• РЕГИСТРАЦИЯ

"...Листая старую тетрадь расстрелянного генерала..."

20 1581

У царя были не только частные предприниматели, «в дела которых он не хотел лезть», но и относительно развитый госсектор, заводы, принадлежавшие правительству. К рабочим государственного сектора применялся особый подход. Им рассчитывали зарплату по социальным критериям – по минимально необходимому для жизни набору.

Занимались эти отнюдь не большевики – большевиков и на пушечный выстрел туда не подпускали, а т.н. «Высочайше утвержденные комиссии по улучшению быта рабочих» того или иного ведомства.

Нет никаких сомнений, что в комиссиях заседали люди, которым царизм вполне доверял, «благонамеренные и благонадёжные».

В военном ведомстве на 1900 год такая комиссия рассчитала минимально-необходимую зарплату рабочего в 612 рублей в год. В России в 1900 году средняя зарплата составляла 299 рублей в год[1].

И тут одно из двух:
- Или «высочайше утвержденная комиссия по улучшению быта рабочих военного ведомства» занималась очернением царского строя, злобной клеветой на царизм,
- или частные фабриканты занимались геноцидом.

Потому что если солидные дяди, «высочайше утверждённые», говорят, что «минимально необходимо» 612 рублей в год, а фабриканты платят 299, то как иначе это понимать? Ниже минимально необходимого – это же называется «морить»…

По итогам работы «высочайше утверждённых комиссий» разразилась очень интересная дискуссия, увы, почти забывая после под завалами новых ярких и сенсационных событий. Парадокс в том, что в этой дискуссии правы были… обе стороны!

Общественные деятели указывали, что раз уж царские чиновники рассчитали прожиточный минимум рабочего «около 600», то частным фабрикантам нужно подтягиваться. Потому что купить раз в год картуз и штаны не одним только государственным рабочим нужно.

На это фабриканты ответили, что царские сановники считали чужие деньги, не в своём кармане, и исходили из желаний рабочих, может быть, и скромных вначале – но обречённых расти. Мало ли чего мужик желает? 

Он вначале хочет покупать картуз раз в год, потом раз в месяц, а там и каждый день менять кепки не отказался бы. Но частный собственник определяет цену труда не из «хотелок» рабочего, а из рыночной цены труда. Кто не согласен работать за 299 рублей в год – того и не заставляют, скатертью дорога! 

Хочешь каждый день покупать новый картуз – ступай в лавку, ежели деньги имеешь, и там тебе лавочник даже скидку сделает, как постоянному покупателю!

Никто не запрещает рабочему зарабатывать и 600, и 6 000 в год – если он найдёт себе место, где так платят. Кто нашёл и вписался – их счастье. А остальные, которым ТАМ места не нашлось – пожалуйте к нам, «ситчик тачать», за 299 в год!

+++

Отметим, что теоретически правы и общественные деятели, и предприниматели. Сановнику, который распоряжается деньгами казны, легко позволить себе быть «добреньким» и кинуть работяге кусок послаще: чай, царь платит, не ты сам!

Частник же не может себе позволить разбрасываться кусками – он сам вылетит в трубу и вольётся в число безработных, если конкуренты платят ткачу 300 рублей в год, а он выдумает платить 600, изображая из себя князя Нехлюдова и мужа Анны Карениной в сенатском собрании…

+++

Так мы подходим, через конкретный и благонравный пример (всё же сановники в комиссии были «высочайше утверждённые», а не засланные Интернационалом!) к пониманию коренной разницы капитализма и социализма.

Понимая эту коренную разницу, мы поймём, от неё отложив, сильные и слабые стороны обоих устройств.

И социализм, и капитализм исходят, как две ветви, из одного ствола цивилизации, потому имеют общее начало: желание человека хорошо жить, много зарабатывать. На этом уровне никакой разницы между социализмом и капитализмом мы не найдём: если станок даёт хороший выход, то он может быть совершенно идентичен и в США, и в СССР. И вполне может так быть, что этот станок (средство производства) произвела одна фирма, одной серийной партией. Потом, в рамках контрактов, часть серии продала в СССР, а часть в США. И станки, которые не просто родные братья, а даже и близнецы – работают себе, не догадываясь, что они в разных строях оказались…

Разница начинается дальше:
Капитализм: желание человека жить, без других условий.
Социализм: желание человека жить с учётом такого же желания других людей. «Сам живи и другим давай жить».

Очевидно, что социалистический принцип (учёт твоих желаний-аналогов у других людей) весьма древний, и восходит к «золотому правилу нравственности», лежащему в основе всех мировых религий: «не желай другому того, чего себе не хочешь».

Ну, скажут, хорошо, а слабая сторона в чём?

В том, что желание человека жить с учётом такого же желания у других – притормаживает разбег частной инициативы. Ты хочешь себе хорошую квартиру, и, получается, всем должен желать хороших квартир. Ты хочешь себе качественного образования – и всем должен желать такого же. Ты хочешь, чтобы перед тобой все пути были открыты – но если для всех эти пути также открыты, как же трудно тебе придётся!

+++

Ужас капитализма – социальный ад, в который проваливаются целые города, отрасли, страны, целые страты людей, «не вписавшихся в рынок» (а у рынка с пропиской строго!), целые страны, народы и континенты. Те, кто хотят жить красиво – сполна пользуются не только возможностью так жить, но и дарованным капитализмом правом – «не сверять часы» с другими. Кто-то бедствует – это его проблемы: я же не бедствую!

Капитализм идёт не от потребностей человека, а из возможности его прижать. 

Мало ли чего человек себе хочет? Любой себе хочет многого! Вопрос не в том, чего человек хочет, а в том, чего он может. Сможет он меня вышибить из моего кресла – его счастье. 

Не может – моё. Не буду я его за 600 рублей нанимать, когда вокруг полно готовых за 300, «Москва слезам не верит»!

+++

Реализация принципа социализма «заботится обо всех» - для многих оборачивается снижением заботы о них лично. Если тебя вытащили из салон-вагона, из дипломатического купе и посадили в плацкарт «на общих основаниях» - понятно, что ощутишь дискомфорт. 

Хотя – спору нет, едешь, куда и ехал, все едем в одно место, но почему в плацкарте-то?! Амбициозные люди не принимают аргументов типа «комфортных купе пока для всех не хватает». Амбициозные люди спрашивают: при чём тут все?! Речь идёт обо мне, о моём особом статусе, положении, особых моих заслугах!

Поэтому даже в СССР оставались и салон-вагоны, и купейные вагоны, и плацкарты. Но не было предложения – «без денег на билет иди по рельсам пешком». В салон-вагон пускали не каждого, но уж в плацкарте каждому местечко предусматривалось…

Выступая с некоторой критикой социализма, отмечу, что принцип «идти от неких абстрактных потребностей людей, а не от минимальной планки их согласия» не может быть применён буквально и безраздельно. Фабриканты же по-своему правы – желаний у людей постоянно растут. Вчера он был скромным человеком, а сегодня забурел, и хочет уже нескромного… Удовлетворять всякий каприз? Государство – не лакей, и не волшебник со скатертью-самобранкой!

Другое дело, что капитализм, раз взявшись понижать планку согласия, давит и давит, снова и снова её снижая, по вполне понятной материальной, шкурной заинтересованности работодателя. Отказ учитывать объективные потребности человека, сосредоточившись на его формально-добровольном «согласии» в безвыходном для него положении – разумеется, путь в никуда, которым капитализм и довёл общество до ада кромешного.

Тут как в рекламе: «а если не видно разницы – зачем платить больше?».

Капитализм убьёт и общество, и сам себя в погоне особей за «красивой жизнью», если не ограничить его потуги «согласительными комиссиями» вышеуказанного типа.

Если бы, к примеру, в 1900-м году зарплату всем рабочим довели бы до «минимально-необходимой» (т.е. повысили бы в 2 раза), то очень многих событий после история могла бы и не изведать. 

Ибо человек, которому обеспечена лишь «половина выживания» - отчаянный человек, и, думаю, с этим спорить никто не возьмётся…

Дмитрий Николаев, команда ЭиМ

---------------------------------------------

[1] см. К.Ф.Шацилло, «Первая революция в России», М-1985 г. 

тень добитой хакерами газеты (значит, были опасны!)

    По следам былого: Ах почему же враг не желает распространять выгодную нам информацию?!

    Ой. Ну почему же, почему враг не хочет распространять информацию, выгодную нам?!Просто непонятно! Дни напролёт вместе с нашими обескураженными спикерами негодуем мы, возгораясь праведны...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Экономика и мы Сегодня 10:15

      БРИТАНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ (без "воды", по пунктам)

      Великобритания на протяжении многих веков (впрочем, с изрядными исключениями из этого правила) воюет не армиями, а диверсиями, не дивизиями, а шпионами, агентами влияния. С точки зрения британской теории власти нужно «управлять конфликтами» на территории страны-жертвы, управлять ВЗАИМНЫМ ИСТОЩЕНИЕМ враждующих сторон. Помогать белым, когда красные силь...
      346
      Экономика и мы Сегодня 06:53

      Минутка поэзии: "Запад - это логово Зверя"

      Рефрен: Запад – это логово Зверя,На груде костей хладнокровен, как ящер,Ползёт, не боясь, не прося и не веряРастёт – всё крупнее, охотясь всё чаще!------В ночи мезозойской не видно ни зги,И вся её «жизнь» - это только убийство. Рептилии мёртвы зрачки и мозгиОна уже рядом, она уже близко…Туманы болот и безумия хмарьГипноз и укус - ядовито-заразныКогда вы...
      336
      Экономика и мы Вчера 12:59

      Американский гегемонизм или реквием демократиям

      Вообразите человека, вокруг которого привычная ему, человеческая жизнь: дети кушают мороженое, люди загорают на пляжах, девушки танцуют, школьники сдают экзамены, а потом празднуют выпускной. Своей чередой идут новоселья, юбилеи, свадьбы и поминки. Строятся дома, работает индустрия, студенты ходят на лекции, издательства выпускают книги, киностудии...
      775
      Экономика и мы 17 сентября 08:16

      «СИЛА САТАНИЗМА В СВЯЗИ С…»: ТЕХНОЛОГИИ ГАВВАХИ

      Пока мистики говорят о «торге с дьяволом», который даёт сверхъестественное могущество в обмен на кровавые жертвоприношения, учёные вывели т.н. «ромб гаввахизма», обойдя стороной мистическую составляющую деструктивных тайных лож-орденов. «Никогда такого не было, и вот опять»: крайности смыкаются. Это общий закон, проявление которого можно увидеть в чём ...
      1209
      Экономика и мы 16 сентября 15:50

      УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЯЩИХ БУДУЩЕЕ НИЖЕ ПАРАЗИТИРУЮЩИХ НА ПРОШЛОМ (ПОКА ЕСТЬ НА ЧЁМ ПАРАЗИТИРОВАТЬ)

      В теории, хорошо было бы, если бы плодородие почв всё время росло. Представляете, каждый год они плодороднее, чем в предыдущий? То-то котам масленица! На практике плодородие почв, активно задействованных в рыночном хозяйстве, убывает, на чём буржуазные теоретики построили в своё время т.н. «Убывающего плодородия почвы закон»[1]. Особенно любят этот за...
      325
      Экономика и мы 16 сентября 09:50

      СМЫСЛОВОЙ ВАКУУМ УКРАИНСТВА: МЕРТВЕЧИНА, КОТОРАЯ УБИВАЕТ…

      Совершить подвиг без эгоизма – реально. Совершить без эгоизма гнусную подлость, оставаясь в пределах человеческого вида, невозможно. В частности, зверства и преступления гитлеровцев объясняются их стремлением захватить власть над миром ДЛЯ СЕБЯ. И тут одно с другим вяжется: вот преступление – а вот мотив. Рейх воюет за Рейх, за себя.Анализируя действий ...
      990
      Экономика и мы 16 сентября 07:53

      "О бедной идее замолвите слово..."

      Блестящий полемист Р. Ищенко не оставил от требований «господствующей идеологии», казалось бы, камня на камне, приведя множество аргументов о вредности идеологического фанатизма.(https://cont.ws/@ishchenko/2884045).  Но чем выше он поднимался по лесенке пафоса, тем больше меня мучило некое «де-жавю»… Где-то я это уже слышал, но про другой предмет…Д...
      722
      Экономика и мы 14 сентября 16:43

      Афоризмы о жизни: цитаты, заставляющие задуматься...

      ……….- Они осуждают преступления Сталина? Кто?! Они?! - А что вас так удивляет? - чуть отстранился он. - Ну, понимаете... - она была огорошена необходимостью разъяснять такие азбучные истины. -  Капитализм, осуждающий жестокость – фальшив, как мясник, падающий в обморок при виде крови… ……….- Холодная, расчленяющая, бессердечная жестокость, когд...
      1199
      Экономика и мы 14 сентября 15:57

      Хроники "неуемных": Конго казнит американцев за попытку госпереворота

      На фото: Майдан в Конго не задался. Там, в отличие от тупых скотов украинства, ещё хорошо помнят, как колонизаторы рубили туземцу руку за невыполнение нормы на плантации...В общей сложности по этому делу к высшей мере наказания суд приговорил 37 человек. Помимо граждан США, среди осужденных бельгиец, гражданин Великобритании и канадец. Возникает законом...
      1345
      Экономика и мы 13 сентября 15:08

      КУДА УЕХАЛ ЦИРК?! ОН БЫЛ ЕЩЁ ВЧЕРА!

      И ветер не успел со стен сорвать афиши…Ф.М. Достоевскому бесы, как на духу, раскрыли свою программу: «Когда в наши [бесов] руки попадет, мы, пожалуй, и вылечим... если потребуется, мы на сорок лет в пустыню выгоним... Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, ж...
      718
      Экономика и мы 13 сентября 12:13

      «Боже, царя храни!»: чем верноподданный отличается от лакея и хама

      Вначале анекдот, старый («бородатый»), желчный и печальный:Случилось в Петербурге страшное наводнение, и все стараются перебраться на сухое место. Лишь один Государь Император сидит на троне упрямо.- Ваше Величество, скорее, сюда! - кричат ему с последнего грузовика.- Я помазанник божий, Бог мне поможет, - спокойно отвечает царь.А вода все выше и выше....
      300
      Экономика и мы 13 сентября 07:44

      Объективизация Смысла Жизни: продолжая тему

      На фото: "шуточный" парад советских учёных-физиков перед чернобыльской аварией...Ряд ехидных комментариев под статьёй про объективизацию Смысла Жизни показывает всю сложность объяснения неверующему роль веры в структуре разума. Это всё равно, что слепорожденному объяснять, что такое цвета и краски. - Понимаешь, это что-то вроде звуков…- Понимаю, я имею ...
      840
      Экономика и мы 11 сентября 10:37

      СИЛА ДЕГЕНЕРАТОВ – В ИХ ЖАЖДЕ СМЕРТИ

      Трудно найти такого человека, который считал бы, что США и в целом НАТО – слабее Украины. И ещё труднее найти такого, который считал бы, что у США и НАТО меньше объективных поводов воевать с Россией, чем у огрызка, ещё вчера (и с немалым комфортом) бывшего частью России.Так почему же США и НАТО не воюют с Россией? Ответ ведь очевиден: они опасаются возм...
      819
      Экономика и мы 11 сентября 08:38

      Либеральное растление: "веселящий отравляющий газ"

      Дегенеративная идея о том, что «свобода создаёт материальные блага» настолько очевидно-нелепа, что заставляет снять шляпу перед умельцами, впихнувшими её так широко в массы. Как, вообще, до такого можно додуматься?! Через какую задницу должна идти мысль, чтобы совместить поведенческие и потребительские удовольствия? То есть "вывести" теорию, что лу...
      1025
      Экономика и мы 11 сентября 07:47

      США: "короли шантажа", или как сводят в могилу "тактикой салями"

      Шантаж, как главный инструмент англосаксов, является основным оружием террористов (нет уже никаких сомнений, что власть в США и Англии – террористическая организация) и подразделяется на несколько составляющих.1) Требование выполнить чего-то, угодное шантажисту.2) Понимание того, что добровольно это требование выполнять не будут.3) Угроза за неисполнени...
      1026
      Экономика и мы 11 сентября 07:00

      Смысл жизни: объективизация понятия

      Чтобы рассмотреть философское понятия «Смысла» (с большой буквы) отставим пока в сторону метафизические тонкости высшего уровня абстракции, и рассмотрим термин «смысл» в узком, практическом значении. Допустим, вам предлагают приобрести некий «Херотин». Мы не знаем, что это: может быть, механизм, прибор, или лекарство. Но, чтобы в покупке был смысл...
      677
      Экономика и мы 10 сентября 12:17

      РУСОФОБИЯ ЛЮДОЕДОВ: «ОВЦУ РАСЧЛЕНЯЮТ ДЛЯ МЯСА, МЕДВЕДЯ – ДЛЯ МЯСА И ИЗ СТРАХА…»

      Развитая цивилизация имеет не только представления о будущем, но и довольно чёткий проект даже отдалённого будущего. Те, кто в детстве играл в кубики, легко поймут аллегорию проектного созидания, в котором каждое поколение – кубик. Этому кубику находят место в общей конструкции, он опирается на предыдущий и служит опорой для следующего. Почему так? Пот...
      665
      Экономика и мы 9 сентября 19:37

      ЭКОНОМИКА: ЧТО СКОЛЬКО СТОИТ?

      Самый правильный ответ на вопрос «что и сколько стоит? » в экономике – это тавтология: сколько – столько «и». Если за стакан воды платят 100 рублей, то он стоит 100 рублей. Если тысячу, то тысячу. Если он бесплатно – то он бесплатно. Про такое говорят «рыночек порешал». На самом деле, конечно, порешал не «рыночек», а те, кто скрываются за этим псевдоним...
      747
      Экономика и мы 9 сентября 10:41

      «ВОЙДИТЕ В ПОЛОЖЕНИЕ ВРАГА! ЕМУ ТАК ТРУДНО ВТОРГАТЬСЯ НА ТАНКАХ! САМИ СЕБЯ УБЕЙТЕ, САМИ!»

      У отечественных «защитников демократии» есть одна «ахиллесова пята»: они не могут, не умеют, не хотят и решительно отказываются говорить об отсутствии мировой демократии. Вы можете (как я) проанализировать сотни их «высеров» - и везде увидите одно и то же: локализацию. Демократии не должно существовать в мире: то, что её нет в США, в Англии, в ЕС – поф...
      1003
      Экономика и мы 9 сентября 08:04

      «ПО ТУ СТОРОНУ РАЗУМА»: СУЩНОСТЬ «АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СУБКУЛЬТУР»

      Жить в обществе, и быть свободным от общества нельзя: поневоле окунаешься в помои современного прозападного либерализма, который блогеры несут в духе, а украинские дегроды ещё и на штыках. Для любого культурного человека (будь он хоть «негр преклонных годов», по В. Маяковскому) погружение в эту субкультуру хакслианского «прекрасного нового мира» кажется...
      680
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика