александровской колонне, главы 3 и 4

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    30 лет своей "свободы от русских"...

    Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

    Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
    • voenkorr
    • Сегодня 10:07
    • В топе

    Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

    Во всём виноват Залужный. Запад, британские олигархи и Зеленский пытаются снять с себя ответственность за подрыв "Северных потоков"
    • Andreas
    • Вчера 20:11
    • В топе

    Все фирмы, причастные к строительству газопровода, страховали риски в британских компаниях. Теперь Великобритания отказывается выплачивать компенсации, аргументируя диверсию "военными действи...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      843
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      940
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      978
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      884
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      743

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1323

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      853

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      755
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      766
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      517
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      321
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      689
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      772
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 05:28

      Готика с её удивительной каменной резьбой

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Великое благо, что в средние века уже существовала письменность, писались документы и сохранялись оные в архивах. Потому большая часть вопросов по строительству имеет ответы, можно сказать, в первоизточниках. Но, как и в любом деле, всегда имеются приёмы и нюансы. Первые (из-за "всемизвестности" своей в те времена) не у...
      591
      .Взор Здравомыслие.
      13 января 13:10

      Ошибки Монферрана, или почему рушились соборы

      Здравствуйте, уважаемые читатели!  Об ошибках вообщеТе, кто до сих пор убеждён, что они всё знают, и что знания добываются за раз-два... и в дамках (или вместе с получением диплома), просто не понимают, что процесс постижения и накопления знания всегда связан с длительным путём проб и ошибок. Зазубривания сведений, оставленных кем-то...
      1077
      .Взор Здравомыслие.
      4 января 12:06

      По поводу освещения изготовления Исаакиевских колонн в прессе и возмущения Н. Бестужева

      Здравствуйте, уважаемые читатели!  На днях я заблокировала на Дзене Владимира Пузика за то, что приходил он ко мне на канал с единственной целью - пободаться. Но есть его комментарий, на который я не ответила по существу. Он был им оставлен под статьёй о каменоломнях Питерлакса: Привожу скрин страниц "Сына Отечества" 1820 г. № 44 ...
      1181
      .Взор Здравомыслие.
      1 января 21:11

      Колонное дело Исаакиевского собора № 7

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Стойко пережив приход 2024 года, опять я взялась за своё :о) Встретив недавно рапорт о выгрузке двух колонн для портиков собора с судна, севшего на мель, я заинтересовалась и другими документами, которые имеются в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в делах так называемой коллекции Монферрана. Как я уж...
      1485
      .Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2023 г. 06:58

      Колонное дело Исаакиевского собора 6, или рапорт, адресованный Монферрану

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Пока там в комментариях идут баталии, я преспокойненько сижу себе и занимаюсь переводом прелюбопытного документа двухсотлетней давности, относящийся к строительству Исаакиевского собора. А именно, - к операции выгрузки на пристань двух колонн из севшего на мель судна.Найден сей раритет в Президентской библиотеке, где бы...
      403
      .Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2023 г. 06:45

      О добыче гранитных колонн для Исаакиевского собора: "космические" технологии

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Около года назад Антропогенез, побывав в РГИА и поинтересовавшись документами по делу строительства Исаакиевского собора, опубликовал замечательную статью. Думаю, что ознакомиться с ней будет интересно и полезно многим. Не буду ничего добавлять от себя (материала и без того много) :о) Среди тысяч документов, посвященных строительству ...
      387
      .Взор Здравомыслие.
      28 декабря 2023 г. 14:48

      Подъём и установка колонн купола Исаакиевского собора

      Всем читателям моим желаю здравствовать! Как-то давно я предлагала полюбопытствовать американскими журналами. Вчера, на ночь глядя, я последовала своему же посылу и открыла полистать первый же попавшийся журнальчик. Там нашлось интересное описание подъёма колонны Исаакиевского собора очевидцем. Куда сразу сон девался :о)Сразу предупреждаю, что перевод д...
      774
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика