• РЕГИСТРАЦИЯ

Фактор привычки

1 1495

1.

Бывают такие оппоненты, у которых аргументов нет, но им кажется, что есть, и они повторяют пустые голословные заявления с видом, как будто это обоснованные доводы, и искренне так удивляются, почему их не хотят принимать. Причины этому могут быть разными, и в одном из случаев это может быть просто привычка, которая работает по определённой системе.

Вообще привычка – это такое явление, в рамках которого то, к чему приучен, воспринимается более удобным, чем то, к чему не приучен. Например, если одного из ваших ботинок оторвать каблук и заставить ходить так, то появится ощущение, что пятка той ноги как будто проваливается в яму. Впрочем, сильным оно будет только поначалу, а к концу дня ношения оно станет поменьше. И по утру следующего дня оно снова может быть сильным, но к концу убавится ещё больше. А через несколько дней оно будет уже не сильным даже с утра, и через месяц вообще перестанет ощущаться. И если через несколько месяцев такого ношения каблук снова приделать, то будет ощущение, как будто пятка наступает на какую-то кочку. И опять потребуется время, чтобы привыкнуть к тому, как должно быть.

Аналогично бывает и в жизни. Если человек привык к какому-то ходу мыслей, он может казаться ему простым и удобным только потому, что он к таковому привык, а альтернативный ход в силу этого будет казаться настолько же неудобным. Но если иной деятель не анализирует это, то он может и не понимать, что это лично им так воспринимается, и он будет думать, что это так и должно быть для всех остальных. А ощущение неудобства может потянуть за собой ход мысле-ощущений: неудобно – значит, «неестественно», «ненормально», а значит «неправильно», а соответственно, «не нужно». И получится ситуация, когда человек ощущает какую-то разницу, которой на самом деле нет, но он думает, что есть, пытается её объяснить. А объяснить (естественно) не получается, потому, что он обвиняет позицию оппонента в наличии «ям и ухабов», которые на самом деле есть только в его галлюцинациях. И привести конструктивных доводов он не может, но ощущение своей правоты у него остаётся, и если у него стоит установка не пересматривать свою позицию, то проблема будет перекладываться со своей головы на голову оппонента.

Например, имеет человек какое-то неуравновешенное и совершенно ни на чём не основанное убеждение, типа «когда зулус украл у меня лошадь – он сделал плохой поступок; когда я украл у зулуса лошадь – я сделал хороший поступок», и не ощущает никакого дискомфорта от его неуравновешенности. Потому, что он всю жизнь привык в соответствии с этим жить. А его, допустим, потребуешь это обосновать, или признать свою неправоту. А он не привык об этом задумываться, и сами мысли об этом ему уже могут быть неудобны. И если он не захочет думать в направлении «мне так ощущается, потому, что я просто такой неуравновешенный…», то он будет думать «мне так ощущается, потому, что там что-то есть, а если ты этого не воспринимаешь, значит, неправильный здесь ты!»

Первый вариант ответа неуравновешенного деятеля – разговор с позиции, что основания у него есть, и найдутся (если поискать), но если тебе надо, то ты «сам иди и ищи их в интернете». А ему, оказывается, не надо – ему и так хорошо: он просто «чувствует», что он прав, и ему этого достаточно. Второй вариант – это приход к выводу, что если объяснить ничего не получается, то это видать потому, что и объяснять тут нечего. Всё, оказывается, должно быть понятно само собой («нормальным людям»), а если ты этого «не понимаешь», то это опять же, твоя проблема. И вот он пытается объяснить тебе твою «проблему» при помощи слов типа «бред», дурак», и т.п., и ждёт, что они заставят тебя чувствовать то, что чувствует он.

Это один из вариантов, когда у человека нет доводов, но ему кажется, что он всё объяснил.

2.

Более сложный случай может заключаться в том, что какие-то аргументы у человека вроде бы есть, и он вроде бы даже что-то приводит, только они не состоятельные, но он об этом не знает. И знать, в принципе, не хочет (потому, что тот, кто хочет что-то узнавать, слушает тех, кто это объясняет, а этот слушать не собирается, потому, что у него привычка никого не слушать и требовать слушать только себя). И пока он не начнёт слушать, он не узнает, что он неправ, а пока он этого не узнает, он и не хочет слушать, потому, что считает себя правым, а если он «прав», то слушать должен не он, а его.

Выглядеть это может, например, так. Допустим, привык человек жить в соответствии с убеждением, что, когда его племя нападает на соседнее, оно делает правое дело, а когда соседнее племя точно так же нападает на его племя, оно делает неправое. И при этом он не просто «что-то чувствует», чего объяснить не может, а у него есть вполне конкретное соображение «…потому, что тут если не мы их, то они нас!», которое он способен привести. И это даже ещё не всё – у него есть ещё в запасе убеждение «у нас вера правая, а у них неправая», и это он каким-то непостижимым для вас образом, допустим, чувствует.

Неуравновешенному деятелю задаётся вопрос: «А как же так выходит то? Ты или правое делаешь, когда нападаешь, но тогда и когда на тебя нападают, так же, или на тебя нападать неправое дело, но тогда и когда ты нападаешь, ты тоже неправ». Но только привычки задаваться таким вопросом у него, допустим, нет, и ему этого никогда не приходит в голову. Потому, что у него уже есть «Если не мы их, то они нас!», и из этого уже как бы следует что-то вроде «…поэтому, когда мы их, мы это только потому, что иначе они нас, а так бы мы не… в общем это всё вынуждено… и мы это вообще даже и не нападаем – мы просто защищаемся!». И привычка постоянно на это оглядываться самая накатанная. И вопроса «Как же так?» потому и не возникает, что это соображение как бы объясняет, почему можно пройти мимо него, а когда можно пройти мимо, зачем искать на него ответ?

Сам же вопрос, которым наш деятель никогда не задавался, для него будет, как «кочка» в виде каблука для ноги, которую всю жизнь приучали ходить без оного (даже если другую всю жизнь так же приучали к каблуку). Сразу может срабатывать ход мысле-ощущений: неудобно – значит, «неестественно», «ненормально», а значит, «неправильно», а соответственно, «не нужно». И тот, кто предпочитает «ровному» «неровное», уже выглядит как бы неправильно мыслящим, и доводы его на фоне этого уже выглядят сразу сомнительными. Ответ же «потому, что если не мы их, то они нас», ему кажется «лежащим на поверхности», что ему может быть даже странно, что ты его «не видишь». И всё это работает на укрепление его намерения и дальше стоять на своём, и смотреть на дело так, как он привык смотреть.

Ответ «…потому, что если не мы их, то они нас!» подразумевает новый вопрос: «А почему вообще они обязательно вас, и не может ли быть такого, что это они только потому, что вы им не оставляете выбора?» Ведь если вот так без вариантов идти на них с «если не мы вас, то вы нас!», то у них тоже не останется вариантов, кроме «а если не мы вас, то вы нас!» И тогда даже если бы они хотели, чтобы «никто никого», они не смогут этого сделать, потому, что если они будут «чтобы никто никого» а вы «чтобы мы вас», то будет «вы их». И тогда, если на самом деле окажется, что вы вдруг ни с того ни с сего решили повоевать, и вам нужен был предлог, то очень удобный повод будет в том, чтобы как раз объявить «а если не мы их, то они нас». Потому, что после этого они должны будут врубить «тогда мы вас», и вам останется всего лишь показывать на это «мы вас» пальцем, и говорить «ну вот видите – выхода нет!» Поэтому к «если не мы их, то они нас», должны прилагаться доказательства, что никаких подобных трюков быть не может, а если таковых не предоставляется, то это первый признак тех, кто либо не понимает, что творит, либо темнит.

На такой довод у нашего деятеля состоятельного ответа, допустим, нет. Но он об этом не знает. Потому, что, чтобы знать, надо прорабатывать этот вопрос, а он его не прорабатывает. Или надо слушать того, кто ему это разжуёт, а он никогда не слушает. И не будет, потому, что у него есть альтернативный ход «А всё равно мы правы, потому, что у на вера правая!» И этот ход мыслей ему, допустим, так привычен, что он не чувствует на нём никаких проблем, а вот вопрос «не может ли быть такого, что вы сами это подстраиваете?» для него будет, как путь, полный ям и ухабов. Так зачем ему дорога, в которой «то яма, то канава», когда рядом уже проложена «ровная», по которой можно идти из точки А в точку Б без лишнего дискомфорта?

Неуравновешенный так может и ответить: «… потому, что у нас вера правая!», и ему будет так же непонятно, как можно этого «не понимать»? У этих вера правая, а у тех нет, потому, что молятся не на тех идолов (не в ту сторону повёрнуты, не теми красками раскрашены, не те чувства вызывают) – что непонятного??? Только вот аргументированно этого обосновать (ну надо же) не получается. И возникают вопросы «а какие доказательства, что это так, а не наоборот – какие ты можешь привести из того, аналогичного чему они привести не смогут?» Но только мысль о том, что вера, которую ты привык считать правой, неправая, а та, которую привык считать неправой, может быть правой, будет, как для ног, одну из которых всю жизнь приучали ходить без каблука, а другую на каблуке, если каблук с одной подошвы перебить на другую– что-то «вдвойне неправильное». А значит, аргументы против этого «должны быть ещё какие», а значит то, что найдётся, и есть «аргументы». А найдётся «она правая, потому, что правая, и это нормальный человек должен понимать без объяснений!», и «да тебе уже приводили целую кучу аргументов – обоснованных аргументов, а ты ничего не хочешь понимать!»

Возникнет вопрос: ну где же эти «обоснованные аргументы»? Ведь неуравновешенный же не ответил на вопрос, где доказательства, что твоя вера правая? А без этого признай, что этот довод не обоснован. А стало быть, необоснованно всё то, что на него опирается. И тогда все вот эти «если не мы их, то они нас», и «когда мы нападаем, «мы делаем правое дело» ни на чём не основаны. Но только этого он в упор видеть не хочет. Он видит только своё: он тебе объясняет «очевидные вещи», а ты не понимаешь. Так какой смысл ему объяснять тебе сложные (идолы чувства вызывают), если ты простых (если не мы их то они нас) не понимаешь? И твоё «у тебя нет доводов» вызовет только раздражение, и принципиальное нежелание тебя слушать.

Что происходит в конфликте, где никто никому ничего доказать не может, а кто-то имеет установки добиваться своего во что бы то ни стало? Он начинает действовать в обход согласия с оппонентом. А какие действия могут быть в споре, где решается вопрос, правильно ли ваш оппонент делает, что (на вас или кого-то ещё) нападает? Заканчиваются переговоры, начинается нападение. И в итоге он просто прёт на вас со своей агрессией, которая основана на том, что ты не согласен с его агрессией. Но только на его языке это так не называется. Это будет называться «Я прав!», «Ты ничего не хочешь понимать!» и «Ты сам виноват!»

Чем чудовищнее ложь, тем серьёзнее травля за её разоблачение

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Уже мои внуки будут знать про Сталина правду, а не тот насквозь лживый миф, основы которого заложил трусливый предатель Хрущёв ©

    Важнейшая памятная дата в нашей истории, подлинный смысл и величие которой будут раскрываться для нас постепенно.  Уже мои внуки будут знать про Сталина правду, а не тот насквозь лж...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Роман Дудин 23 ноября 18:16

      О силе и слабости

          Говорят, был в истории один хан (а может, и не один), который гнул очень жёсткую политику. Заключалась она примерно в том, что он берёт своего коня, привязывает к дереву, строит своих воинов, и говорит своим воинам «Стреляйте в него!». Кто стрелу не пустил, встаёт на место коня. Затем берёт свою жену, привязывает к дереву, и говорит своим ...
      1695
      Роман Дудин 31 октября 14:13

      Мракобес и позиция

          Чем просветитель отличается от мракобеса? Для просветителя подход к правде строго однозначный: её надо принимать такой, какая есть, нравится она тебе или нет. Для мракобеса всё по-другому: правду можно выбрать, какая нравится, а затем «доказывать», что она именно такая. В связи с этим и правила доказывания получаются тоже совершенно разным...
      1188
      Роман Дудин 5 октября 18:59

      Любовь долго терпит

      Представляю Вам книгу интересного автора: "Эта книга, как и вообще вся серия "Люди Солнца" - вызов тем, кто считает, что человек - это лживое, развратное и корыстное существо, и так будет всегда. Спор с теми, кто полагает, что война и безжалостная конкуренция - неотъемлемая часть человеческой природы.Вопреки расхожим представлениям, я нагло рисую образ б...
      260
      Роман Дудин 13 января 13:11

      Ещё раз про новояз

         Что такое новояз? Это такой язык, в котором отсутствуют слова, при помощи которых можно чётко и понятно оппоненту выразить не выгодную системе мысль, и присутствуют только те слова, при помощи которых так можно выразить только выгодную. Условно говоря, суть дела выглядит так: вот живёт, допустим, племя людоедов, и разговаривает оно на языке...
      1429
      Роман Дудин 18 декабря 2023 г. 19:59

      Кого можно назвать марионеткой пропаганды?

          Что есть марионетка пропаганды? Может, это тот, кто думает: «Вообще-то мне свойственно иметь одно мнение, но поскольку мне вложили в голову другое, я думаю другое…»? Нет. Обычно наоборот: это человек, который как раз уверен, что имеющееся у него мнение и есть его собственное. И чем крепче кому-то что-то вложено, тем увереннее он зачастую б...
      603
      Роман Дудин 3 декабря 2023 г. 15:34

      Управляемый донос

      продолжение темы, начатой в предыдущей статье Доносчиков иногда называют информаторами, но как по мне, это слишком сухое слово и не отражающее суть дела. Информатор – это тот, кто сливает информацию (а информация должна быть правдивая, иначе это не информатор, а дезинформатор). Доносчик же – это не обязательно тот, кто даёт правдивую информацию. Это може...
      1309
      Роман Дудин 1 декабря 2023 г. 10:46

      Чем доносчик от информатора отличается?

      1.Доносчиков иногда называют информаторами, но по мне эти два слова не всегда равны. Информатор – это тот, кто просто информирует, а донос – это может быть нечто большее. Чем для меня отличается понятие доноса от информирования? Информирование – это когда кто-то сообщает что-то вроде «Тот, кто вам нужен, будет в такое-то время в таком-то месте встречать...
      956
      Роман Дудин 19 ноября 2023 г. 12:12

      Какие бывают пролы?

      1. Прежде, чем переходить к разбору основной темы, следует обозначить, кто такие пролы. Пролы – это (обобщённо говоря) люди, которыми манипулируют хозяева при помощи обмана, но сами они этого обмана не видят, не способны видеть, и не хотят быть способными. И в таком состоянии они прут туда, куда их направляют, и делают то, за чем их туда направляют, ...
      2177
      Роман Дудин 31 октября 2023 г. 18:43

      Про тупик

      Представьте себе (образно) человека, который заявил, что будет идти постоянно вперёд, не останавливаясь, но при этом он находится в лабиринте, в котором взял направление прямо в тупик, и упорно этого игнориует. Что будет дальше – он сначала будет двигаться так, как и заявлено, но затем он упирается в стену, которая дальше идти ему не даст. Но поскольку ...
      1264
      Роман Дудин 17 октября 2023 г. 16:35

      Ограниченная видимость и слепота разума

          Что есть слепая зона? Это область, в которой отсутствует видимость. Где-то мы всё видим, а где-то чего-то не видим. Вот только о том, что мы чего-то не видим, мы можем знать, а можем и не знать. У водителей слепой зоной называется область, в которой они не видят того, что видеть им как раз было бы желательно. И основной смысл понятия в...
      975
      Роман Дудин 16 сентября 2023 г. 11:28

      Как всё решить переговорами

      1. А задумывались ли вы когда-нибудь, почему люди, общаясь на вроде бы одном языке, не могут прийти к взаимопониманию? Основная причина – потому, что каждый сам назначает себя судьёй в вопросе, что и как надо проверять, а что вообще не надо. И избавляя себя от проверки того, что им проверять не выгодно, некоторые приписывают себе победу. Например:...
      2719
      Роман Дудин 11 сентября 2023 г. 21:41

      Зачем тоталитаристу враг

          Враг нужен тоталитаристу, чтобы на него напасть. Ну это если коротко и поверхностно, а если поподробнее и поглубже, то есть в этой теме ещё детали, которые большинство почему-то обходит вниманием, и именно это обстоятельство несёт в себе отдельную опасность. Что такое тоталитаризм, и зачем ему на кого-то нападать, я пояснил здесь. А в д...
      755
      Роман Дудин 9 сентября 2023 г. 22:37

      Почему живущие по лжи любят оправдывать пытки

      Обвиняемую в колдовстве взвешивают на суде. Если меньше 50 кг - значит, стопудово может летать на метле; если больше, есть шанс, что признают полётонепригодной.     Бывает так, что находящиеся наверху общества любят покушать права и свободы тех, кто внизу, а толпа, вместо того, чтобы противиться (ну или хотя бы для формы дела просто повозмущ...
      2356
      Роман Дудин 13 августа 2023 г. 15:53

      Что такое полицейское государство?

      1. Что означает термин «полицейское государство»? Сколько не задавал вопрос людям, ни от кого не получил того ответа, которого хотел бы. Что есть ПГ: хорошо это или плохо – мнение были радикально разные. Для кого-то ПГ – это правильно, для кого-то неправильно, и один объясняет одно, другой другое. Нет официального чёткого понятия, которому соответств...
      1331
      Роман Дудин 23 июля 2023 г. 22:07

      Что для фашиста означает слово предатель?

          Что означает слово предатель? Это тот, кто идёт против своих. А что есть свои? Ну, обычно, это те, кто за тебя. От кого больше пользы, чем вреда. А ещё это те, в отношении кого существуют определённые обязательства. Кто угодно не может быть своим; своим могут считаться лишь те, кто делают то, на основании чего заслуживают считаться своими....
      1196
      Роман Дудин 13 июля 2023 г. 14:03

      Лицо агрессора

         Чем защита отличается от нападения? Нападение – это такие действия одного субъекта в отношении другого, которых он сам бы на его месте не потерпел. А защита – это действия и состояния, когда нападения не осуществляется, но в своём отношении его тоже не потерпят. И в этом основной политический смысл понятия защита – оно нужно, чтобы обозначи...
      619
      Роман Дудин 6 июля 2023 г. 12:40

      Теория антиправового государства

      1. Право и антиправо    Что есть право? Это такая признаваемая правилами общества возможность что-либо делать или иметь, не получая от него сопротивления и рассчитывая на определённую поддержку. Если у вас есть право жизни, значит, никто не может взять и отнять её у вас просто так, а если кто-то попытается вопреки правилам это сделать, какие-т...
      1474
      Роман Дудин 29 июня 2023 г. 13:51

      Почему пролы любят держаться за пропаганду

          Прежде, чем переходить к основной теме, следует дать определение понятию «пролы». Пролы – это верные слушатели тоталитарной пропаганды, которые свято верят каждому её слову и готовы фанатично делать всё, к чему она призывает. А тоталитарная пропаганда – это такая пропаганда, которая не терпит никаких альтернативных версий того, что она осв...
      956
      Роман Дудин 27 июня 2023 г. 18:58

      Про болото

      Есть такое место – называется болото. Оно засасывает на дно живых, а мёртвых оставляет на поверхности. И чем сильнее пытаешься сопротивляться, тем быстрее засасывает. Трясина тяжелее воды, но плыть в ней невозможно. Она способна погрузить в себя даже то, кто легче неё. Если ты живой, она тебя не отпустит. Не тянет она только мёртвых.Дело в том, что тря...
      715
      Роман Дудин 15 июня 2023 г. 18:19

      Религия атеизма

      Когда религиозное государство воюет, оно кричит «С нами Бог!» – это очень помогает (особенно, если это война за то, чтобы кто-то перестал жить под своей властью, и стал жить под той властью, которую ему принесут), чтобы идущие в бой не сомневались в своей правоте. «У нас вера правая, у них левая!» – какие ещё могут быть сомнения в том, что идешь в бой з...
      1797
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика