В самом деле спецназовец, то есть человек специального назначения — лазутчик, посол, военный специалист по горным проходам и мастер рукопашных боев, включая конный бой. А еще он прожил 117 лет. Так что, это действительно был очень специальный человек.
Звали его Джафар, точнее Джафар-ходжа, что указывает на его паломничество в Мекку ("ходжа"). Более того, он относился к роду самого пророка Мухаммеда — был сейидом. Джафар был сподвижником и соратником еще Темучжина, ставшего позднее Чингисханом. Благодаря тому, что он прожил долго на территории империи Юань и оставил там свое потомство, унаследовавшее высокое положение в империи, то оно позаботилось о мемориальных записях о деяниях предка. Благодаря этим записям авторы Юань ши смогли написать жизнеописание Джафар-ходжи (находится в цз. 120 Юань ши).
Приведу оттуда основные факты:
«Джафар-ходжа, человек из сейид... Джафар, с огромным телом и прекрасными усами с бородой, имел квадратные зрачки (признак долголетия по представлениям китайцев - Р.Х.) и высокий лоб, был отважным молодцом, прекрасно ездил на коне и стрелял. Первоначально [когда он] сделал визит Тай-цзу (т.е. Темучжину - Р.Х.), бывшему среди войск, [тот] с первого взгляда выделил его. Тогда у Тай-цзу произошел раскол с кэрэитским Ван-ханом (события датируются 1202 г. - Р.Х.)»,
после чего произошло поражение войск Темучжина и его бегство в озерный край Балчжуна, где вместе с ним был и Джафар. Это важный момент, поясняющий как значение Джафара, так и сохранение сведений о нем в монгольской каанской канцелярии. Дело в том, что позднее Чингисхан щедро наградил тех, кто помог ему спастись при поражении и был с ним при Балчжуна. Поэтому был составлен (еще при Чингисхане) список таких награжденных, причем данные им звания и пожалования (в людях, землях, иммунитетах) делались наследственными. Так что при Юань как этот список, так и пожалования, всякий раз подтверждались для каждого нового поколения потомков "бывших при Балчжуна" (это официальное их наименование в юаньских документах), а потому сохранились в разных текстах.
После разгрома кэрэитов, курултая 1206 г. и возведения Чингисхана на каанский престол, наступила пора экспансии. Которую предварительно готовили и с помощью разведки. В частности к чжурчжэням Чингисхан
«отправил Джафара послом в Цзинь. Цзиньцы не исполнили надлежащего ритуала и [Джафар] вернулся. Цзиньцы надеялись отсидеться в добротных крепостях, с запаянными расплавленным железом (китайский литературный оборот, означавший серьезное укрепление ворот, создание ворот крепостного типа - Р.Х.) воротами застав, Джафар сразу по возвращении доложил [про это]».
Эти сведения пригодились, когда армии Чингисхана стали захватывать земли Цзинь:
«Тай-цзу после этого двинул войска, но заставы отбивались так, что и один из сотни не мог приблизиться. [Чингисхан] призвал Джафара и спросил о плане [действий], [тот] ответил так: "Если идти отсюда на север, то есть в лесу Хэйшулинь нехоженая дорога, всадники смогут пройти по одному, я сам [там] когда-то часто проходил. Если воины будут придерживать коней и идти тихо и осторожно при выходе [с горы], то к концу вечера можно пройти". Тай-цзу тогда приказал Джафару быть проводником впереди на коне и без лат. К закату солнца вошли в ущелье, а на рассвете все войско было уже на равнинной местности и стремительно мчалось к Нанькоу. Звуки гонгов и барабанов как будто шли со всей Поднебесной. А цзиньцы по прежнему спали и не ведали! Поднявшись по тревоге в последний момент [цзиньцы] уже не могли сопротивляться, мечи и стрелы настигали [их], кровью были залиты поля. Как только застава была сокрушена, Чжунду (Средняя столица Цзинь, современный Пекин - Р.Х.) весьма задрожал от страха».
Далее Джафар участвовал в войне против цзиньцев как воин, а по юаньским описаниям даже как какой-то берсерк (ха ха!) и уникальный кавалерист:
«Джафар много раз сражался, будучи облачен в тяжелый доспех и фехтуя боевой секирой, [он] врывался в строй [противника] и пробивал его как-будто летая. Много раз [он] использовал верблюдов для сражений, чего никто больше не мог делать».
В жизнеописании Джафара говорится, что он прожил 117 лет. Как и полагается, тут же приводится притча о том, что ему некий буддийский монах предсказал такую длинную жизнь, многочисленное и процветающее потомство. Вот и авторы Юань ши добавили к жизнеописанию самого Джафара еще жизнеописания его потомков, с длинными списками их титулов, званий и должностей при Юань.
Посланец Чингисхана у ворот Нишапура, не сдававшегося его войскам (персидская миниатюра)
Оценили 10 человек
15 кармы