Новый мир не возникает в один миг. В переходный период одновременно существует и уже новое и еще старое. Две волны, катящиеся каждая в свою судьбу. Большая удача вскочить на ту, которая принесет в будущее, а не обрушит в забвение прошлого. На старой катиться привычно, на новой – страшно. Старое, разумеется, переживает вырождение, поэтому все, кто на этой волне, что-то потеряют. А новое переживает становление, поэтому все, кто окажется на ней, только приобретут. Но глядя на волны, понять, какая куда – задача нетривиальная. Как понять в моменте, какая волна куда катит, разберем в этой статье.
В принципе достаточно сказать, что вот смотрите. За последние полвека программисты успешно пережили все кризисы (когда что-то переставало быть как прежде или вообще переставало быть). Становитесь программистами и будет вам счастье.
Мы выяснили, что это потому, что будущее за поголовным программированием. Программирование – это не профессия, а грамотность. И, значит, научиться программированию и сделать его частью своей профессии означает вскочить на волну, катающуюся в будущее. Однако интересно узнать, как изменит мир поголовное программирование, пока еще не все научились программировать. Интересно же каким может быть мир, когда все программисты?
Сначала разберемся в диалектике производительных сил и производственных отношений. Производительные силы изменяются постоянно. Новые технологии появляются каждый день. Но не все идут в массовое производство. Некоторые технологии также перестают использоваться. Все меняется. Отношения же между людьми консервативны. Это то, что меняется лишь тогда, когда уже не менять нельзя. Даже нельзя говорить, что отношения именно изменяются. Они поддаются натиску. Возникают отклонения. Что-то что было недопустимым, становится допустимым, но нежелательным. Что-то становится предпочтительным, а иногда и единственно возможным. Отношения скорее деградируют, а не изменяются. Собственно, происходит принятие нового и отказ от старого. Поэтому следить нужно не за изменчивостью новых технологий, а за постоянством новых отношений. И поскольку мы теперь точно знаем, что программисты уже в будущем, то значит из труда программистов можно понять, какие производственные отношения требует эта деятельность.
Задача программиста - писать новый код. Изобретение функций, модулей, классов, объектов и т.п. нацелено только на одно, чтобы программист не писал код, который уже написан. Чтобы принцип повторного использования кода выполнялся в полной мере. Эта задача сегодня окончательно не решена. Однако направление очевидно – программирование должно быть творчеством, а не рутинным переписыванием кода. Поэтому писать операционную систему, принципиально не отличающуюся от имеющейся, лишь бы чтобы была наша – глупость. Линукс, например, от Windows принципиально отличается тем, что распространяется с открытым исходным кодом. Переписать же исходники на русский с переводом на русский всех переменных и функции, и комментариев к коду, а заодно написать компилятор с русского в машинные коды – вот это необходимо.
Таким образом, девизом производственных отношений при поголовном умении программировать станет «только новое». Все, что не ново, должно создаваться роботами. Делая то, что уже когда-то сделано, уподобляет человека роботу – «расчеловечивает». Отношения в производстве цифровой эпохи состоят из контроля на уникальность, создания условий для творческого поиска, согласования нового со старым и т.п.
Отсюда следует базовый этический принцип цифрового мира: поступать так как никто до тебя не поступал. Если сделал что-то как кто-то другой – значит украл. Если сделал то, что и ждали – значит это можно сравнить с тем, что было, поэтому оказывается подсудным. А если сделал не как все, то – неподсуден, потому что не с чем сравнить и оценить.
В цифровом мире быть как все – ненормально, нормально быть не как все.
Такая этика не нова и довольно широко распространена. Это нормально для богемы, изобретателей и деятелей науки. В цифровой экономике – это станет нормальным для всех и даже обязательным для всех. Драма с подмостков спустится в зал.
Драма – это ситуация проблемного выбора, целью которого является не ответ, а вопрос. «Быть или не быть? Вот в чем вопрос». Зритель, переживший катарсис, уходит не с ответами, а с жгучими вопросами, которые не смели поставить перед собой. Самой драматической формой является диалог. Идеальный драматический диалог состоит только из вопросов. Или по крайней мере из высказываний, подразумевающих вопросы, или порождающих вопросы, или оставляющих вопросы. И вот это все станет эстетикой повседневности!
Эта эстетика уже проникает в жизнь в странах благополучных экономик, где у людей больше свободного времени чтобы творить. Например, 3D рисунки на асфальте. У каждого, столкнувшегося на своем пути с таким произведением, возникает драматический вопрос. А значит пешеход переживает катарсическое возбуждение от прекрасного изображения между реальностью и фантазией.
Но есть проблема, которая заключается в следящем. Чем должна гарантироваться уникальность произведения? Если требуется, чтобы было новое, то как заранее гарантировать, что произведение действительно новое, а не повторение? Есть два пути. Первый - знать все, что было сделано ранее. Когда сделанного ранее немного, то этот путь возможен. Если же сделанного колоссально много, то это путь в никуда. Времени не хватит все изучить. Наглядный пример – «информационный взрыв» в научных публикациях. Сегодня скорость публикации научных статей превышает возможности человека учесть их, например, в диссертации.
Второй путь – свобода. Если человек привязывается к тому, что есть, то он не свободен, по определению. Если свободен, то всегда создаст то, что не привязано к тому что есть, и значит это будет уникально.
У Карла Маркса есть гениальная догадка о том, что богатство определяется не количеством затраченного рабочего времени, а располагаемым свободным временем. У него это только догадка, потому что он ее не из чего не выводит, и из нее у него ничего не следует. Из определённой же мной совершенно экономической эффективности как отношение времени исчерпания запаса к математическому ожиданию времени образования запаса, это следует непосредственно. Более эффективная экономика та, в которой разница между временем исчерпания запасов и времени их создания (= свободное время) больше. Люди богаче там, где они свободнее.
В манифесте я написал, что свобода культурного человека обеспечивается достаточной экономикой. Цифровая экономика, как мы выяснили, основана на творчестве, требующем безусловной свободы людей. Цифровая экономика обеспечивает свободу, а свобода создает цифровую экономику. Получаем самовоспроизводящийся экономический бум.
Экономический бум – нормальное состояние цифровой экономики.
Этот вывод также можно было получить из того, что результатом труда программиста является повышение производительности труда. При поголовном программировании в экономике будет непрерывный рост производительности, что и есть причина всякого экономического бума, когда при неизменном количестве населения возрастает объем создаваемых благ.
Естественно, что производственные отношения цифровой экономики, успешные в части роста благ, будут переносится на вообще любые отношения, чтобы тоже получать успешные результаты. В том числе и на любовные отношения.
Сегодня все еще распространен ритуал ухаживания индустриального типа, называемый «букетно-конфетным», потому что должно быть, как у всех, и набор предпринимаемых действий и поступков есть повторение, копирование, а не творчество. Разумеется, сегодня уже многие стремиться отойти от рутины, придумать что-то оригинальное. Потому что наступает новая эпоха пятой экономики и это чувствуется. Дальше будет только больше, пока творческий подход не станет обязательным. И поэтому возникает вопрос: если поступки должны быть оригинальными, неповторимыми, то как выяснить, что это от души, а не игра?
Здесь вступает в дело вдохновение. Влюбленные вдохновлены, и поэтому творят от души, что на произведении сразу заметно. Сегодня таких произведений профессиональная среда деятелей от искусства практически не производит. В индустриальном ритуале роли распределяются не равномерно, поскольку неравномерно распределяются индустриальные профессии, но это все равно определенные роли. В цифровом мире предопределенных ролей не будет. Не будет именно мужских и именно женских обязанностей. Всё определит драма ухаживания, все станут драматургами. Когда все творят, то научаются чувствовать, что сотворено по вдохновению, а что креативно.
Естественно, что из того, что мужчины меньше понимают женщин, чем мужчин, и женщины меньше понимают мужчин, чем женщин, ухаживания между мужчинами и женщинами будут творчески неожиданными, более непонятными, порождающими больше вопросов, а, значит, драматическими, следовательно, эстетическими, прекрасными. Так что в цифровой экономике традиционность любовных отношений не только сохраняется, а оказываются прекрасной.
Пятая экономика – прекрасный цифровой мир экономического бума свободных людей.
Оценили 2 человека
4 кармы