• РЕГИСТРАЦИЯ

Абстрактная китайская лошадь

3 274

Для того, чтобы сообщить что-либо про лошадь (и вообще, все связанное с конями), китайцы используют (понятное дело) соответствующий иероглиф. Т.е. идеограмму, поскольку китайская письменность относится к идеографическим. А идеограмма — это графический знак (символ), обозначающий понятие (идею). Т.е. абстракция по большому счету.

Считается, что китайская письменность давно оторвалась от своих пиктографических истоков. К слову сказать, почти все другие письменности древних цивилизаций начинались с рисуночного (пиктографического) этапа. И шумеры, и древние египтяне, и эламцы с их соседями по региону, т.е. древними насельниками долины Инда, начинали свои письменности с рисунков.

Тем не менее, даже сейчас можно увидеть, что знаки китайского письма сохранили в своих начертаниях эту свою древнейшую основу. Т.е. рисунки, которые уходят уж совсем в невероятную древность. Про это можно много писать, но лучше показать на примере знака ма "лошадь" (также вообще кони и все связанное с ними).

Вот он в современном начертании в нормативной в КНР так называемой "упрощенной" письменности:  

В полном (не "упрощенном") начертании этот знак выглядит так:

Похоже на изображение лошади? Или нет? Китайские же филологи и историки языка утверждают, что это все равно рисунок лошади. Причем уходящий в глубину веков. В неолит!

Неолитические изображения лошадей

Вот как они показывают эволюцию рисунка диких коней (на петроглифах, например) до знака ма, показанного выше:

К сожалению, русского эквивалента такому рисунку не нашел, есть только с английскими пояснениями. Но для понимания, напишу тут: script-ом тут названы и шрифты и стили (исторические) китайских иероглифов, т.е. в терминологии отечественных китаеведов. Поэтому официальный стиль лишу, на картинке назван clerical script (это английский буквализм от 隸書 лишу, т.е. "письменность подчиненных (чиновников)", то бишь клерков); а древние стили чжуань (большой и малый) как seal (big/small). Ну а древнейшие надписи 甲骨文 цзягувэнь (букв. "письмена на щитках (черепахи) и костях") переданы как oracle bones.

Впрочем, наши специалисты тоже кое-что выложили по теме — в смысле наглядной иллюстрации, сведенной в таблицу.

Ну вот как-то так получается, что рисуночные истоки китайской письменности не пропали до наших дней.

Историк-востоковед

    «Мирный план» Макрона – основа стратегии Запада

    Над Эммануэлем Макроном у нас привыкли потешаться. То пожилую жену ему вспомнят, то решат, что не ту он позу при фотографировании принял, то подозрительно гостя приобнял, то слишком луч...

    Чтобы прочесть все вопросы людей к "прямой линии", Путину нужно 30 лет

    А вы посчитайте. Если к нему, как пишут, люди прислали уже свыше 1 млн вопросов . Даже если он стал бы читать по 100 вопросов в день, да еще разбираться в каждом, то как раз почти 30 ле...

    «Церковь — не цирюльня, не лавка с благовониями!» Издевательства над УПЦ осудили даже в католической церкви

    На Украине продолжаются издевательства над каноническим православием. Трапезный храм Киево-Печерской лавры сначала превратили в сюжет из антиутопии Оруэлла, когда поснимали иконы и вмес...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Еще раз об осаде русских городов монголами при Батыевом нашествии

      Решил разместить тут облегченную версию (без ссылочного аппарата т.е.) своей статьи сколько-то летней давности. Отсюда и такое название заметки. Ниже приводится практически неизменный текст этой статьи.К вопросу об осаде русских городов монголами при Батыевом нашествии (1237-1240)На основании письменных источников (русских и восточных) рассматриваются случаи осад древ...
      1031

      Пайцза или бадж...

      ...то есть верительная бирка или жетон? Такой вопрос пришлось разбирать санкт-петербургским востоковедам из Азиатского музея касательного присланного из Сибири артефакта с непонятными письменами на нем. А было это в 1881 году.Вся история изложена в отдельном оттиске из тома XXXIX "Записок Императорской Академии Наук" (СПб. 1881) со статьей А.М. Позднеева (крупног...
      248
      Роман Храпачевский 16 декабря 08:19

      Как не горят рукописи, которые горят...

      Избитая цитата из Михаила Афанасьевича Булгакова, как ее только не использовали. Вот и я ее перефразировал. Не мог иначе, ведь рукописям и их хранилищам была посвящена (как главной теме) одна из главных  конференций по Древней Руси.  Называется она «Международная конференция Комплексный подход в изучении Древней Руси» и проходит один раз в два года. Сра...
      277

      Монголы и маньчжуры — близнецы-братья (ч.1)

      По крайней мере так считали китайские книжники времен Чингисхана. Конечно, тогда они не знали про маньчжуров, ведь это название появилось значительно позже, когда чжурчжэньский род Айсинь Гиоро сумел в XVI в. стать гегемоном среди прочих родов чжурчжэньского происхождения и племен, говоривших на родственных им наречиях. Вот тогда богдыханы Айсинь Гиоро и приказали наз...
      283
      Роман Храпачевский 13 декабря 09:21

      Чингисов камень

      Чертов, пардон Чингисов, камень — это редкостный артефакт и очень ценный памятник культуры монголов. И хранится он в соответствующем месте — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ведь найден он был в Забайкалье, на территории России (тогда — Российской империи).О так называемом "чингисовом камне" я уже упоминал в большой статье про внедрение монголь...
      376
      Роман Храпачевский 12 декабря 19:37

      Интересная последовательность

      Интересную последовательность обнаружил. Имеет прямое отношение к бредням "окраинцев" насчет их извечной арийскости и прочего мифического первородного славянства.Имеет касательство к знаменитому "козаку Мамаю". Если кто не в курсе - это такое каноническое изображение "лыцарей запорожских" ака икона украинствующих.Ниже эта последовательность дана в виде картинок. Турок...
      330
      Роман Храпачевский 10 декабря 14:24

      Съесть каменных львов...

      ...или Почему китайцы не бросят свои иероглифы. И не перейдут на алфавитное письмо.Объяснить это проще всего на примере, который придумал китайско-американский лингвист Чжао Юань-жэнь (1892 - 1982). Он написал шуточный текст на вэньяне (классический язык литературы старого Китая). Текст сообщает, как поэт по фамилии Ши (в переводах его почему-то называют "Ши Ши",...
      1476
      Роман Храпачевский 9 декабря 18:20

      Какие интересные имена были у вождей племен, которые подчинял Темучжин!

      Сделал полный комментированный перевод текста юаньского автора Янь Фу «Надпись стелы императорского зятя вана Гаотан [с посмертным почетным именем] “Верный и мудрый”». Речь в ней идет об онгутском князе, из рода вождей "белых татар" (самоназвание их — онгуты), который стал родом-брачным партнером для "золотого рода" (т.е. рода Чингисхана). При Юань эти онгутски...
      955

      Как тюрки и монголы снабжали китайцев сведениями о Руси и прочих "западных варварах" (часть вторая)

      Продолжение с окончанием. Начало см. тут — https://cont.ws/@bohun1/2934259 .Источниками другого вида, давшими материал для сообщений о далеких западных странах (куда дошли монголы) являются упомянутые ранее мемориальные тексты, созданные юаньскими историографами. Таковых мне удалось найти шесть — то есть шесть текстов с более менее крупными данными по теме. Почти...
      364

      Как тюрки и монголы снабжали китайцев сведениями о Руси и прочих "западных варварах" (часть первая)

      В предыдущем цикле заметок на данную тему уже отмечалось, что после эпохи Тан (618 - 907), весь свой домонгольский период, Китай не имел достоверных сведений о Восточной Европе и Руси. Это изменилось с возникновением Монгольской империи, частью которой стал и Китай. От монголов, из канцелярии монгольских каанов, сведения о странах Восточной Европы и Руси, которые...
      366
      Роман Храпачевский 6 декабря 14:26

      Кинотварьцы сваяли новую вампуку

      Про осаду и гибель Козельска в 1238 году. Назвали ее непритязательно — "Злой город". Разумеется, я не мог это смотреть. Но есть такие специальные люди со стальными нервами и крепким рассудком, которые смогли. Вот и Иван Кошкин написал в своем неподражаемом стиле рецензию на это очередное твАрение "гениев" отечественного говнокино. Прочесть можно в его ЖЖ тут...
      350
      Роман Храпачевский 5 декабря 12:56

      Собака не только друг человека, но и носитель информации. Секретной

      Это не шутка (ну почти). Просто в разведывательном донесении южнокитайских посланников (по совместительству разведчиков) к монголам во времена каана Угэдэя встретилось очень любопытное сообщение, связанное с собаками на специальной службе у монголов.Речь идет о сообщении из своеобразного абстракта тех сведений, которые они собрали в ходе нескольких миссий в ханские ст...
      433
      Роман Храпачевский 4 декабря 12:05

      Либерея Айвена Террибла

      Занятно работает ассоциативное мышление — когда писал цикл про историографическую традицию древнего и средневекового Китая, то упомянул государственные и частные библиотеки, ставшие важными центрами поддержания и развития системы историописания и тиражирования исторических сочинений; а потом написал про времена Ивана III Великого и его государственное строительст...
      463
      Роман Храпачевский 3 декабря 10:35

      "Совпадение? Не думаю" (с)

      Продолжу тему совпадений в истории между событиями, культурными и прочими явлениями у разных культур/цивилизаций. Ну то есть "совпадениями" они тут названы условно — вполне возможны просто еще не отслеженные или непонятые пока еще связи между ними.Так вот, прочел у В.В. Мавродина, что главой каждого из приказов, созданных при Иване III Великом, был судья.Сразу вс...
      560

      Добыча крупинок сведений о Восточной Европе и Руси из китайских источников (часть вторая)

      Продолжение. Начало см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2930565 . «Цзинь ши (Официальная история династии Цзинь)» (далее — ЦШ), подготовленная и опубликованная коллективом Токто в 1344–1345 г., была пятой попыткой создания при Юань династийной истории империи Цзинь. Первая из них была предпринята почти сразу после падения этого государства чжурчжэней в 1234 г....
      308

      Добыча крупинок сведений о Восточной Европе и Руси из китайских источников (часть первая)

      Речь тут пойдет о тех китайских источниках, где они есть. Но за вычетом династийной истории Юань ши, о которой уже приводились сведения в предыдущей заметке (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2929973 ). В основном это, как и Юань ши, чжэнши, т.е. нормативные, официальные, истории (о древней и средневековой китайской историографии, см. другие мои заметки тут -&nbs...
      309

      Громадная энциклопедия по Монгольской империи, которую надо знать

      Сложность для историков, занимающихся державой Чингисхана и вообще Монгольской империей, заключается в необходимости знать множество языков. Ведь собственно на монгольском языке источников относительно мало. Значительно больше источников на других языках, то есть на тех языках, на которые в канцеляриях монгольских властителей переводили большинство оригинальных монгол...
      427

      От гаданий на костях до династийных историй (часть вторая)

      Продолжение. Первую часть см. тут — https://cont.ws/@bohun1/2928682 . В ней остановились на появлении новых чжэнши, уже после того, как первые нормативные истории (Ши цзи и Хань шу то есть), стали каноническими образцами для династийных историй, а их составление стало важнейшим государственным делом во всех империях на территории Китая.В результате этого про...
      312

      Пакт Келлога v.2.0

      Забавные бывают случаи совпадений нынешних событий с давно прошедшими и ушедшими в историю. Например с подписанным 96 лет назад так называемым "Пактом Келлога-Бриана". Он же Парижский пакт. Так назвали международный коллективный договор об отказе от войны в качестве орудия внешней политики.Он получил свое название по именам инициаторов — министра иностранных дел Франц...
      219

      От гаданий на костях до династийных историй (часть первая)

      Именно таков путь трехтысячелетней историографической традиции Китая. Это отражается даже в языке — знак 史 ши, которым сейчас обозначают понятие "история", исходно означал служителя при дворе чжоуского вана, который участвовал в гаданиях своего правителя-вана (проведение различного рода ритуалов, в том числе гаданий, так называемых "вопрошаний Неба", было ва...
      418
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика