Лучше ли ничто, нежели что-либо?
Г.А.Глинка, «Древняя религия славян» (г. Митава, 1804 г.)
У каждого народа имеется своя прародительница, давшая начало роду. И у славян есть такая. Её имя ‒ Сьва (хотя чаще её именуют Сва).
Впервые имя Сьва поминается в книге «Древняя религия славян» Григория Андреевича Глинки, где он ещё в самом начале 19-го века изложил доступную ему информацию о славянских божествах. И вот глава той книги, посвящённая Сьве (за оцифровку книги личная благодарность Мельникову Виталию).
Сьва. Собственно богиня осени и садовых плодов. Изображалась в виде нагой женщины с полными сосцами, имеющей волосы висящими до подколенок, и держащей в правой руке яблоко, а в левой гроздь. Суеверие, делавшее себе из всего богов, из благорастворения воздуха, умеренности погод, и обыкновенного плодоносного года, образовало себе особенное божество, будто бы благославляющее сады его и огороды, и оному молилось и просило его о покровительстве. Впрочем изображение сей богини остроумно. Нагота ея изображает состояние природы в плодопроизводную часть года; полные сосцы и длинные волосы, общую всех тварей питательницу во всем преизобилующую; яблоко служит эмблемою матери нежащей милых чад своих, гроздь же уповающей всех роскошью. Сьва была божеством не только плодов садовых, но и самого времени их поспевания, осени. Она особенно почиталась от славян, живших при Варяжском (Балтийском) море.
И всё. Не густо, то есть.
А ещё Сьва, но как Сва, поминается в «Слове о полку Игореве». Впрочем, окромя меня её там, покуда, никто не видит. Вот та цитата:
Кая рана дорога братiе, забывь чти и живота, и града Чернигова отня злата стола, и своя милыя хоти красныя ГлѢбовны, Свы чая и обычая, [по] были [о] вечи Трояни, минула [в] лѢта Ярославля, [по] были [о] полци Олговы, Ольга Святъславлича.
Эта цитата взята из Екатерининской копии "Слова..." {квадратные скобки ‒ Моисеича}, где однако, СВЫ ЧАЯ выглядит как СВЫЧАЯ, а переведено как «привычки». Посему ‒ акцент: предложение сие переведено неверно. Хотя бы потому, что слово БЫЛИ филологи дружно переводят как глагол «были», хотя наш глагол «были» по-старому ‒ это БЯ или БЯШЕТЕ. И потому это БЫЛИ нужно переводить как существительное «были» (мн. ч. от "быль"), а понимать ‒ «по былинам». А кроме того, следует иметь в виду, что Олег Святославлич ‒ это ни абы кто, но именно Вещий Олег, прекративший русскую смуту конца 9-го века (то есть, в самом начале шестого века после окончания Веков Трояновых). К тому и помянут автором "Слова...". Сам же Олег был прозван Вещим потому, что являлся «певцом» (а,возможно, и жрецом) Сьвы. Ибо предвещал (провозглашал) её заветы (Сьва имела непосредственное отношение к Веде (Ведам)).
Так что не удивлюсь, если имя Сьвы проявится и в иных наших летописях.
На рубеже 18-го и 19-го веков (когда Глинка писал свою книгу) Сьву запамятовали уже настолько, что та из прародительницы нашей и БАБЫ (Баба ‒ один из эпитетов Сьвы) превратилась в «богиню осени и садовых плодов». А ещё через полтораста лет и этот чуть видимый образ растаял и забылся, причём, вместе с Г.А.Глинкой и книгой его.
Вот Сьвы и не стало. Лишь производные от её имени продолжают жить своей жизнью: СВОЙ, СВОЯ, СВОЁ, СВОИ...
Причина же забывчивости видится в том, что после христианизации славянского мира славяне вольно или невольно основные функции Сьвы переложили на иной женский персонаж мировой теологии. В чём, однако, Сьве повезло много больше, нежели, например, Макоши, которую из матери богов превратили в пряху по имени Параскева-Пятница. Или Перуну, которого обозвали Ильёй. Или Даждьбогу, которого Георгием ныне именуют. Или Велесу ‒ Власию. Или Купало ‒ Ивану, и т.д. Богу же Ладо вообще пол поменяли, превратив его в богиню Ладу... А так и появились иваны-родства-не-помнящие и яковы-родства-ведать-не-желающие. Причём, если малограмотные или не шибко образованные ещё что-то помнят о своём родстве (а коль не помнят, то очень быстро вспоминают; стоит лишь подсказать чуть-чуть), то интеллектуальная часть нашего народонаселения упёрто держится состояния «иванов» тех и «яковов». Странно, но факт.
В советское же и постсоветское время Сьва забылась настолько, что даже историки и культурологи уже не разумели ни имени её, ни книги Г.А.Глинки. Вот это-то неразумение Сьвы и довело тех до вопиющего исторического ляпа, который и поныне бродит из книги в книгу, из статьи в статью, с сайта на сайт. И никто ничего с этим ляпом поделать уже не может. Живучей зараза оказалась. В итоге и до меня добралась, когда услышал как неизвестный мне отечественный историк, с профессорским званием и соответственным апломбом заочно хает какого-то другого неизвестного мне человека, но из числа «псевдоисториков», причём, за то, что тот ‒ !!! ‒ выдумал Сьву...
И я, естественно, изумился: о какой Сьве речь идёт?
Позже выяснилось ‒ о той самой, «глинковской».
С тех-то пор (девять лет уже минуло) Моисеич (всю СВА жизнь старательно старавшийся не матерится) и матерится как сапожник, лишь услышав или увидев упёрто тиражируемый ляп «историка» того или злобный хай в адрес «псевдоисторика» того, что Сьву "придумал". Миролюбов фамилия его.
Впрочем, именно тот хай и породил мой интерес к персонажам тем: кто такой Миролюбов, почему его так жестоко и безграмотно поносят и при чём там Сьва?
Портрет Ю.П.Миролюбова работы Ф.А.Изенбекова.
И вот краткое пояснении об "авторе" Сьвы: Миролюбов ‒ Юрий Петрович, сын сельского священника, врач, участник первой мировой войны, белоэмигрант, ярый противник советской власти, химик, журналист, писатель, очень хороший человек и настоящий патриот России, искренне любивший Родину до последнего СВА выдоха. После революции помотался по Европе, пока не осел в Бельгии. После Второй Мировой войны перебрался в США. Там-то хай советских историков и достал его. Особо постарались одна «баба языкастая» с профессорским чином, плюс полтора тихушных академика. В итоге ‒ инсульт, несколько лет жизни в полупарализованном состоянии и смерть. И посмертный выход его книги «Сакральное Руси», которую и рекомендую всем, кто интересуется «славянской теологией»; ибо, полагаю, лучшей книги о славянских божествах не имеется.
Хаяли же советские историки Миролюбова не за ту книгу его, но за то, что он мало того что сфальсифицировал так называемую «Велесову книгу» (у этого миролюбовского «фальсификата» имеются и иные названия), но ‒ во гад ‒ даже придумал Сьве её ПОЛНОЕ имя: ПТИЦА-МАТЕРЬ-СЛАВА-СЬВА.
«Ба»! ‒ сказал я, разглядывая имя Птицы той, ‒ «Да Ты, Юрий Петрович, ‒ гений! Ибо я, например, ребёнку своему (СВА!!!) полтора месяца имени дать не мог. И даже помощь справочников не помогла мне имя придумать. А Ты ТАКОЕ имя выдал... аж душа подпевает созвучиям его: Птица-Матерь-Слава-Сьва». Практически ‒ Гаятри-мантра.
Ныне говорить о Сьве я могу, наверное, безконечно (пока бензин не кончится). Но делать сего тут не стану. Замечу лишь, что письменной информации о ней мною собрано предостаточно, от древних римлян и до современных китайцев; жив буду ‒ озвучу ещё. Здесь же предлагаю посмотреть изображения различных богинь различных эпох и народов, чей внешний облик подпадает описанию Глинкой Сьвы.
Начну же эту демонстрацию с более всего поразившей меня картинки.
Это фото попалось на глаза мне не так давно. Разглядывая его я в очередной раз подивился скудости собственной фантазии, поскольку даже не догадывался о сходстве имени Сьва и слова «сова». Зато именно это фото и побудило залезть на «Яндекс → Картинки» и начать очень нудный просмотр всего подряд, что могло иметь отношение к Сьве и сове.
И вот частичка результатов поиска.
То, что эту шумеро-аккадскую богиню зовут Инанна меня не смущает. А вот две совы рядом с ней логику мою напрягают очень сильно. А вкупе с описанием Сьвы из книги Глинки ‒ ну очень сильно.
И вот ещё та же (как говорят) Инанна.
И ещё она же (а коль не Инанна, то и не принципиально).
И ещё.
А вот «привет» for Sage под названием «Герб Тартарии».
И ещё из древних времён (на фоне самокруток).
Впрочем, эту богиню в Асиирии и соседних с нею странах именовали и Астартой, и Иштар, и Ашторет, и даже Лилит. Разбираться в той запутке смысла не вижу. Просто посмотрим на изображения крылатой богини ассирийцев и их соседей.
А ниже уже хеттская крылатая богиня.
И эта, в кокошнике, тоже, говорят, хеттская.
А вот ‒ скифская (в повойнике?).
Древнегреческих и римских богинь здесь касаться не стану, дабы наших либералов шибко не травмировать (хотя и у греков с римлянами тоже имелись богини с совами и крыльями). Брату-демократу и наших картинок достаточно будет для повышения их кислотно-щелочного баланса и активации язви(тельности).
Сначала глянем старые картинки.
А теперь посмотрим современный изображения Сьвы.
А теперь подивимся иконе.
А вот фото Моисеича под названием «Сьва Корельская».
А эта ‒ любимая картинка. Ибо позитивная.
Мало кто задумывался, почему наши воинские захоронения называются "памятниками славы". Поясняю: в память Сьвы. Чтоб не забывали Праматерь нашу. Ибо имя Сьвы ‒ Славуня. А в краткой форме ‒ Слава.
Ну вот и познакомились.
Полагаю, что интуитивное полушарие читателя (Чуйка) и без моих подсказок уже связало воедино образы Матери-Родины и Птицы-Матери-Сьвы-Славы. Во всяком случае, попытку такую оно (интуитивное полушарие) должно было предпринять. А я, до кучи, и ещё подскажу: на Руси-матушке чтится и ещё один образ Сьвы. Но тот эпитет я, покуда, озвучивать не стану. Ибо не хочется преждевременно собирать на свою голову ВЕСЬ контовский негатив. У меня ещё будет такая возможность. А пока достаточно и того, что сказал и показал.
Читателя благодарю за внимание, а добрых людей ‒ за картинки.
Всем СВА ‒ привет!
А Птице-Матере-Сьве-Славе, Славуне, матери всех славян ‒ Слава!!!
Писано Моисеичем 12.01 2017 г.
Оценили 23 человека
40 кармы