• РЕГИСТРАЦИЯ

География «государств татар»

3 542

Речь пойдет о загадочном сообщении Рашид ад-Дина (1248 - 1318) о существовании нескольких «государств татар» в дочингизово время, причем расстояния между так сказать «восточными» и «западными» такими государствами превышали (по Рашид ад-Дину) тысячи километров. В свое время я написал статью на эту тему (опубликована в материалах Пашутинских чтений за 2015 г.), облегченную версию которой я тут и размещу.

География «государств татар» в IX-XII вв. по данным китайских средневековых источников

Первое упоминание в китайских источниках о татарах относится к 842 г. Однако, как выясняется при внимательном их изучении, сами китайцы с татарами не контактировали – они узнали о неких «татарах» только из официального сообщения киргизских послов, направленных ко двору императора Тан. Сведения от киргизских послов, доведенные до китайских властей, были просты – сообщалось, что после разгрома Уйгурского каганата в 840 г., вместе с владениями Гаочан и Бешбалык (ныне Турфан и Гучэн в Синьцзяне) киргизам подчинились и татары. Государству Тан того времени указанные татары были не слишком знакомы, поэтому можно предположить, что эти татары находились на периферии так называемого «Западного края» китайской ойкумены.

В то же время, о существовании татар нам известно еще с VII в. из орхонских рунических текстов (текст памятника Кюль-тегину от 732 г. упоминает о событиях конца VII в. в связи с «отуз-татарами» и о «токуз-татарах» говорится в тексте Бильге-кагана в связи с событиями 720-х годов). Но сведения из них не слишком определенные, кроме названий, указывающих на существование племенных объединений (например «токуз-татары», что значит «девяти [племенные] татары»). Тем не менее понятно, что основные сведения о татарах того времени касаются земель на западных границах Ганьсу и в Восточном Туркестане. Хотя существовали и другие земли, где татары имели свои «государства».

О существовании нескольких «государств татар» в дочингисово время хорошо известно – так, Рашид ад-Дин сообщает, что «тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, – шесть». Речь у него идет, разумеется или о предгосударственных образованиях, или о племенных объединениях типа «имперских конфедераций». При этом он пишет, что «их же основное обитание (юрт) есть местность, называемая Буир-наур». Т.е. для него, точнее его монгольских информаторов конца XIII – начала XIV в., «основным местом» обитания татар была крайняя восточная часть ареала их расселения. Однако в историографии пока наиболее подробно рассмотрен вопрос только о так называемых «западных татарах», причем для довольно большого периода – приблизительно с середины VIII в. по XII в. (до появления государства монголов).

Страница рукописи "Джами ат-таварих (Сборник летописей)" Рашид ад-Дина

Как написал С.Г. Кляшторный в своей превосходной работе, подробно освещающей вышеуказанный вопрос о «западных татарах», в литературе «вряд ли пока возможно столь же определенно локализовать другие татарские государства, упомянутые Рашид ад-Дином», т.е. племенные конфедерации «восточных татар». В этой работе С.Г. Кляшторного приведены практически исчерпывающие данные не только тюркских (из рунических надписей), арабских, персидских и тангутских источников, но и некоторые сведения из китайских сочинений о «западных татарах». Но по истории других «татар», в первую очередь восточных, такого количества данных источников в отечественной исследовательской литературе пока не наблюдается. Поэтому в настоящей статье упор сделан на использование тех сведений китайских источников, которые ранее не учитывались, причем большинство из них касается именно «восточных татар».

Учет полученных данных из этих переведенных для настоящего работы китайских источников, похоже, несколько ослабляет категоричность вывода С.Г.Кляшторного, процитированного выше. Да и сам он, в этой же статье, дал указания на возможные пути исследования вопроса об остальных, в первую очередь восточных, «татарских юртах» по терминологии Рашид ад-Дина. Следование им, а также углубленное изучение сведений вышерассмотренного корпуса китайских источников, в значительной мере продвинуло понимание ситуации с «государствами восточных татар». Ниже изложим вкратце полученные результаты.

С VI в. в китайских источниках появляются названия тэлэ и шато, которые иногда принимаются за этнонимы. Однако, при внимательном рассмотрении вопроса, становится ясным, что это искусственные китайские названия для племенных конфедераций. В «Суй шу» в объединение тэлэ записано 42 племени, причем разбросанных от Каспия до Маньчжурии, т.е. многие из них заведомо не были тюркскими по происхождению. И только в «Цзю Тан шу (Старая история династии Тан)» в их составе уже описаны всего 15 племен из одного географического региона. Само название тэлэ – это вариант иероглифов, которыми записывался тюркский титул тегин. Таким образом, название тэлэ – это перенос китайскими авторами тюркского титула правителя на название конфедерации племен и не несущее характера этникона. 

Аналогично дело обстоит с шато – в «Повествовании о шато» в «Синь Тан шу (Новая история династии Тан)» сказано: «Шато являются отдельным племенем западных тюрок (туцзюэ) рода чуюэ… Чуюэ жили к северу от гор Цзиньсо, к востоку от Пулэй есть большая пустыня, которая на китайском языке называется шато, поэтому [это племя] и называлось шатоскими туцзюэ». Как верно отмечает А.Г. Малявкин, происхождение названия шато – это «перенос на племя наименования среды обитания». Далее в китайских источниках под шато понимались различные племена «Западного края», а также их объединения. При этом составляющие объединения шато иногда назывались, иногда нет. Для нас важно понимать, что одно и то же племя в источниках могло называться или по своему собственному названию, или только по названию той племенной конфедерации, куда оно входило. Лишь в редких случаях имелось уточнение типа рассмотренного выше – «из шато рода чуюэ».

В ходе борьбы племен конфедераций тэлэ и шато с Восточнотюркским каганатом часть племен из их составов прибывала к границам танского Китая (в связи с чем они, собственно, обычно и упоминаются в источниках) и оседало – либо на самих границах, либо в отведенных им властями Тан новых землях. При этом не забывается еще и конфедерация племен тэлэ, точнее ее составные части. В этом отношении показательно сообщение исторического свода Сыма Гуана «Цзы-чжи тунцзянь» под 868 годом, что в объединение племен шато на границе Тан (речь там идет о подчинившихся Тан племенах) входили уже и татары, и племена из бывшего объединения тэлэ (в частности циби), а возглавлял их всех по назначению от властей Тан вождь племени чигиль (в китайских транскрипциях этого названия – чжусе/чуюэ, см. о нем выше). Этот процесс передвижения с запада на восток составных частей племенных конфедераций особенно ускорился в период восстания Хуан Чао , когда танские власти стали использовать военную силу этих племен (в первую очередь шато) для его подавления. Именно тогда фиксируется в китайских источниках массовое появление «татар» непосредственно на границах Китая и их вторжения вглубь империи Тан. При этом данные «татары» являются или союзниками, или, что еще вероятнее, вассалами вождей шато, причем инициатива их привлечения исходит именно от последних, которые состоят с «татарами» в явной и постоянной связи.

Как можно понять из имеющихся источников, в начале своего передвижения на восток татары – это действительно еще тюркское племя, мигрировавшее с запада (где как выше уже было рассмотрено и было их изначальное расселение) и постепенно расселявшееся вдоль Великой китайской стены на восток и северо-восток. Разумеется, в ходе этого процесса оно или «впитывало» в себя другие местные племена (как результат подчинения мелких подразделений), либо входило с ними в различные формы объединения (племена – брачные партнеры, племена-союзники и т.д.). Сначала, в районе гор Иньшань к ним присоединились рода из монголоязычных племен шивэй и си , а потом – по мере их движения на восток, татары встретились с монголами (точнее с той ветвью протомонголов, что потом стала известна как монголы Чингисхана). 

Ведь именно X веком датируется передвижение этих племен с южного берега реки Амур (точнее ее междуречья с р. Сунгари) на земли современной Монголии . Таким образом на протяжении IX – X вв. происходило встречное движение «татар» и «монголов». На восточной границе «татарского юрта» (по определению Рашид ад-Дина), т.е. в районе оз. Хулунь (Далай-нур) будущие монголы (т.е. предки тайчжиутов, борджигинов и прочих монгольских родов) и столкнулись с «татарами». Там же и тогда же начались процессы их взаимодействия и взаимопроникновения – стали появляться смешанные племена, а языком всеобщего общения стал некий монгольский койнэ, на базе как киданьских диалектов (языка тогдашнего гегемона тех земель), так вышеуказанных «монгольских» (точнее еще протомонгольских) племен, при участии тюркских наречий племен из данной «татарской» миграционной волны. Что в итоге постепенно привело к созданию новой племенной конфедерации – татарской, где имя «татары» оказалось перенесенным уже на целый конгломерат не только тюркских, но монгольских и иных племен. 

Именно эту татарскую племенную конфедерацию и следует понимать под названием цзубу, используемом в ляоских и цзиньских источниках. Дело в том, что тибетский термин сонгпо, применявшийся к «западным» татарам, был воспринят киданями (в разных формах – чжумо, чжубугу или цзубу) от тибетцев и/или тангутов. Им кидани стали называть уже конфедерацию «восточных татар», с племенами которой они теперь постоянно имели дело. А контактировавшие с ними же китайцы из Сун продолжали называть их по-прежнему «татарами», сохраняя термин известный китайцам с времен Тан. Так получилось разное наименование одних и тех же: в источниках Ляо и Цзинь они именовались – как «цзубу», а в источниках Сун – как «татары». Позднее, в период Юань, юаньский официоз сохранил киданьскую традицию и оставил название «цзубу» в своих документах, а когда надо было цитировать документы Сун, там производилась замена сунского наименования «татар» на «цзубу».

Здесь следует немного отступить в сторону и упомянуть о существующем в китайских источниках выведении происхождения «татар» и «монголов» от мохэ, а также их отождествлении друг с другом, что даже привело к изобретению в китайской канцелярии термина мэн-да, т.е. «монголо-татары». Следует сразу сказать, что это отождествление вызвано чисто кабинетными выводами китайских авторов, призванными совместить все известные им (и при том различные по времени и местам создания) сообщения о татарских и монгольских племенах, чтобы дать им общее название. Произошло это из-за того, что к XI – XII вв. вышеуказанный процесс создания конфедераций «татар», куда влились уже и монгольские и прочие племена, был или в процессе завершения или уже завершен. Поэтому племена, ранее известные по сообщениям старых сочинений (которые китайские авторы при их огромном уважении в древним текстам принимали за безоговорочную истину) как «монголы» уже оказывались в новых условиях частью «татар». 

Так, известные китайцам протомонгольские племена севера-востока еще с времен Тан – т.е. «мэнъу» и «мэнва», определяемые в обеих танских хрониках как особая часть «шивэй» , становятся известны позднейшим китайским авторам и как мэнгу, и моугэши, и как мангуцзы etc. Причем они нередко являются в известиях с границ как часть более широкой общности, т.е. «татар» (в наших терминах – татарской конфедерации) – во время каких-нибудь очередных набегов или посольств «татар». Отсюда и явилось желание у китайских авторов XI – XII вв. как отождествить их с «татарами» ранних текстов, так и дать им всем (и татарам и монголам) единое объяснение происхождения – здесь-то и появилась концепция родства с мохэ, с кем протомонголы северо-востока действительно были тесно связаны в ранние периоды (т.е. до своего переселения в Монголию).

Появившееся на северных и северо-восточных границах Ляо новое племенное объединение «татар» было вскоре использовано киданями в качестве пограничных федератов. После нескольких войн «восточные татары» подчинились киданям и из них были созданы так называемые войска дю. Они несли пограничную охраны, были также военным резервом легкой конницы для Ляо. После падения Ляо эту же структуру унаследовала династия Цзинь. И вот в связи с этими войсками дю возможно разрешение загадки, оставленной нам Рашид ад-Дином – давно уже исследователи пытаются понять, кем были татары-тутукулйут и прочие перечисленные им «татары»:

«татары-тутукулйут, татары-алчи, татары-чаган, татары-куин, татары-терат, татары-баркуй. Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен». 

Если с алчи, чаган и куин все более или менее понятно (они известны из «Сокровенного сказания» как монгольские племена), то особенно интригует «тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен», о котором молчат все другие источники. Что, собственно, и составляет загадку – сведения Рашид ад-Дина являются весьма надежными и происходят от самих монголов, но для этого конкретного случая нет стороннего подтверждения. Поэтому молчание других источников касательно знаменитого, по словам Рашид ад-Дина и его информаторов, племенного объединения может означать только одно – они конечно были известны в остальных источниках, но только под другим именем. И именно состав войск дю дает ключ к ответу на вопрос какое было это другое имя – упомянутые Рашид ад-Дином ‘татары-терат’ как раз и состояли в войсках дю, причем и при Ляо и при Цзинь . А слово ‘туткаул’ мы встречаем в источниках Монгольской империи в значении «охрана, пограничники» (собственно это слово значит «задерживающие», оно точно передает сущность действий пограничных федератов на кордоне между империей и «варварами»).

Поэтому ‘тутукулйут’ (в передаче Рашид ад-Дина) – являющееся множественным числом от ‘туткаул’, можно отождествить с войсками дю. Подытожим – это название в качестве обобщающего термина (т.е. «пограничники») использовалось как среди «восточных татар» (откуда затем оно стало известно информаторам Рашид ад-Дина), так и в официозе (в «Цзинь ши» есть цитата из указа цзиньского императора, адресованного войскам дю-«татарам», которые названы как «пограничные войска севера»). В результате замечание Рашид ад-Дина о «самом уважаемом» племени становится полностью понятным – мощь и сила войск дю действительно были хорошо известны в ходе многих войн в XI – XII вв.

Если вернуться к сообщению Рашид ад-Дина о шести «государствах» татар, то это их количество теперь можно подтвердить имеющимися данными о татарских конфедерациях на всем протяжении их пути с запада на восток – от Восточного Туркестана до Маньчжурии. Так, по данным тангутских источников, в XI – XII вв. Си Ся граничило с тремя татарскими объединениями. Два из них следует относить к «западным татарам», о которых говорилось выше. Третье, что занимало территорию от гор Алашань до гор Иньшань – это уже то татарское объединение, которое связано с белыми татарами (онгутами) и союзными им племенами тюркского, монгольского и смешанного происхождения (найманы, чжубугу, черноповозочные шивэй, си и другие). Войска дю на северных и северо-восточных границах Китая (точнее империй Ляо и Цзинь) можно считать еще одной восточной татарской конфедерацией. При этом она также содержала различные по происхождению племена (например татар-тераитов, угуров, меркитов, «тангутов» и многих других – подробнее см. ниже в переводах о составе войск дю).

И временами внешние наблюдатели (вроде сунских авторов) ее могли принимать за два разных объединения – в источниках, которые представлены ниже, не раз сообщается о раздорах в ее составе и междоусобных войнах среди племен, ее составлявших. Например в войнах против «восьмиплеменных тераитов», восставших против властей Ляо, широко использовались войска из тех племен татарской конфедерации, которые оставались лояльными Ляо. По сути одни «татары» воевали против других «татар», что полностью укладывалось в древнейшую китайскую стратегию «руками одних варваров управлять другими варварами».

Наконец, последней крупной «татарской конфедерацией» следует назвать те объединения собственно монгольских племен, что периодически и в разных конфигурациях создавали свои племенные союзы (например под верховенством тайчжиутов или хунгиратов, которые отмечены в цзиньских источниках XII в.). До времен Чингисхана они не отличались ни длительностью существования, ни особой устойчивостью или постоянством состава. Но для внешнего наблюдателя на текущий момент времени всегда существовало какое-нибудь одно из этих объединений, что носило в текстах китайской канцелярии название «монгольское государство» или просто «монголо-татары». Правда, периодически мощь объединившихся племен (например под властью Амбагай-кагана) и до Чингисхана потрясала Поднебесную, что не могло не откладываться в памяти китайских хронистов как нашествие очередных «монголо-татар».

Историк-востоковед

    Семью устроившего поножовщину в школе Краснодара подростка выдворили из России

    В начале декабря в филиале школы № 94 в поселке Российский на Кубани 14-летний подросток с ножом напал на сверстников.Трое получили ранения, двое отделались легкими травмами. По предвар...

    Азербайджанский спецназ казнил наших миротворцев в Нагорном Карабахе: они стали случайными свидетелями этнической чистки

    Автор: БлокнотРУПосле авиакатастрофы в Актау для многих россиян стала шоком русофобская позиция Алиева. Но есть все основания полагать, что этот курс он выбрал для Азербайджана уже давн...

    Русские уезжают, узбеки приезжают. Прибалтика села в лужу
    • pretty
    • Вчера 19:15
    • В топе

    ИГОРЬ  ЛИСИНЗабавные новости приходят из прибалтийских вымиратов. В латышской программе TV3 Ziņas отчитались об уменьшении числа граждан России в населении страны. Если в 2021 году наших согражда...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Черные татары

      Обнаружил в сборнике армянских источников о монголах любопытное сообщение. Оно находится в приписке к Евангелию (на армянском языке) из города Харберт, датированной 1236 г. Там, в описании внешности монголов, сказано помимо прочего: "их настоящее имя харататар". "Хара" в монгольских языках значит "черный". Т.е. в 1236 г. армянский очевидец монгольского нашествия назыв...
      974

      От Будапешта и до Ханоя

      Таков боевой путь военачальника, который был сыном знаменитого монгольского полководца Субэдэя (1176 - 1248). Звали его Урянхатай (1200 - 1271). Про Субэдэя и его генеалогию я уже писал недавно в другой статье (см. https://cont.ws/@bohun1/2957127 ).До нас дошел текст 1295 г., написанный по приказу императора Тэмура — в результате прошения Буралгидая, который...
      715

      Диван как средство массового поражения

      А к нему, естественно, прилагается обслуживающий персонал. Вместе они составляют грозную силу, поражающую воображение. Вот они, красавцы: Нет, в самом деле — натурально это средство массового поражения. Мозга (даже зачаточного). А также эмоциональной сферы, особенно у обитателей соцсетей.А потому феномен требует осмысления и изучения. Первые результ...
      550

      371 год назад

      8/18 января 1654 года прошла Переяславская Рада, в ходе которой было принято решение о переходе Войска Запорожского под скипетр царя и великого государя Алексея Михайловича.  А. Кившенко "Переяславская рада"27 января на верность русскому царю присягнули мещане города Киева, 29 января – шляхта, слуги, дворовые люди и мещане митрополита Сильвестра и а...
      843

      Ценный военспец Чингисхана

      В прошлой заметке я рассказал о ценном специалисте на службе Потрясателя вселенной Джафар-ходже (см. о нем тут — https://cont.ws/@bohun1/2960458 ), сейиде из Восточного Туркестана. Здесь же будет история про монгола, тоже служившего Чингисхану. В отличие от военмастера широкого профиля Джафара, он был так сказать "узким специалистом", даже можно сказать — те...
      370

      Столетний ветеран — спецназовец Чингисхана

      В самом деле спецназовец, то есть человек специального назначения — лазутчик, посол, военный специалист по горным проходам и мастер рукопашных боев, включая конный бой. А еще он прожил 117 лет. Так что, это действительно был очень специальный человек.Звали его Джафар, точнее Джафар-ходжа, что указывает на его паломничество в Мекку ("ходжа"). Более того, он относи...
      933

      Неизвестная судьба русских при начале династии Мин в Китае

      Про появление и бытование русских воинов и их колоний в империи Юань я уже писал. Сначала про историю их появления в качестве гвардии юаньских императоров (об этом см. здесь — https://cont.ws/@bohun1/2858103 ), а потом про их укоренение в системе власти этой монгольской династии, вплоть до их участия в дворцовых переворотах (подробнее см. тут —  https:/...
      684

      Запретный город

      "Запретным городом" обычно называют дворцовый комплекс в Пекине, ассоциируя его с династией Цин, правившей в Китае в 1644 - 1911 гг. Этот комплекс был отгорожен мощной, фактически крепостной, стеной от остального Пекина. Поэтому он так называется (а "запретным" он назван по другой причине — находиться в нем могли только те, кто был связан с императорским двором, ...
      635

      Кое-что о творцах украинства

      Из закромов всплывают интересные подробности. Как говорится, в архивах найдется всё и о всех.Прекрасный документ об вкраиньских инженерах человеческих душ, причем написанный ими самими: ...
      1062

      Проблема всем известных цитат в том, что они придуманные

      Про это есть известный мем рунета — "проблема в том, что цитаты Ленина/Сталина/... (нужное подставить), ему не принадлежат". Так случилось и с самой знаменитой цитатой, касающейся Чингисхана и его советника, знаменитого Елюй Чуцая. Речь идет об его фразе (адресованной Чингисхану), что дескать "нельзя управлять миром с коня".Всякий, кто прочел книгу В. Яна "Чингиз...
      388

      Субэдэй — потомок "тех, кто составляет стратегии"

      Полководческие и стратегические таланты Субэдэя (1176 - 1248) были у него в крови. По крайней мере, так можно подумать, если внимательно изучить его генеалогию. Здесь я размещу облегченную версию моей недавней статьи, опубликованной в материалах Пашутинских чтений прошлого года.К вопросу генеалогии рода монгольского полководца Субэдэя (1176–1248)Генеалогия Субэдэя в е...
      599

      Кидани — первопроходцы полноценного синтеза китайской и кочевой культур

      Они первыми этого достигли, за ними были чжурчжэни и монголы. Конечно, всё это произошло не на пустом месте, ведь до них были уже многие северные завоеватели/находники на оседлые китайские земли. Но в основном их истории кончались ассимиляцией пришельцев китайской цивилизацией. Кидани были первые, кто, впитав многое от китайской культуры, не ассимилировались, а создал...
      349

      Китайские "цивилизаторы" и степные "варвары" — кто на ком стоял?

      Известно, что китайцы мастера стратагем, особенно в области политики в отношении к так называемой "варварской периферии". Начиная с самой глубокой древности различные "царства" древнего Китая постоянно имели дело с различными народами на своих границах. Я уже писал про это тут — https://cont.ws/@bohun1/2862864К временам Хань этим отношениям уже исполнилось м...
      730

      Поляки хорошо отслеживали ордынские дела — иной раз лучше соседей...

      ...в частности лучше венгров. Хотя казалось бы... Ведь и венгры и поляки попадали под удары монголов и ордынцев несколько раз в XIII в. Причем в первом их нашествии (т.е. Батыя и других чингизидов в 1241-1242 гг.) Венгерское королевство пострадало намного сильнее, а подданные венгерского короля собрали (а главное — записали) намного больше сведений о монголах и с...
      1235

      Каноник Ян Длугош многое знал про татар

      В предыдущей заметке я ссылался на "отца польской историографии" (на многих польских ресурсах он так и называется — ojciec polskiej historiografii), т.е. на Яна Длугоша. Думаю надо о нем рассказать подробнее, особенно в связи с историей Золотой Орды и татар.Ян Длугош (01.12.1415 – 19.05.1480 г.), польский историк и церковный деятель. Его главное историческое сочи...
      1435

      Недооцененный погром Киева татарами

      Взятие Киева в 1240 г. армией Батыя наиболее известное событие. Хотя на самом деле Киев татары еще дважды брали, подвергая его тотальному погрому. И если нашествие Менгли-Гирея в 1482 г. еще как-то упоминается в рамках изложения русской истории (хотя бы по ходу изложения дипломатической подготовки освобождения от ордынского ига, см. фундаментальную монографию К.В. Баз...
      1339

      "Слепой корабль" или "потаенное судно"?

      В предыдущей заметке про национального героя Страны утренней свежести (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2952795  ) упомянул про его проект блиндированного корабля, который его прославил. Подробнее писать про это не стал, поскольку про них много чего уже написано. И вообще эти кобуксоны вещь довольно известная. Кобуксоны в бою (как их представл...
      418

      Кое-что о национальном герое страны Чосон...

      ...она же Страна утренней свежести, более известная у нас как Корея. Кстати, "страной утренней свежести" ее называют из-за игры слов, точнее смыслов китайских иероглифов, которыми записывается название Чосон — 朝鮮 (по китайски это Чаосянь, а Чосон — это в их корейском чтении). Дело в том, что выбор данного названия основателем династии Чосон (1392 - 1897) был связан с ...
      832

      Русский фельдмаршал, немец и визионер

      И это все о нем... Христофор Антонович Миних, он же граф Бурхард Христоф фон Миних, в оригинале Burkhard Christoph von Münnich (1683 - 1767), с 1732 г. - генерал-фельдмаршал Российской империи. Сподвижник (с) к/ф "О бедном гусаре..." - у разных русских царей, начиная с Петра Великого.А еще визионер: ...
      743
      Роман Храпачевский 31 декабря 2024 г. 18:54

      Новогодние крылья

      Иоанн. Так это, стало быть, ты такую машину сделал?.. Ох-хо-хо!.. У меня тоже один был такой... крылья сделал... Тимофеев. Нуте-с?.. Иоанн. Я его посадил на бочку с порохом, пущай полетает!.. Тимофеев. Ну зачем же вы так круто?(Михаил Афанасьевич Булгаков "Иван Васильевич", пьеса) Иллюстрация к книге Шильдкрета "Крылья холопа"ЗЫ: Традицио...
      385
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика