• РЕГИСТРАЦИЯ

Кусь. Чудьская элегия. ч.2. в лесах и в городах

1 6103

КУССКОЙ ТОПОР ПИТЕР СТРОИЛ

Кусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусской артели. Что уж говорить про разросшиеся в это время вокруг Питера дачные посёлки! 

Лигово, Купчино, Колтуши, Парголово, Райвола, Териоки, Куоккала, Мурино, Лесная, Удельная - всё это названия не чуждые слуху кусских мастеров.

Кусские плотники были виртуозы своего дела. Могли возвести избу без единого гвоздя, одним топором и вагой. Похвалялись: "Мы всё можем. Даже топором часики починим! Только жалко вот, где маятник ходит - туда топор не проходит"... 

Кусские плотницкие артели с честью и достоинством выполняли большие и сложные подряды. Знавали Кусской топор Москва, Казань, Омск, Ташкент, Париж, Лондон, София и Гельсинфорс.

Частенько питерские или московские замечали необычный типаж и говор плотников, подшучивали над ними: мол, не русские что ли?! Артельщики только хмуро отшучивались:

- Мы с Куси, не с вашей Руси!

- Да что за Кусь?

- Кусь - бродячая Русь.

В этой присказке слышится не только размышление о судьбе отходника, но и намёк на особый этно-культурный склад Куси. Возможно, здесь подразумевается принадлежность значительной части населения этого лесного края к старообрядческому толку "бегунов", "странников". Известно, что в галицких лесах одно время укрывался основатель "страннического" согласия Евфимий. Вдоль Куси были натоптаны тайные "бегунские" тропы от Данилова, "столицы" странников, до многочисленных Заветлужских и Вятских "бегунских" деревень.

Кусскими артелями строились и украшались многие помещичьи гнёзда, господские дома, купеческие лавки, трактиры, мосты, мельницы и деревенские избы Галичского и Кинешемского уездов.

Разумеется, и великолепные, украшенные замысловатым узорочьем помещичьи усадьбы на самой Куси, так же были выстроены местными мастерами-плотниками: Алексино, Введенское, Горское-Марьинское, Панькино, Култыши.

Думается, что не обошлось без кусских мастеров и строительство усадьбы Островского Щелыково, и Кустодиевского терема в Маурино у речки Яхруст.

Кустодиев. Мой терем. Маурино.

В середине 1930 гг. артель кусских плотников выстроила в Кинешме для фильма "Бесприданница" по пьесе Островского сцену, будку и беседки в старинном стиле.

Вот что об этом вспоминает плотник из Пеньков И.Ф.Быстров.

- Весной, перед сенокосом, мы с небольшой артелью пришли в Кинешму поплотничать. Долго искать работы не пришлось. На базаре у "казённых весов" к нам подошёл мужчина."Я вижу, вы плотники, - сказал он, - не хотите ли поработать для кино?". Это был прораб от Кинешемского комхоза. Мы приняли условия. Сделали сцену, кассовую будку, воротечки, беседки в стиле того времени, когда происходили события в пьесе.

При колхозах крестьянин оказался привязан к своей деревне, должен был отрабатывать "трудодни". Но колхозное начальство всё же учитывало традиции отходничества и давало мужикам хоть раз в году подзаработать.

- Мужиков зимой отпускали на месяц на заработки. Рубили дома, строили. У нас все мужики были плотники.

Вспоминает житель Пеньков на Куси Анатолий Сергеевич Чистяков.

- Наши мужики деревенские раньше уходили подрабатывать, - жить-то не чем было! "Кусские плотники" назывались, славились. В Островское ходили, в Палкино, в Антропово, в Кадый на Вёшку, - по всем округам. По зимАм ходили - на месяц отпускали.

- Мама за меня попросила - к хорошим плотникам: возьмите его поработать! У меня и дед плотником был. Вот я и ходил подсобным рабочим: где попилить, где поднести... Получал зарплату маленькую - 25% от их заработка. Вот так я до армии после школы и проживал. Но мама была всё равно рада, потому что хоть где-то чего-то было - жить-то надо было!

Потом пообвык - стали 50% платить, потом 75%. Так года три до армии ходил. Островское, Александровская фабрика, Игодово, Красная Поляна, Клеванцово. То ферму какую-нибудь в колхозе строили или птичник, а то у частников нанимались, кто строился. Человек 6 - 8 в бригаде было.

Надо было патент заплатить. И ходили пешком. Инструмент: мешок за плечи - и пошли!

Это конец 1950-х годов.

- Так и привык строителем работать, топор в руках держать умел! И после армии всё так, - рубили дома. Лес заготовляли, рубили дома. Ставили на мох, наряжали, - вплоть до ключа. Здесь, в Пеньках. Двухквартирные дома - это всё мы делали. Бригада у нас была строительная в колхозе, человек 10. Колхоз подряжал, платил нам деньги. Катали всё вручную, хозом, на верёвках. Пила только, "Урал", - 14 кг.

- Начали здесь строить в 1960-х. И все 1970-е. Вот, все Пеньки мы построили.

Раньше здесь было всего два дома. Церковь, контора, клуб - и два ли три дома ли.

- Игнатьевские плотники всё в Кадые работали, на Вёшке. Работали по месяцу. Придут, в бане помоются, жратвы наберут - и опять там на месяц.

- Налоги-то были бешеные! А что ты в колхозе?! Месяц отработал - три рубля заработал... Вот раньше и ходили. Масленицу отгуляют, и на весь Пост - на семь недель - уходили плотничать. Вот и называли "Кусьские плотники". В Островский район ходили, под Кинешму, в Кинешму.

А потом уже, в 1960-е годы, стали жить получше - и не стали ходить плотничать.


  ЛЁН  НА  ЛАДОНИ

Обработка льна дело хитрое, любопытны применявшиеся в этом деле термины. В июле льняное поле представлялось сплошным синим морем. В августе лён поспевал, и его "теребили" (сламывали, скручивали со стебля). Вязали в снопы. Снопы ставили "в стамушки" - попарно по десять в ряд. Так сушили. Через несколько дней снопы свозили на "ладонь" - деревянную площадку.

Сухие снопы "околачивали" кичигами - выколачивали семяна из колокольцев. Подростки выколачивали вальком на "плахе" каждый сноп в отдельности. А разудалые молодцы околачивали "молотилом" (цепом), расстелив снопы на "ладони" (досчатой площадке) "посадом" - этакой округлой крепостной стеной. Полученный ворох "провеивали" на ветру лопатой. Потом просеивали в двуручном решете. Чистое семя убирали в "клить" (чулан) и ссыпали там в "сусек".

Околоченные снопы закладывали в "ондрец" и свозили в луга, на "стлище". Лён расстилали ровной лентой на "улёжку" под августовские росы. Когда лён начинал волокниться, его ставили в конуса для просушки. Потом конуса собирали в копны и свозили в стожок под "шаху" (навес). Затем стожок разносили для окончательной просушки на "повити" (сеновале).

Сухую льносоломку приходили мять в ручной "мялке" - рано утром (до работы), в потёмках. Получалась "новина". Её вычёсывали и получали "куделю" - пряди готового волокна.

Зимой из кудели пряли "ниты". С "потолка" стаскивали большие деревянные детали и собирали ткацкий стан. Ткали полотна, коврики, половики, парушины (плотная ткань из толстой пряжи).

Изо льна вместе с шерстяной ниткой вязали шарфы, платки и юбки, что занимало важное место в приданом невесты. По красоте и сложности узора оценивали трудолюбие и вкус будущей молодой хозяйки.

характерный кусской пёстрый половик

Дарёные варежки при сватовстве, свадьбе и похоронах хранили как ценную память. Кусские девки и бабы устраивали в Парасковин день (28 октября старого стиля) т.н. "Льняные смотрины". Они выносили друг другу на показ свой вытрепанный, вычесанный лён и выхвалялись, кто из них самая лучшая и умелая хозяйка.

Из воспоминаний местных жителей.

- Лён теребили руками, снопики вязали. Потом околачивали головки, колоски. Ой, было!

Лён мяли, трепали, чесали, пряли, ткали - всё делали. Всю зиму, летом было некогда.

Пряли на дому. А когда и соберёмся, - с пряхой ходили. И попоём когда... протяжные.

Было весело раньше: все пели и плясали. На работу все соберёмся, - и пойдём с песням. Мы много песен знали. Теперь их не поют уж...

. . . . . 

. . . . .

. . . . .

Руины старинной усадьбы. Кусь.

Источники.

1. Акатов А.И. Пеньковские мемуары. Антропово, 2014.*

2. В.Малышев. Экспедиционные записи 2016 года (П.М.А.).

*Акатов Александр Иванович (1914-1992) - патриот Кусьского края, фронтовик, автор ряда краеведческих статей и материалов. 

http://merjamaa.ru/news/chudsk...

Смотри также: ч.1. Из глубины...

https://cont.ws/@merjamaa/1273...


Окончание следует...



МЕРЯ ИЛА!

    Они ТАМ есть: «кому нужнее»

    Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. - The Latins' perversion of the true veneration of the Most Holy Theotokos in the newly invented dogma

    Святитель Иоанн (Максимович)Когда обличены были порицающие непорочную жизнь Пресвятой Девы, отрицающие Её Приснодевство, отрицающие Её достоинство Божией Матери, гнушающиеся Её икон – тогда, когда сла...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      MERjAMAA 6 октября 21:51

      Мерянский этнографический реверс XIX века

      Некоторые считают, что увлечение отечественных историков, лингвистов, художников XIX века мерянской темой – это некая «кабинетная» фантазия, дань моде на родную старину. Но мы помним, что гуманитарные науки волей – неволей отражают общественный «заказ», т.е. потребность общества в освещении той или иной темы. Не будь такой потребности – записи диалектных слов так и ос...
      842
      MERjAMAA 16 декабря 2023 г. 21:05

      "Слово пацана. Кровь на асфальте". Этно-лингвистические аспекты уличного жаргона Средней полосы второй половины XX века.

      Многих сейчас зацепили хлёсткие словечки из этого набирающего популярность сериала. Но откуда они? Так в 1950-х - 1990-х разговаривали большинство подростков Средней полосы. Общепринятое представление таково, что происходит он от лагерного жаргона, вылившегося на улицы наших городов после амнистий 1953 и 1956 годов. Но не всё так просто.Этот уличный жаргон при ближайш...
      360
      MERjAMAA 28 мая 2023 г. 20:32

      Меря на карте XV века

      "Первокарта" Фра Мауро - яркий образец творчества "титанов" эпохи Возрождения. Показанные на ней города, народности и страны - суть консолидированное знание образованных европейцев о географии, этнографии и геополитике Старого Света того времени. Фра Мауро (1390-е - 1460-е гг.) был ведущим картографом Венецианской республики. Кроме того, составлял карты для Генриха Мо...
      1362
      MERjAMAA 18 сентября 2022 г. 21:36

      СИЛА в МЕРЯ: как изучение мерянского языка помогает осознать свою идентичность

      В декабре 2020 года, в рамках проекта Медиаполигон «Хранители языков», десятки журналистов и языковых активистов из 25 регионов России создавали материалы о культурах глубинной России и о героях-хранителях языков. Многие из этих материалов содержат как минимум по небольшому чуду. Не только журналисты и литераторы, но и активисты сумели рассказать впечат...
      338
      MERjAMAA 14 октября 2020 г. 22:57

      Найден последний анклав народа МЕРЯ

      межанкаВ наших поисках следов мерянской этничности всегда особое внимание привлекал Межевской район Костромской области. На существование здесь позднемерянского центра указывала повышенная концентрация здесь и в соседних Мантуровском и Кологривском районах селищ и городищ мерянской культурной традиции, а так же мерянских топонимов, более характерных для...
      845
      MERjAMAA 20 июля 2020 г. 13:48

      Терсень. Заветлужье. Голоса нашего детства.

      Фрагменты из фильма Александра Сокурова "Элегия земли: последний день ненастного лета / Мария" (1975, 1978 - 1988). Нижегородское Заветлужье. Уреньский район, окрестности села Терсень. Близость к природе, здоровый сельский труд, ушедший дух общинности, неповторимый заветлужский говор... Голоса и лица из нашего детства.https://www.youtube.com/watch?v=85O...
      395
      MERjAMAA 19 июля 2020 г. 22:32

      570 лет великому княжеству Устюжскому

      В эти благодатные дни середины лета на всём пост-мерянском Севере и в Заволжье наиболее традиционные общества до сих пор проводят праздники близкие календарно и по внутреннему смыслу: Петры-и-Павлы, Мольба, Сюрем. Культурные подосновы этой общности лежат очень глубоко, в местной животноводческой и врачебной духовно-магической практике. Но сегодня мы пом...
      592
      MERjAMAA 4 февраля 2020 г. 00:16

      Контуры мерянской истории. ч.2. Этнографическая.

      - этно-культурный надлом -В 11 веке в государстве Русь происходила христианизация. Мерянское боярство успело к этому времени обрусеть, и довольно легко приняло новую веру. Но большинство народа Меря и старая племенная знать не хотели расставаться с верой предков. За что и поплатились. Мерянская "земля" потеряла права автономии и перешла в колониальное в...
      753
      MERjAMAA 22 января 2020 г. 21:24

      Контуры мерянской истории. ч.1. эпическая

      Многие века меряноязычные племена предков меря, как и прочие финно-пермяки, жили счастливо в своих лесах у своих рек и озёр. Ткали белые одеяния. Вышивали красной нитью оборки. Пели песни. Пасли скот. Сажали репу. Ловили рыбу. Охотились. Собирали мёд и воск. Рассказывали сказки. Слагали легенды о подвигах предков.Были в них и великаны-"паны", некогда хо...
      982
      MERjAMAA 14 января 2020 г. 20:41

      Великий озёрный путь Мерямаа

      улен яхрен маткема ulen jahren matkema БОЛЬШОЕ ОЗЁРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Главная ось развития, становой хребет Мерямаа. Озёра как образ жизни, как основа мировосприятия. Проследите за очертаниями озёр на этой карте: одно за другим, на всём протяжении,  - и Вы почувствуете отголосок веков, чем жили и что чувствовали наши предки.Большинство из них теперь з...
      747
      MERjAMAA 3 декабря 2019 г. 01:11

      Мерянский язык: основы грамматики.

      Ёлусь па ёлусь! "Пусть будет" - и будет! Так говорили наши предки, приветствуя друг друга.Представляем Вашему вниманию недавно вышедшую в свет книгу "Мерянский язык: словарь, ономастикон и основы грамматики". Впервые предложена реконструкция мерянской грамматики в объёме, достаточном для составления не только небольших фраз, но и развёрнутых предложений....
      1435
      MERjAMAA 16 августа 2019 г. 16:50

      ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

      - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
      2071
      MERjAMAA 15 июля 2019 г. 21:32

      Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

      Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
      2178
      MERjAMAA 23 июня 2019 г. 21:38

      Путин знает, куда делся народ чудь

      20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
      2617
      MERjAMAA 10 июня 2019 г. 19:40

      Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

      - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
      3050
      MERjAMAA 9 июня 2019 г. 10:57

      Елма Лил: о мере с Душой

      В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
      2476
      MERjAMAA 8 июня 2019 г. 22:25

      Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

      Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
      2636
      MERjAMAA 28 апреля 2019 г. 18:51

      «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

      КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась стар...
      5115
      MERjAMAA 15 апреля 2019 г. 18:59

      «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

      3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
      5865
      MERjAMAA 7 апреля 2019 г. 22:21

      «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

      1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
      5793
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика