• РЕГИСТРАЦИЯ

Остров Рус (ч. 2): Корела Пребогатая

35 3904

Как во той-де во Нижней Малой Галице,

Как во той-де Кореле Пребогатой...

(Начало былины "Дюк Степанович")



Добрым людям ‒ добрых былин! Тем более что плохих былин у нас отродясь не водилось!

Добрый день!

Во второй части статьи продолжим знакомство с "островом Рус" арабских источников, который кандидат географических наук В. И. Паранин в 1990 году локализовал как Карельский перешеек ("Остров Рус (ч.1)": https://cont.ws/@moiseich/8718...

С той поры по Вуоксе в Ладогу много воды утекло. Гипотеза Паранина мало того, что осталась гипотезой, так ещё и забылась напрочь. Почти всеми, кто был знаком с нею. И лишь в Ленинградской области приозерские краеведы в альманахе "Вуокса" нет-нет да поминали книгу В. И. Паранина. А в 2004 году на основе статей из "Вуоксы" сообща издали книга "Приозерская земля: культура и история", где также отдали должное его работе.


Петербургский историк и географ Виктор Иванович Паранин недавно обосновал интересную гипотезу, согласно которой островом Рус когда-то назывался наш Карельский перешеек. И действительно, вплоть до ХVI века, пока не обмелел тот рукав Вуоксы, который впадал в Финский залив в районе Выборга, Карельский перешеек должен был восприниматься как огромный остров: с юга его омывала похожая на пролив Нева, с востока ‒ Ладога, с севера ‒ широкая Вуокса, а с запада ‒ Балтика. Размеры и природные особенности "острова Рус" из арабских сочинений также очень напоминают наш перешеек... Однако не будем забывать, что эта интересная историческая теория является только предположением, гипотезой и её ещё надо доказать ‒ прежде всего археологическими данными.

Авторы и соавторы этой книги (а там целый авторский коллектив краеведов, музейщиков, учителей) ‒ люди в Приозерске по-настоящему уважаемые. И при этом ‒ официальные. Почему и вынуждены, как говорится, за речью своей следить. Тем более что с недавних пор над приозерскими краеведами довлеет премия имени тов. Луначарского, полученная ими "За вклад в музейное дело России".


И потому-то сотрудники музея "Крепость Корела" на публике весьма осторожно высказываются о гипотезе Паранина, при том что имеющийся у них археологический материал сам собою намекает на его правоту. Откуда и главный вопрос местных краеведов: как быть и что делать в этой ситуации?

Так что приозерские музейщики подробно и с удовольствием отвечают на вопросы посетителей про клады арабских монет дорюрикова периода, а вот на вопросы про похороны Рюрика в Кореле в 879 году, или про корельскую мостовую 1166 года спила деревьев, ‒ по обстоятельствам. Город-то официально появился лишь в 1294-м.

И вот к тому показательная цитата из статьи приозерского краеведа и педагога Л. Д. Пашкиной, "К вопросу о смерти князя Рюрика в городе Кореле", опубликованной в краеведческий альманахе "Вуокса" за 2000 г.:

До сих пор не ясна точка отсчёта в истории города Корелы-Кякисалми-Кексгольма-Приозерска. В 1894 г., во время Великого княжества Финляндского, отмечалось 600-летие города, поскольку за исходную позицию была взята дата похода шведских рыцарей на Кексгольм ‒ 1294 г. В 1990 г. археологически подтверждена [дата] середина ХII века (по летописи ‒ 1143 г.). В настоящее время выносится на обсуждение 879 год.

С конца 90-х годов приозерские краеведы и начали теребить вышестоящие инстанции от исторической науки вопросом: почему датой основания Корелы‒Приозерска считается 1294-й, а не 879 год? Ну или хотя бы 1166-й?

Однако воз и ныне там, то есть в 1294 году.

А дело тут в том, что в результате раскопок 1989‒1990 гг. внутри крепости Корелы под трёхметровым слоем земли и полуметровым слоем речного песка были раскопаны деревянные части мостовой или, иначе, брусчатки, «анализ спилов которых дал дату ‒ 1166 год». И в том интрига невероятная. Ведь официально города ещё как бы не существует. А брусчатка уже есть. Но и это не самое главное. Ибо очевидное-невероятное здесь в том, что тогда же была уложена и новгородская брусчатка. В том же самом 1166 году.

Вот.

А до 1166 года русские города брусчатки вообще не знали.

То есть, впервые брусчатку уложили в Новгороде и Кореле, причём, в один год. В других же русских городах брусчатки появились много позже. Откуда и такие вот слова Л.Д. Пашкиной:

До недавнего времени отрицался ХII век как возраст крепости Корела. Ныне середина ХII века ‒ это факт, не только доказанный теоретически, но и подтверждённый археологическими раскопками.

В тех же раскопках были найдены и прочие интересные предметы. Некоторые датированы IХ веком, то есть временем Рюрика и Олега Вещего. Причём, есть находки и более ранних времён. Вот, например, слова директора музея "Крепость Корела" М. П. Лихой:

Среди найденных вещей заслуживают внимания равноплечная фибула и фрагмент ещё одной подобной же застёжки, относящейся к эпохе меровингов (VII‒VIII вв.).

Однако датой основания города по прежнему считается 1294 г. (иногда пишут 1295 г., однако сами горожане 700-летие Корелы‒Приозерска отмечали в 1994 г.; лично присутствовал).

Вот далее и внесу свой скромный вклад в брусчатку ту корельскую, 1166 года спила деревьев. Да посредством скромной цитаты из фантастической, как считается, былины "Дюк Степанович".


Однако без приличного по объёму предисловия тут не обойтись. Ибо знаю два с половиной варианта этой былины, где в первом Корела‒Приозерск называется "Индией богатой", "Галицей проклятой" и "Волын-городом", а во второй ‒ "Нижней Малой Галицей" и "Корелой Пребогатой". Плюс к тому, в изданной ещё в ХIХ веке Егором Классеном книге "Новые материалы для древнейшей истории славян" тоже поминается былина "Дюк Степанович", однако там говорится, что в Киев Дюк прибыл: «Из славна Волынка, красна Галича, из Карелы богатыя».

Куда только исследователи былины "Дюк Степанович" не помещали вышеперечисленные топонимы, особо ‒ "Индию богатую". И всё ‒ как и при поисках "острова Рус" ‒ мимо. Саму же Корелу как родовое гнездо Дюка Степановича даже не рассматривают. Поскольку нет её ещё. Мол, в ХIII веке лишь появится.

Так вот, все те топонимы так или иначе подразумевают именно Карельский перешеек и нынешний Приозерск. Да, с оговорками многими и нюансами разными. Но всё же ‒ это Корела‒Приозерск. И никакого отношения те названия не имеют ни к Галицко-Волынской земле, ни к Галичу Мерскому. Лишь по созвучию. Зато к "смоленским чёрным грязям" из былины "Три поездки Ильи Муромца" ‒ самое непосредственное. И к Геродотову Гелону ‒ самое непосредственное. И к ныне турецкой Каппадокии, где некогда обитали Геродотовы же "каппадокийские сирийцы" ‒ тоже. А ещё ‒ к турецкому, как бы, слову "озеро".

На карте Турции: Gölü ‒ озеро.


Тем самым акцентирую внимание читателя на то, что топонимы, содержащие в себе слоговицу Гъ:Лъ (Gъ:Lъ) зачастую находятся при каком-либо озере. Например, и мои любимые Голаны, и Геродотов Гелон, и та же Галица Малая, сиречь Корела Пребогатая, ‒ все они располагаются возле какого-либо озера.

И город Галидж, стократно поминаемый в неканонической булгарской летописи "Джагфар тарихы", тоже находился на озере, на Ильмене (откуда и по сию пору передаёт "привет" Геродотову Гелону).

Тот булгарский Галидж и есть былинная "Галица". Которая и Великой была, и Малой, а иногда ‒ и той, и другой сразу. Как говорится, по обстоятельствам.

А то, что переводчик "Джагфар тарихы" под Галиджем понимает исключительно Новгород, так это от того, что он "Дюка Степановича" не читал. Когда же ему становится очевидным, что описываемые в "ДТ" события происходят где-то ну очень далеко от Новгорода, тогда в примечаниях и возникает то Галич Мерский, то Ладога.

Тем самым я не утверждаю, что булгарский Новгород ‒ это не Галидж, но уточняю, что под топонимом Галидж в "Джагфар тарихы" выступают поочерёдно Голынь (будущий Новгород), Корела и снова... Новгород. При том что самой Корелы в "Джагфар тарихы" как бы нет:

24. ...В 745 году [хану Волжской Булгарии] Авару представился случай применить оружие и внутри собственной страны против восставших балынцев {суздальцев}. Восстание подняли [киевские] урусы, недовольные возвышением анчийцев {украинцев} и размерами балтаварских налогов. Балынцы {суздальцы} тут же поддержали этот мятеж, ободренные прибытием к ним славян с острова Артан {?}. Эти славяне были изгнаны галиджийцами {венедскими варягами}, но для того, чтобы их боялись, называли себя галиджийцами {варягами}. Они построили на большом озере крепость Галидж {Новгород} и возглавили бунт... Авар разбил урусов. Одна половина их предпочла подчиниться балтавару [Западного Булгара], но другая предпочла бегство. Некоторые беглецы ушли в Галидж {Новгород}, но большинство их переселилось на Дон, где получило название буртасов. В это время как раз умер Кук-Куян, и хазарским каганом стал сын Айбата и приемный сын Кук-Куяна Барджиль. Новый каган весьма обрадовался смуте в Западном-Булгаре {на Руси} и не только не вернул беглецов, но и построил для них [на Дону] город Урус {Руса}. Точно также и галиджийцы {новгородцы} радушно встретили урусов и построили для них на своем озере {Ильмень} другой город Урус {Руса}. Разгневанный Авар послал своего старшего сына Тат-Утяка на север, и тот разрушил Галидж {Новгород} и Урус {Русу} до основания. Испуганные мятежники бежали еще дальше на север {!!!}, но спустя некоторое время вернулись и возобновили свои поселения.

Вот и утверждаю, что булгарский Галидж ‒ суть Галица, и что Галиц было две: одна ‒ просто Галица (возможно "Великая" или "Верхняя"), другая ‒ "Малая" или "Нижняя". Первая ‒ непосредственно Новгородские земли, вторая ‒ земли Корелы.

Сам же топоним Галица перевожу как "Место при озере" или "Озёрный край".

На карте: былинные названия с-з. Руси; в скобках ‒ их же средневековые булгарские (татарские) названия.

В Нижней или Малой Галице ‒ в Кореле Пребогатой ‒ Дюк Степанович и появился на свет. Причём был он, как поёт сказитель Гаврила Вокуев, даже не боярином, а простым корельским "мужиком". И при этом ‒ наследственным купцом (кому интересно послушать былину живьём, да от настоящего сказителя, то достаточно в И-нете набрать "Гаврила Вокуев – Дюк Степанович" и... запастись терпением, ибо запись та сделана, когда исполнителю было уже под 90 лет).

Достигнув 17-летия Дюк Степанович отправился в стольный Киев-град. Ну и добрался, хоть и не без приключений. Вот и идут с князем Владимиром по Киеву, из церкви соборной да в палаты княжеские. Но, не по дороге идут, а по "мосточику кирпичному". То есть, по мостовой. Сиречь, по брусчатке. Тут-то Дюка и понесло:

Говорил тут он да й таковы слова:

"Ты Владимир князь да стольнекиевский!

Что же в Киеве у вас все не по нашему:

У вас построены й мосточики кирпичные,

А ведь столбики поставлены еловые,

А порученьки положены сосновые;

У вас медное гвоздьё да й приущиплется,

А ведь цветное платье призабрызжется.

Как в моей Индеюшке богатоей

У моей родителя у матушки

А построены мосточики калиновы,

А ведь столбики поставлены серебряны,

А ведь грядочки положены орленые,

А ведь настланы сукна гармузинные;

А ведь медное гвоздье да й не ущиплется,

А ведь цветно платье не забрызжется".

То есть, Дюк Степанович в силу возраста младого нетолерантно раскритиковал бедность киевской брусчатки, мол, и мостовая-то у тебя, княже, ‒ о ужас! ‒ кирпичная; и столбики с поручнями из дешёвых ели да сосны; и шляпки гвоздей из поручней торчат; и в дождь из-за кирпичиков одёжа пачкается. Сельпо, одним словом, а не Киев! Толи дело брусчатка в Кореле: сама ‒ калиновая; столбики ‒ серебряные; поручни ‒ орлёные; и гвоздики вбиты так, что не царапаются. Так мало того, наша брусчатка даже сукном гармузиновым застлана, почему и в дождь платье не забрызгивается.

И князь Владимир не нашёлся, что ответить Дюку.

Вот.

И академики наши от истории нашей тоже не знают что сказать про раскопанную археологами корельскую мостовую. Мол, ну раскопали... и что? Города-то официально ещё НЕТУ!!!

«А остров Рус?» ‒ переспрашивают приозерские краеведы, головы вверх задрав.

«А остров ваш ‒ вообще из области фантастики!» ‒ отвечают сверху вниз.

«Точно-точно?» ‒ недоверчиво, но вежливо переспрашивают снизу.

«Факт! Нет такого острова!» ‒ категорично отбиваются с высот исторической науки,‒ «Проверено неоднократно: нет острова!».

«Ну и фиг с ним», ‒ сказали краеведы. И с конца 90-х начали издавать историко-краеведческий альманах "Вуокса", заявив, что материалы для альманаха будут готовить не только профессиональные историки-специалисты, археологи, сотрудники музеев и архивов, вузовские работники и школьные преподаватели, но и дилетанты-любители, и даже школьники, участники олимпиад по истории и краеведению:

При этом главная научно-исследовательская цель нашего издания ‒ утверждение исторической правды ‒ будет достигаться на путях открытого обсуждения самых острых вопросов.

Ну и начали рассказывать землякам и про мостовую ту, и про Рюрика, и про то, как, куда и откуда когда-то река Вуокса текла. Неспешно и аккуратно теребя нашу родовую память.



А в 2004 году на базе тех альманахов издали книгу, в которой и свели воедино исторические факты, касающиеся Корелы‒Приозерска. Там же и "остров Рус" Паранина помянули нечаянно.


Вот и приведу ещё несколько цитат из книги кандидата филологических наук А. П. Дмитриева и учителя высшей категории А. И. Лихого "Приозерская земля: история и культура" (СП-б, Приозерск, 2004 г.):

В русских летописях и писцовых книгах указывалось, что город Корела стоит на реке Узьерве, или Узерве. Так кореляне называли широкий плёс Вуоксы при её впадении в Ладожское озеро. ...тогда через наш город протекало воды раз в сто больше, чем сейчас. Так что посетивший Кексгольм летом 1858 года Александр Дюма-отец нисколько не преувеличивал, когда сравнил наш город с Венецией...

На фото: Вуоксинская протока между Новой и Старой крепостями.


На фото: Новая крепость (слева) и крепость Корела или Старая крепость (справа).


На фото: р. Вуокса в черте Приозерска напротив ж.д. вокзала.


На фото: вид на Приозерск и Вуоксу близь устья.


На фото: вид на устье Вуоксы и Ладогу.


Карта Приозерска.


И вот как те же Дмитриев и Лихой в книге их косвенно поддерживают гипотезу Паранина, что современный Корельский перешеек некогда был островом:

Вуокса ‒ довольно молодая река: она родилась не более 5 000 лет назад из-за интенсивного поднятия земной коры в районе Балтийского щита. Воды озера Сайма изначально изливались только в Ботнический залив Балтийского моря. Позднее появился сток в Финский залив. Ещё столетий через восемь сайменские воды потекли восточнее ‒ образовалась Вуокса. К ХVII веку окончательно прекратился сток Вуоксы в Финский залив. До этого времени по реке проходил судоходный путь, связывавший Корелу с Выборгом. ...старое, северное русло реки сильно обмелело, в черте города ‒ до 1,5 метра.




На фото: Вуоксинская протока возле крепости Корела; когда-то здесь ходили лодьи.


Плюс, там же сказано, что в средние века на Карельском перешейке зафиксированы топонимы от имени Рюрик. Например, были село и озеро под названием Рюрик-ярви (Рюриково озеро) и гора Рюрик-мяки. Однако историки не спешат привязывать их к легендарному Рюрику, мол, озеро и гора скорее всего в честь иного Рюрика названы были, мол, там, возможно, жил его тёзка.

«Да ну», ‒ не верят краеведы.

«Точно-точно!» ‒ отвечают сверху.

«Ну и ладно», ‒ опять согласились приозерские краеведы. Да и продолжили свои историко-краеведческие дела. Да так, что в результате их работы гости Приозерска лишь диву даются, рассматривая возле крепости Корела "Рюриков камень" и пытаясь высчитать в уме, сколько же Приозерску лет.



«Ну и как вы осмелились такой, хм, "антиисторический" памятник установить?» ‒ как-то поинтересовался я у сотрудников музея. На что те замахали руками, затрясли головами и сообщили по-секрету, мол, это и не они вовсе, а районная администрация, мол, мы лишь рядышком постояли...

И заулыбались.

После чего и одарили меня их альманахом "Вуокса" за 2000-й год, да со статьёй местного краеведа и педагога Л. Д. Пашкиной "К вопросу о смерти князя Рюрика в городе Кореле".

И вот как там начинается глава "Неопубликованная летопись о Рюрике":

В Рукописном отделе Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) имеется летопись, в которой сообщается следующее: "...Ходиа князь великий Рюрик с племенником своим Олгом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валлт и повоеваста и дань возложиста <...>. Лето <879 г.> умре Рюрик в Кореле в воине, тамо положен бысть в городе Кореле, княжив лет 17...

Фото страницы со статьёй Л. Д. Пашкиной.

Получается, что исторический документ о Рюрике и Кореле всё же имеется. Во всяком случае, ещё недавно был. Надеюсь, что и по сию пору лежит себе спокойно, в рукописном отделе библиотеки той. Ибо недавно полыхнула в Питере какая-то. И вроде бы ‒ та самая.

Впрочем, там пусть другие разбираются. Я же со своего контовского шестка констатирую лишь, что приозерские власти правильно установили тот камень. То есть по праву. Ибо фундамент у того камня ‒ и исторический, и археологический, и былинный ‒ ну очень основательный.

Вот и утяжелю немного фундамент тот собственным изыском (вычитанным между строк надписи на камне): Рюрик был похоронен там же, где и родился.

Откуда и следствие: Рюрик был далеко не первый князь Корелы. Далеко не первый.

И потому, где родился Рюрик, где княжил и где похоронены были его предки ‒ там и самого похоронили:

на "острове Рус" арабских источников,

в Кореле Пребогатой, столице Малой Галице,

на ладожском побережье,

при устье Вуоксы,

на левом берегу её.


Однако не стоит варяга Рюрика ни карелом называть, ни норманном! Ибо говорил он на том же языке, что и Олег Вещий. Хотя, допускаю, и с венедским акцентом. В любом случае, ныне мы поняли бы Рюрика без переводчика. Ибо до прихода на остров Рус вендов (или как в "ДТ" ‒ галиджийцев) там проживали не только карелы, но и славяне. Причём, последние ‒ аж с VI века до н.э.

Карелы же существовали там изначально, то есть, с незапамятных времён. Всегда, одним словом. Однако, как они сами себя тогда называли ‒ ныне можно лишь гадать. И потому предполагаю, что Геродот под будинами имел в виду не только водь, но и все прочие так называемые ингерманландские племена, включая карел (о том в статье "Отец городам русским").

К этому предположению меня подвигло рассматривание карты Новгородских пятин. А точнее ‒ местоположение новгородской "Водской пятины".


Причём, и поминаемая выше Л. Д. Пашкина о том же говорила ещё в 2000-м г.:

Летописная корела была носителем древнекарельского языка, который послужил основой для некоторых других языков. Она явилась прародительницей для ижорцев, что доказывается лингвистическими и археологическими данными.

Ну а где карелы и ижорцы, там и водь. Откуда и Водская пятина. А по-гречески ‒ Будинская : ).

А потом (по-видимому в VIII веке) в Кореле появились венды, которые хоть и говорили на славянском языке и внешне были практически неотличимы от местных славян, зато сильно отличались от них своим уникальным мировоззрением. Причём настолько уникальным, что у славян то венедское мировоззрение вызывало лишь жестокое неприятие. На что варяги-венды, всегда считавшие славян неполноценными сородичами, и позволяли себе по отношению к ним непотребство всяческое. Типа, захватить в плен и продать в рабство. Как скот.

Славяне же испокон собственного веку были противниками и любого вида рабства, и всего, что с ним связано, включая посреднические услуги в этом, скажем так, бизнесе. Тогда как их ближайшие сородичи венды в работорговле были замечены неоднократно. Ну и варяги тоже. И потому не стоит варягов называть ни славянами, ни русами. Ибо варяги ‒ это венды. Разница между ними и славянами была примерно такая же, какая ныне существует между православными и униатами. Пропасть, одним словом.

Нагрянули же венды-варяги на острове Рус (Карельском перешейке) по причине меркантильной, торговой. Но даже не бизнеса ради, а чтобы самим контролировать водный путь между Западом и Востоком, сшибая халявный бакшишь со снующих туда‒сюда кораблей. Местные же славяне и карелы визит гостей заморских тупо проспали. После чего одни покинули "остров Рус", а другие были и вынуждены подчиниться пришлым.

Вот из смеси вендов и славян на Карельском перешейке и возникли варяги.

Которых арабы называли русами.

Да и как называть тех, кто жил на острове Руса?

И вот как арабские историки Мукаддаси и Гардизи описали остров тот:

Что касается русов, то они живут на острове нездоровом, окружённом озером. И это крепость, защищающая их от нападений. Общая численность их достигает 100 000 человек. И нет у них пашен и скота. Страна их граничит со страной славян, и они нападают на последних, поедают (и расхищают) их добро и захватывают их в плен.

Рус - это остров, который лежит в море. И этот остров ‒ три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса (или рощи) и земля его имеют много влаги, так что если поставить ногу на сырое (место), земля задрожит от влажности. У них есть царь, которого они называют хакан-рус. На острове (живёт) около 100 000 человек.


Тем же, кто считает, что древние историки понятия "остров" и "полуостров" понимали также как мы, говорю: не факт... что мы хорошо понимаем историков тех. Вот, например, что пишет Абу-л-Фида в "Книге упорядочения стран", глава "Рассказ о Египте":

Закончив рассказ об Аравии, я перейду к рассказу о Египте. Он находится рядом с Островом арабов, со стороны Синайской пустыни. Египет лежит западнее Острова арабов.

Трудно поверить, что арабский географ не знал, что Аравия есть полуостров, а не остров. Однако переводчики говорят, что Абу-л-Фида при описании Аравийского полуострова использовал слово "остров". Вот и прихожу к естественному выводу: как только в старых текстах встретится слово остров, так остров тот тут же следует делить пополам, и получившийся полуостров постоянно иметь в виду.


После этого "Острова арабов" не вижу ничего удивительного в том, что средневековые арабы и Карельский перешеек называли островом.

Вот.

Когда же наступил ХVII век, то на Русь не только Смута грянула, но и так называемый "малый ледниковый период". Тогда же и с Вуоксой что-то случилось, в результате чего перестал существовать сквозной проход от Выборга до Корелы. В итоге кораблям пришлось ходить из Финского залива в Ладогу по Неве, преодолевая не только стремительное течение самой полноводной реки Европы, но и пороги в её среднем течении.


На карте: Невские пороги.


А так в ХVII веке остров Рус и стал превращаться в Корельский перешеек (позже ‒ Карельским). Тогда же Корела Пребогатая и зачахла.

Впрочем, упадок Корелы начался ещё в ХVI веке. Сначала в 1570 году опричники Ивана Грозного погромили Корелу, в результате чего запустело 2\3 домовладений. А в 1573 году, шведы уже полностью выжгли город, да со всеми предместьями его, церквями и монастырями (но крепость взять не смогли). После чего и оставили нам на память слова фельдмаршала своего Г. Флеминга, изрёкшего (глядя на пожарище), что постройки Корелы:

«являются самыми прекрасными из всего, что ему приходилось когда-либо видеть».


И в последующие века Корела ещё не раз горела. Вот, например, фотография послевоенного города, на которой мы видим лишь печные трубы и кой-какие каменные стены.


И потому-то, где раньше стояли дома, там теперь пролегают улицы. А где были дороги, там теперь стоят дома. И лишь дорога под былым названием Новгородский конец осталась на своём месте.


А так с завершением Смуты завершилась и история Корела Пребогатой. Причём, героически завершилась. Да во главе с воеводой Пушкой, предком "нашего всё" А. С. Пушкина. Город, выдержав полугодовую осаду, был отдан шведам. Из 5 000 (по другим данным ‒ 2 000) защитников крепости через полгода в живых остались около сотни. Зато от изначально 25 000 шведов к концу осады уцелело лишь 5 000. После чего в 1611 году потомки варягов с православными карелами и покинули Корелу, переселившись на новгородские и тверские земли. Тогда-то Корела и оказалась в составе Швеции, на сто лет став шведским Кексгольмом ("Два острова"). Через сто лет Пётр I вернул Корелу в состав России, при этом почему-то не вернув ей её законного имени. А так та и осталась Кексгольмом, но уже российским, просуществовав под этим именем до 1918 г. Затем, побыв немного финским Кякисалми (тот же "Кексгольм", только вид сбоку), Корела и стала советским Приозёрском. И по сию пору так. Хотя жители именуют свой город исключительно Приозерском.

Вот.





В завершение же рассказа о Кореле Пребогатой остаётся лишь вздохнуть, типа: э-эх, взялись бы археологи за Корелу, так же как за Новгород. Тогда, глядишь, и историки прекратили бы "остров Рус" у немцев искать. А как следствие и В. И. Паранину должное воздали бы. За гениальность. Или хотя бы ‒ за алогичность мышления, приведшую к единственно верному выводу : )



Теперь лишь гадать остаётся, как именно выглядели те корельские постройки, изумившие шведского фельдмаршала с английской фамилией. Да сожалеть, что кроме былины "Дюк Степанович" не имеется иных данных о былом великолепии ныне заштатного Приозерска. Ну и надеяться, что будущий великий археолог покуда на задней парте украдкой "Трою" Шлимана почитывает.

А к тому и ещё раз похвалю приозерских краеведов, которые не только музей свой лелеют, но и в местных школах ведут весьма популярные краеведческие кружки. Откуда некоторые школьники даже разумеют фамилию Паранин. И книгу его ‒ тоже.

Чей рисунок ‒ не знаю; нечаянно нарвался в И-нете.


Так что, полагаю, Корела Пребогатая ещё ждёт своего "Шлимана".


А теперь погуляем немного по крепости, поставленной шведами на месте деревянного корельского детинца, погладим взглядом камни её, которые до ХVII века были стенами трёх православных церквей и шести монастырей, да попытаемся представить, как же выглядели те православные храмы, будучи сложены из валунов этих. Потом немного подивимся приземистости стен самой крепости. Потом понедоумеваем про её 3‒6 метров ниже поверхности земли, где ещё ни один археолог не копал. После чего и на людей поглядим: на местных и заезжих, на хмурых и весёлых, на старых и молодых. Да и порадуемся тому, что и город жив, и что сами живы, и что жить будем.

Будем жить!
















Плюс, кому интересно посмотреть, как проходят празднества внутри крепости, рекомендую видео: https://www.youtube.com/watch?... "Приозерский рубеж 2014" (историческая реконструкция под музыку группы "Пава", длительность 4:17).

Конец 2-й части.

Окончание следует.

Ближайшую вечность никуда не спешу

    Магдебург, побратим Запорожья, утопили в крови: Германия в шоке от теракта — а нас то за что?

    Перед Рождеством террорист вновь атаковал праздничную ярмарку в ФРГЧисло жертв теракта в немецком Магдебурге, который произошел вечером в пятницу на рождественской ярмарке, приблизилось...

    Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

    В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Остров Рус (ч. 3): Начало.

      На севере Расеи есть древняя страна — Корела, под КолО. Кор–ЕлА — это корень мира, там Самы. В Кореле растёт Великая Ель, Мировое Древо! Есть, растёт сейчас и вечно! Знай, если ты хочешь, — увидишь. Ель тебе покажут. (Вит из Корелы, "Праведы") Добрым людям ‒ добрых вед, сиречь знаний! Ибо знаний ныне много, но почти все они замкнуты в дилемму "верю ‒ не верю". Пред...
      2683

      Остров Рус (ч. 1).

      «...предложенная здесь концепция не по всем положениям нова. Так, прибалтийско-финскую природу Руси предполагал еще в первой половине XVIII в. В. Н. Татищев... Но, к сожалению, Татищев-историк мало известен даже специалистам, у которых он сегодня, по выражению одного из крупнейших наших историков, "не котируется". Получилось так, что русская историческая наука, осново...
      4556
      Моисеич (Комрад воробьёв) 2 февраля 2018 г. 16:52

      Самый молодой народ Европы и Азии

      «С давних пор, еще после отделения от варваров, эллины отличались большим по сравнению с варварами здравомыслием и свободой от глупых суеверий». (Геродот, "История", I – 60) Добрым людям ‒ добрых суеверий : ) Не умных, и не глупых, а просто добрых. Ибо там где присутствует добро, там даже от суеверий вреда не имеется. Добрый день! В этой статье пройдусь немного по шир...
      3608
      Моисеич (Комрад воробьёв) 18 января 2018 г. 23:19

      "Отец" городам русским.

      «[И] сѣде Олегъ княжа въ Киевѣ,• и рече Олегъ: "се буди мати градомъ руским"» ("Повесть временных лет", 882 год) Добрым людям ‒ добрый день! И добрый вопрос следом: коль у русских городов была "мать", то почему про "отца" городов наших ничего не слышно? Откуда и подвопрос: коль Киев, по утверждению Олега Вещего, ‒ это "мать", то какие российские города ‒ хотя бы теоре...
      5043

      Дир и Аскольд.

      Лучше ли ничто, чем что-либо?... === «В год 6370 (862). ...и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске... Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро... И было у него два мужа, не родственники...
      6671
      Моисеич (Комрад воробьёв) 15 декабря 2017 г. 20:09

      Шпионский детектив ХIII века

      В лето 6737 (1229) ...подвергнут мукам новый мученик Христов, которого убили булгары в их Великом городе. Был он иного языка, не русского, но христианин, имевший большое богатство, торговавший по городам и пришедший в булгарский город; они же схватили его и принуждали в течение многих дней уговорами и угрозами отказаться от Христа и веры христианской, но он не покорил...
      5283
      Моисеич (Комрад воробьёв) 15 ноября 2017 г. 22:20

      Булгарская летопись "Гази-Барадж тарихы" и "Слово о полку Игореве..."

      Добрый день добрым людям! В этой статье я продолжу знакомить читателя с булгарской (татарской) летописью "Гази-Барадж тарихы", принадлежащей перу булгарского эмира времён монгольского нашествия Гази-Бараджа, более известного как «монгольский военачальник Бурундай». В исторических кулуарах много копий поломано из-за летописи этой, и, в итоге, большинством принято офици...
      5050
      Моисеич (Комрад воробьёв) 12 ноября 2017 г. 15:18

      Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию в описании булгарской летописи "Гази-Барадж тарихы".

      У татарского народа сохранился уникальнейший в плане исторических данных свод летописей, именуемый "Джагфар тарихы" ("Джагфарова история" или "История Джагфара"), составной, если не главной частью которой является летопись "Гази-барадж тарихы". Свой окончательный вид этот свод, как сказано, принял в 1680 г., когда некий Бахши Иман по приказу некоего Джагфара собрал во...
      4062
      Моисеич (Комрад воробьёв) 20 октября 2017 г. 18:44

      Венды и кельты.

      "Подобно тому, как праарийский язык повлиял на новейшие языки, а обычаи арийцев - на формирование новых цивилизаций, мы можем говорить о том, что в религиозных верованиях народов, говорящих на индоевропейских языках, содержатся сходные идеи и постулаты, восходящие к общему источнику мифологических концепций. Поэтому, когда мы изучаем мифологию индусов, греков, германц...
      6471
      Моисеич (Комрад воробьёв) 13 октября 2017 г. 19:07

      Мидия и Манна

      «Мидяне же носят в походе такое же вооружение, как и персы (вооружение это, собственно, мидийское, а не персидское)... В древности все называли их ариями.» (Геродот, VII, 62) Добрый день добрым людям!В этой статье предлагаю читателю познакомится с несколькими цитатами из книги «История Мидии» советского историка и лингвиста И.М. Дьяконова (издательство АН СССР, 1950 г...
      6008
      Моисеич (Комрад воробьёв) 20 сентября 2017 г. 11:51

      Вещий Олег, патриарх Фотий и 8-е Вселенские соборы или и один-в-поле ‒ воин.

      В некотором царстве русском государстве у одного князя было два сына. И были те, ясень-пень, княжичи. Князей же и княжичей тогда, как сказано, «что вша на вше было». По смерти отца старший унаследовал княжеский титул и всё отцово достояние.Младший же сызмальства пошёл по жреческой линии.В свой час старшего на Вече избрали царём (царей тогда ещё избирали). А младший в ...
      2548

      Родовая память: Зарубки "Велес-книги" (часть 3).

      И смрад их понесётся вслед им.[[24-г]][ТАКО] и прошёл от тиверцев до Синего моря, а с Суражи до вас,и рёк [везде]: «Ох вам, [кто] их кожье Вию даёт сам».От той старые земли наши с полян и стали антскими,из-за чего и было много крови пролито;а по ней Русь и будет. И где руду льём {=кровь проливаем}, так утоляя жажду её {=Руси} до конца, и будет от той [р...
      2156

      Родовая память: Зарубки "Велес-книги" (часть 2).

      Влез к ны, в ино-времены,Отмечи же ино бесе, абы Род згу дал уму;а сему и бонде рече.≈≈≈[[9-а]]...в тот час стал Богумир мужем Славы {≈ -728 г.}.И было [у них] три дочери и два сына. Те же водили скот по степи, и там жили во травах ПООТЦЕВѢЩАСЯ {?}, бояны божии слушая и разум обретая через те …(далее текст разрушен)...а та мать их, иже речена Славуней, для овых творил...
      2546

      Родовая память: Зарубки "Велес-книги" (часть 1).

      Поскольку ведать не́ дал бог Даждь будущее смертным, то, восхвалив премудрости его, мы старое вспомянем;а то про эво и само речёт. [[дощечка б\н]] На солнце взирающе слепы становимся; потому и зрим [лишь] под ноги. А очи не воздвигнув увидим ли, откуда есть мы, от кого идём?И от кого жuды идут? И как быть рабу божьему и человеку ума тверёзого, мимо идя Злого? И [как]...
      2534
      Моисеич (Комрад воробьёв) 24 февраля 2017 г. 19:41

      Родовая память: Орей и Кыщек (ч. 2).

      Во второй части статьи рассмотрим текст дощечки № 35-а «Велес-книги», повествующей о причине славяно-венедского раздрая, который, в итоге, и превратился в «войну вечную» между потомками Богумира и Славуни. Впрочем, основная идея этого разбора заключается даже не в пояснении причины той, но в том, чтобы посредством знакомства с текстом дощечки продемонстрировать неприч...
      2380
      Моисеич (Комрад воробьёв) 21 февраля 2017 г. 15:32

      Родовая память: Орей и Кыщек (ч. 1).

      Прежде чем рассказать, кто такие Орей и Кыщек, что случилось меж теми около 600 г. до в.э. и почему через 1500 лет после них Вещий Олег то деяние назвал «причиной вечной войны», сначала придётся максимально краткими тезисами поведать о том:- что Орей ‒ это предок всех славян: восточных, южных и западных;- что Орей жил на рубеже 7-6-х веков до в.э.- что Кыщек, которого...
      6315
      Моисеич (Комрад воробьёв) 28 января 2017 г. 23:04

      Родовая память: Послание Вещего Олега.

      60 лет уже миру явлено грандиозное послание легендарного Олега Вещего. Однако книгу ту официальные история с филологией упёрто именует то «фальшивкой», то «фальсификатом», то ещё как не менее интеллектуально. И даже пытаются приводить некие доводы в поддержку мнения своего, которые, однако, лишь издёвку вызывают у противников противников сего послания.Вот и Старый Ста...
      4934
      Моисеич (Комрад воробьёв) 25 января 2017 г. 15:18

      Родовая память: Славянская хронология.

      ...се бо, яще тепер Віе, Триглву покланяшетесе яхом (Олег Вещий). Незатихающие более полувека споры о фальсификации так называемой «Велесовой-книги» могли давно кануть в Лету, если бы хоть кто из умных-разумных взял на себя труд извлечь из той её даты, проанализировать их и попытаться подтвердить или опровергнуть параллельными источниками. Однако, что-то нигде подобно...
      4877
      Моисеич (Комрад воробьёв) 18 января 2017 г. 11:30

      Родовая память: Бый.

      В некотором царстве-государстве были горы «велико высокие»; за что и «величались Высотами». А в тех горах жил-был некий народ арийского рода. А во главе народа ‒ царь. Причём ‒ разумный. И даже, как говорят, ‒ ну очень разумный. За что и назывался Главой. А то и Головой. А поскольку царь тот и на самом деле разумен был, то у него была жена. И, естественно, наследники ...
      2626
      Моисеич (Комрад воробьёв) 12 января 2017 г. 18:16

      Родовая память: Сьва.

      Лучше ли ничто, нежели что-либо?Г.А.Глинка, «Древняя религия славян» (г. Митава, 1804 г.)У каждого народа имеется своя прародительница, давшая начало роду. И у славян есть такая. Её имя ‒ Сьва (хотя чаще её именуют Сва). Впервые имя Сьва поминается в книге «Древняя религия славян» Григория Андреевича Глинки, где он ещё в самом начале 19-го века изложил ...
      5630
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика