• РЕГИСТРАЦИЯ

Русское крестьянство . Pro en Contra. Учиться у мужика?

73 7059

        Красные вожди еще с дореволюционных времен рассматривали русское крестьянство, как прирожденного врага новому коммунистическому строю. Тому свидетельство даже программа партии, принятая на втором съезде РСДРП , где есть программа минимум и программа максимум. По первой части крестьянство числили союзником только в деле свержения царизма и установлении «демократии». А вот по второй, при строительстве нового общества русское крестьянство не только не союзник, а враг, коего надо подавлять всеми средствами, вплоть до использования «интернациональной» помощи. Иначе говоря,  вплоть организации интервенции. Хотя и допускался тактически   некий союз с «беднейшими».

      Современным людям сложно понять причину этого, тем более что русская литература вроде даже как сострадала крестьянину и даже порой обожествляла , делая из него этакого богоносца. Хотя по мне, такое отношение было связано не столько с трезвым и заинтересованным взглядом на крестьянскую жизнь, а сколько с желанием использовать мужика в борьбе с монархическим строем. А тут от любви до ненависти один шаг, тем более, если субъекта вашей жалости вы не желаете оценивать объективно и тут обмануться всегда легко.

       Марксистская теория, вещь дольно трезвая, но почему-то гласит об «идиотизме» сельской жизни, о том, что крестьяне по своей природе мелкобуржуазный элемент, который как не уравнивай , все равно стремиться разбогатеть, за счет «эксплуатации». Эта заумь, не объясняет собственно ничего. Чтобы понять «суть враждебности крестьянства» к новому обществу нужно понять, а как собственно, рассматривал тогдашний крестьянин себя в мире  и что было идеалом для коммунистов. Идеалом для последних был пролетариат, то есть наемный рабочий, который кроме своей рабсилы ничего не имел, ни какой собственности, даже жилья, ни права распоряжаться произведенным продуктом. Он должен быть  рабом машинного   производства и  разделения   труда   на  простейшие   операции.  Чисто  механические   движения   и   никакого  творчества.  Все  учтено.  Так  ,  во всяком  случае ,  виделось  марксистам  в  то  время, те  из  которых можно  построить  идеальное   общество.

      Иное дело русское крестьянство. Скажем так, формат жизни русского крестьянства не менялся с удельных времен, когда земля никому не принадлежала , кроме как Богу, и, освоив один участок по мере его истощения крестьянин осваивал новый забрасывая старый. Даже полтора века крепостной зависимости ничуть не повлияло на характер ведения крестьянином своего хозяйство. Его лишь юридически обязали часть своего рабочего времени отдавать труду на помещичье хозяйство. А у него по-прежнему оставалась его курная изба, надел, с которого он кормился и платил подати. Жить «в центре мира» на огромной равнине это не то, что в прибрежных селениях и городах. Жить там легче, торговые пути, купцы, легко и заработать, и пограбить , легко и отправиться за добычей. Здесь на этой равнине русский крестьянин больше рассчитывал на себя, даже когда уходил на новые неведомые земли он, тут же обрастал хозяйством. Он вел его на свой страх и риск, сообразуясь с собственными желаниями и надеждами на всемилостивого Бога.

     Круг известных забот, постоянная борьба с природной стихией и породил известный интеллигентско - помещичий миф об идиотизме сельской жизни. Это публика просто испытывало физический страх от сложности и тяжести этого труда, который она не то чтобы не понимала, а просто не принимало. Сразу скажем, дореволюционная литература о крестьянстве это в основном взгляд сторонних наблюдателей из окна вагона или кареты . Люди эти, естественно , наделены чувствительной совестью, хорошо рефлексируют, но явно обделенных разумом,  ибо не наделены практической сметкой . Однако были и другие, не без предрассудков,  но вникающие в крестьянскую жизнь до мелочей, Один из них Александр Николаевич Энгельгардт, смоленский помещик, ученый - химик сосланный в деревню за противоправительственную агитацию, в небольшое поместье. Он оставил замечательные десять «Писем из деревни» описывающую жизнь пореформенного села. Его много цитировал Ленин в своей работе «Развития капитализма в России», когда еще не воровал эсеровские идеи по «социализации земли» , а был твердым марксистом. В этом случае и нам цитировать Энгельгардта не западло. Вот он как оценивает возможность «интеллигента» приобщиться к крестьянскому труду при «хождении в народ»

«… Но для этого нужно уметь работать, нужно уметь работать так, как умеет работать земледелец-мужик. Нужно выработать в себе такие качества, чтобы стать способным обходиться в жизни без мужика, нужно приобрести мужицкие ноги, руки, глаза, уши. Нужно выработать себя так, чтобы хозяин-мужик согласился нанять тебя в батраки и дал бы ту же цену, какую он дает батраку из мужиков. Достигнуть этого возможно. Уезжать в Америку не нужно. Учиться работать нужно у мужика, работая среди мужиков, наряду с ними и при той же, по возможности, обстановке.

… Я убежден -- убедился в этом на опыте, -- что при добром желании сделаться земледельцем, при неустанной работе, здоровый, сильный, ловкий, неглупый человек из интеллигентного класса может в два года приобрести качества среднего работника из мужиков, даже, пожалуй, может сделаться -- если он особенно внимателен -- способным обходиться без мужика, то есть будет уметь сделать себе топорище, грабли, присадить косу и соху, сделать борону, сумеет убить и обделать скотину, выездить лошадь, срубить даже избенку. Если в два года, при постоянной работе, он не достигнет качеств среднего батрака-рабочего, то, значит, у него чего-нибудь да не хватает, значит, он нечто вроде того, что у мужиков называется "божий человек»

..Разумеется, чтобы сделаться магистром-земледельцем, таким, какими бывают настоящие мужики-земледельцы, нужно тоже лет тринадцать, нужно тоже учиться с малолетства.»

     И это воистину так. Чтобы жить в согласии с природой, брать ответственность на себя за все риски хозяйственной деятельности надо иметь определенный ум и волю, обладать достаточно независимым характером. А потому, русский крестьянин не высоко ценил работу марксовского идеала - «наемного рабочего» и предпочитал держаться за собственное хозяйство. Попытки прогрессивно настроенных помещиков перевести их с барщины, то есть с отработки известного количества времени,  на месячину - это когда крестьянин не имеет собственного хозяйства, а живет за счет регулярно выплачиваемого пайка по усмотрению барина - воспринималось в штыки. Даже царское правительство смотрело на это достаточно косо, поскольку это вело к бунтам. В то же время годовой рабочий цикл в сельском хозяйстве России составлял в зависимости от погодных условий примерно 100 -120 рабочих дней, весьма напряженных, насыщенных, порой, чуть ли не с круглосуточным трудом. Но и это была работа не по звонку, не по чужой воле. И за пределами этих трех месяцев крестьянин был волен распоряжаться своим  временем по своему усмотрению. Он мог искать работу на стороне, мог осваивать какое – ни будь мастерство, а мог и просто лежать на печи, ходить в гости или в  церковь. Вы посмотрите, как круг церковного календаря был приспособлен к этой жизни. Поэтому с точки зрения русского крестьянина современный рабочий отдавший своему хозяину восемь часов жизни, имеющий два выходных , оплачиваемый отпуск и социальный пакет, живущий в благоустроенной Собяниным городской среде, есть не что иное, как батрак и холоп. Не верите? Но вот что писал все тот же Александр Николаевич Энгельгардт в своих «Письмах из деревни»:

     "В таких, попавших на линию, обчиновничившихся мужиках, которых зовут "человек", вы уже не увидите того сознания собственного достоинства, какое видите в мужике-хозяине-земледельце. Посмотрите на настоящего мужика-земледельца. Какое открытое, честное, полное сознания собственного достоинства лицо! Сравните его с мерсикающим ножкой лакеем! Мужик, если он "ни царю, ни попу не виноват", ничего не боится. Мужик, будь он даже беден, но если только держится земли -- удивительная в ней, матушке-кормилице, сила, -- совершенно презирает и попавшего на линию и разбогатевшего на службе у барина. "А хорошее жалованье получают эти курятники -- 250 рублей, да еще рвет с кого билетик, с кого трояк!" -- говорил мне один мужик, истинный, страстный земледелец, непомерной силы, непомерного здоровья, ума и хозяйственной смышлености.

-- А ты бы разве пошел на эту должность?

-- Я-то?

-- Ну да, ты.

-- Избави меня Господи! Я? В батраки!

Приехали ко мне как-то мужики покупать рожь на хлеб.

-- Что же вы не покупаете у своего барина? -- спросил я.

-- Какой у нашего барина хлеб, наш барин сам в батраках служит. И сколько презрения было в этих словах! Барин, из не богатых, действительно, служил управляющим у соседнего помещика."

        Многое в устройстве крестьянской жизни не нравилось не только революционерам, но и русским царям, особенно просвещенным передовыми западными учениями. Русский крестьянин явно не дорабатывал. Александр I, который очень ревниво относился к своей славе как европейски просвещенного монарха, а потому легко прощавший любое свинство своих западных союзников, наслышавшись про « социализм» повелел устроить  военные поселения. В них где мужики под присмотром унтер офицеров строем ходили на работу,  уставом было расписаны в каком углу будет висеть сбруя , а в каком хомут, и в ком порядке будут стоять горшки у бабы. А в свободное от сельской работы время проделывали оружейные экзерциции, работали в швейных,  портняжных и иных мастерских, устроенных в соответствии с современными требованиями. Европейская разумность и рациональность были восприняты русским мужиком, как издевательство и после серии бунтов царь был вынужден отказаться от этой идеи. Это не помещало прогрессивно- мыслящим в том числе и большевикам не один год в своей пропаганде против самодержавия использовать случай с « военными поселениями» как выдающийся пример самодурства, самоуправства и глупости. Хотя сами, они, собственно, и были собственно наследниками этой традиции.

       Вот почему страстное желание большевиков, в том числе и Ленина, сделать всех крестьян если не «наемными рабочими» то членами неких коммун, товариществ, где по справедливости распределяли месячную пайку, а бабы по очереди следили за порядком на кухне и расстановкой горшков - русским крестьянством в массе своей воспринималось как форменное издевательство.

      Среди тех, кто трезво смотрел на русского крестьянина, был и великий А.С. Пушкин. Пожалуй, в самом начале, этого революционного тренда  идеализации русского крестьянина он увидел всю опасность и непредсказуемость этого пути.

"Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и пр. преувеличенны и пошлы, - говорил Пушкин. - Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны... Он (Радищев) как будто старается раздражить верховную власть своим горьким злоречием: не лучше ли было бы указать на благо, которое она в состоянии сотворить? Он поносит власть господ как явное беззаконие: не лучше ли было предоставить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян»

И еще Пушкин :

 "У нас нет ничего подобного. Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром, барщина определена законом; оброк не разорителен, кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности и усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев. Помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своего крестьянина доставать его, как и где он хочет. Крестьянин промышляет, чем он вздумает, и уходит иногда за две тысячи верст вырабатывать себе деньгу. Злоупотреблений везде много; уголовные дела ужасны. Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего... В России нет человека, который не имел бы собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши, у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу он ходит в баню, умывается по нескольку раз в день"

   Уверен, что история, вера, пространство и природа выковала удивительный народ. Инициативного , обучаемого, неутомимого, умевшего  приспосабливаться  к  самым  неблагоприятным  обстоятельствам.   В силу природных условий, особенностей климата -он несколько отставал в своем экономическом развитии. Но это был не приговор. Развитие шло неравномерно. Ленин в преддверии революции насчитал шесть экономических укладов, от феодализма и империализма. Это «цветущая сложность» определяла и остроту модернизационных процессов, даже, как говорили тогда, прогрессивно –мыслящие люди не были в состоянии осознать происходящее и искали простые ответы на сложные вопросы. А самый простой - лежал на поверхности: Монархия устарела, а значит и народ, поддерживающий ее, то же устарел. Однако к началу 20 века страна была готова к сумасшедшим сдвигам во всех областях жизни, были накоплены необходимые ресурсы. Но самое страшное -   поводыри оказались слепыми.

По каким основаниям можно отгеноцидить любой народ? Евреев можно было обвинить во всемирном заговоре. А русских? Только в одном:   у него нет, ни своей истории, ни своих достижений, и что он безнадежно отстал. Тема отсталости России легко внушалось добрыми дядями, и оно незаметно внедрялось вы массовое сознание вместе с сомнительными рецептами социального переустройства. Но это не  обмануло крестьян:

« Коллективизация, имеющая на верху горы — батраческий коммунизм, есть стремление не вперед, а назад и может временно удовлетворять лишь забитых нуждою батраков и нищих или попросту — это рай для батрачков- дурачков. Свободные же люди не могут идти в это рабство, как бы их туда ни загоняли, как не могут вообще ходить люди на четвереньках. Эта форма — родового периода каменного века и в век железных дорог и авиации совсем неприменима, и даже наш полунищий народ не может с ней добровольно мириться, предпочитая этому рабству свободу в своей бедности».

Так писал накануне коллективизации в 1929 году в своем письме в правительство тульский крестьянин М.П. Новиков  протестуя  против "перегибов" А ведь как  в воду смотрел, расстрелянный в 1937 году, мужик.  И  через  50  лет  колхозно-совхозного  строя другой  крестьянский  сын  поэт Михаил  Дудин, Герой  социалистического  труда, лауреат множество  премий, уроженец   деревни  Клетнево  Ивановской   области писал:

Был дом и поле и два дышла.

Там - ни двора и ни кола.

России нет, Россия - вышла

И не звонит в колокола.

О ней ни слуху и ни духу,

Печаль - никто не сторожит.

Россия глушит бормотуху

И распластавшейся лежит.

И мы уходим с ней навеки,

Не осознав свою вину.

А в новгородчине узбеки

Уже корчуют целину.

Ему   то   чего  не хватало, обласканному  властями? Участник  войны, безусловно  патриот  своей  Родины, а  все   равно,  как  по  пословице :  сколько  волка   не  корми  все-  равно  в  лес  смотрит. Скажу  прямо  . не  много  вроде  выиграл от развала  колхозно-совхозного строя,наш   мужик но видно " батраческий  коммунизм" был  столь  противен духу  народа,  что  мало  кто задумывался   о потерях.

Проделжение https://cont.ws/@sivois/110439...

 

С 90 годов на "вольных хлебах". Никому ни чем не обязан и ни кому не должен. П

    Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

    Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

    Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

    Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

    Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой

    Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Сергей Сиволапов 24 апреля 13:15

      КОМУ ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН ВРАГ?

            Из мухи делают слона! Как? Очень просто. Студенты РГГУ восстали и написали петицию. Летом прошлого года ученый совет Российского государственного гуманитарного университета утвердил создание Высшей политической школы имени Ивана Ильина. Почему-то до студентов дошло как до жирафа не сразу. Через полгода! И они выкатили свои соображен...
      2605
      Сергей Сиволапов 18 апреля 15:08

      КАЗУС ЛЕНИНА ?

           Россия была не погублена большевиками по чистой случайности. Хотя попытка была. Спасти мировой пролетариат от империалистической бойни посредством мировой революции и устройства социалистической республики в Европе — цель благородная, но глупая. Даже германский пролетариат не поддержал русских большевиков, о чем писала Роза Люксембур...
      3874

      Тот, кто устанавливает правила?

            Есть загадка в последнем обращении В.В. Путина, где он нарисовал грандиозную картину развития страны. Я бы сказал больше – Евразийского пространства. План громадный, от строительства высокоскоростных магистралей, до восстановления разрушенных церквей. От развития малых населенных пунктов, пространственного обустройства территории стр...
      3974

      Самодержавие! Зачем оно нужно?

              У русской монархии много прегрешений перед русским народом, особенно перед красно-белой прогрессивной общественностью. Как известно, у каждого "белого" Ваньки Карамазова есть свой "красный" Смердяков. Поэтому найти различия между белыми и красными всегда затруднительно. У них нет принципиальных различий во взглядах н...
      1163
      Сергей Сиволапов 29 февраля 14:54

      АНГЛИЧАНЕ СОЗНАЛИСЬ! А МЫ ОСОЗНАЛИ?

              Недавно на КОНТе прошла вот такая публикация под заголовком «Англия: Мы убили Распутина в Российской империи, сейчас уничтожаем ваши военные корабли... А потом сделаем и это». А дальше автор пишет: «Английская The Times открытым текстом признает тот факт, что британский генштаб во главе с адмиралом Тони Радакином прямо уч...
      3242
      Сергей Сиволапов 28 февраля 10:46

      В ТРЕХ СОСНАХ! В ПОИСКЕ ВЫХОДА.

                                  Сначала цитата одного глубокомысленного автора. "Пойдет ли Владимир Путин в национализации до конца? Но надо понимать, с чем это будет связано. Спихнуть тысячи заводов на Росимущество, или на ВТБ, как это сейчас, уже не получится. Придется создавать...
      3453
      Сергей Сиволапов 6 февраля 14:08

      "Красные" и "белые"! Никогда такого не было! И вот, опять!

             Раскол нашего общества на "красных» и "белых», который появился после 1917 года, по-прежнему волнует многих. Прошло больше ста лет, а споры не утихают. Тут бы поумерить пыл и вспомнить Сталина, который на вопрос, что хуже, левая или правая оппозиция, ответил: «Обе!».Если отбросить всякий блуд о «классовой борьбе», об «интереса...
      2774
      Сергей Сиволапов 24 января 14:32

      ОГЛЯНИСЬ ВО ГНЕВЕ?

      Известный писатель и патриот Александр Проханов опубликовал очередную программную статью! «ВСТАНЬ И ИДИ!» Читать ее приходится с берушами в ушах. Уж очень много патетического барабанного боя! Главный посыл : Русский народ, составляя основу великого многонационального государства, государств образующий народ, источаясь, всё слабее скреп...
      1631
      Сергей Сиволапов 8 января 18:01

      ИСХОД "МАРКСИСТОВ"?

       Тут недавно  один интернет автор  выразил  мнение, что высылка   из  страны   людей,скажем так ,имеющих  свою  точку   зрения   на  происходящее, имеет огромную  пользу  для  общества. Автор  имел   смелость сравнить "философские  пароходы...
      1481
      Сергей Сиволапов 2 января 15:01

      БРЕМЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ!

      У сторонников "левой идеи" в  ушедшем  году нарисовалась одна проблемка.  На  официальном  уровне  стали  говорить о России, как о тысячелетней цивилизации. Тогда  возникает вопрос, как оценивать 70 лет советской власти? По масштабам человеческой жизни, хорошо, что если  эта  власть жила  - год - по...
      2137
      Сергей Сиволапов 10 декабря 2023 г. 20:21

      Чем опасен Григорий?

      В конце   ноября   появилась  информация,  что  президент  Путин встречался с "яблочником "  Григорием Явлинским. Интернет  теряется  в  догадках, чем  была вызвана она ?  Одни  пишут, что  речь  шла   о  согласовании  Явлинского,  как  кан...
      1137
      Сергей Сиволапов 30 ноября 2023 г. 17:10

      РАК , КАК ФОРМА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ?

       Уходящая натура Захар Прилепин дал двухчасовое интервью Собчак. Православный, социалист, традиционалист и евразиец, как он характеризует себя сам, был искренен.  А потому, по слову одной критикессы, выглядел не очень.: " Вижу уставшего человека, который не знает, каким богам молиться, чтобы пробить систему. Сложили его заново, сшили, но сквоз...
      2522
      Сергей Сиволапов 8 ноября 2023 г. 14:51

      Суслов нашего времени? Или еще раз о Захаре Прилепине.

       Любит известный писатель и патриот Захар Прилепин смешивать Божией дар с яичницей. По моим наблюдением,  он давно записался в адвокаты дьявола, а потому орудует школьной логикой как фомкой. Недавно мне попался его пост об одном из героев русской весны 2014 года на Украине и воюющем по сей день Александре Ходаковс...
      297
      Сергей Сиволапов 7 ноября 2023 г. 15:29

      Другая страна?

      Сегодня много пишут о будущем Украины. Нас пугают , что новые территории станут бременем для страны. Думаю, что все расчеты друзей, как и недругов, строятся на технологиях и компетенциях двадцатого века и России, как некой реинкарнации СССР. Поэтому они постоянно пытаются обвинить Путина в попытках возрождения Союза. Но мне кажется, читая иные публикаци...
      237
      Сергей Сиволапов 5 ноября 2023 г. 17:26

      Стояла я, до последнего!

      Нормальному человеку , работающему в реальном бизнесе сложно представить, как ужесточение процентной ставки может повлиять на снижение инфляции. Недоступность кредита заставит скорее не развивать производство товаров и услуг. И рано или поздно сокращать объемы компенсируя потери ростом цен. Но если работая в конкурентной среде, предприниматель ...
      199
      Сергей Сиволапов 9 октября 2023 г. 15:13

      Прелесть лживой свободы

      Бурно ныне отмечались события переворота 1993 года. Не хочу знать, кто прав, кто виноват был тогда! Ни одна модернизация  общества, ни одна реформа не проводится, если люди находится в дерьмократическом раздрае. Сильно подозреваю, что и с той и с другой стороны противостояли друг другу, в основном, мерзавцы. По состоянию умов на тот момент, ни ...
      237
      Сергей Сиволапов 13 сентября 2023 г. 11:31

      БРЕМЯ РЕФОРМ.

       Сначала несколько цитат из случайно прочитанного поста. " Вот рассказываю я своим сыновьям и дочкам об эпохе Л.И. Брежнева… И чувствую сам себя чем-то вроде ожившего соратника Ярослава Мудрого, который рассказывает потомкам про дружинников.Мы жили в эту эпоху, но мы не называли её «застоем». Это полнейшее вранье.«Эпоха застоя» - пер...
      2713
      Сергей Сиволапов 5 сентября 2023 г. 12:01

      От Петруши до Павлуши. Судьбы русских либералов.

      Замечено, что ныне у определенной части элиты возникает какое-то чувство отчуждения, -даже не от российской власти, а более широко - от своей собственной страны. Эмигранты на своих ютуб-каналах призывают не только к усилению санкций, не только к максимальному вооружению Украины. У них играет сладострастная улыбка на лице, когда они сообщают о том, чт...
      6726
      Сергей Сиволапов 8 августа 2023 г. 15:05

      Чтобы я декоммунизировал?

               Вы не  поверите, образование. Как  воскликнут  иные, да  советское  образование было  лучшим в   мире. Не спорю, советское  даже  очень  может  быть, то  которое большинство  из  старшего  поколения  помнит. Но  оно  просуществ...
      2890
      Сергей Сиволапов 22 июля 2023 г. 15:29

      Операция "Ы"и другие приключения Шурика.

       С интересом слежу, за русскими интеллектуалами выходцами с бывшей Украины. Они привнесли в нашу жизнь, куда более острое восприятие своей цивилизационной и культурной идентичности, чем свойственно нам, жителям Среднерусской возвышенности. И все же их оценки иногда удивляю.  Есть такой замечательный историк, писатель, общественн...
      3061
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика