• РЕГИСТРАЦИЯ

Новогодний карнавал: Игорь Северянин

13 1362

Мы открываем предновогодний цикл публикаций "Новогодний карнавал: Ревущие двадцатые!"

В ходе его подготовки студенты примеряли на себя различные "маски" выдающихся людей 1920-х годов, отечественных и зарубежных, оказавшихся в необычных обстоятельствах - то ли машину времени все же изобрели, то ли настоящая новогодняя магия сработала... Так вот, наши отечественные герои оказались в зимней Москве 2020 года. Интересно, напомнит ли им полукарантинная столица свое родное, но непростое время двадцатых годов прошлого столетия? А зарубежные - неведомыми силами перенеслись в новогоднюю Москву 1920-го. 

Как же все запутанно! А кто говорил, что будет просто? 


Итак, наш первый гость...

Около памятника Маяковскому стоял незнакомец, совершенно отличающийся от спешащих людей. Он был одет в длинный приталенный чёрный сюртук с орхидеей в петлице. На плечи было наброшено пальто с меховым воротником. Проходящие мимо женщины бросали на незнакомца взгляды, полные любопытства: «Какой стильный! Кого же он ждёт?». Он отвечал на их взоры обаятельной улыбкой, отчего дамы смущались: «Да, повезло же той, в которую он влюблён!»

Незнакомец посмотрел на памятник Маяковскому и ухмыльнулся. 

«Ну что, Владимир, exegi monumentum? А помните, как Вы призывали сбросить Пушкина с парохода современности? А ведь я писал, что

Он — это чудное мгновенье,
Запечатленное в веках!
Он — воплощенье Вдохновенья,
И перед ним бессилен прах…

Ну, полноте. Помните, как Вы огорчились, не став Королём поэтов? Да, когда я приехал практически к самому концу вечера и вырвал победу у Вас из рук.

В душе – порывистых приветов
Неисчислимое число.
Я избран королём поэтов –
Да будет подданным светло!

Что же… Вам воздвигли памятник, а про меня мало уже кто помнит». Мужчина вздохнул. «Ну, где же она? Может, написала, а я пропустил письмо? Где же этот телефон… Всегда ратовал за технологический прогресс, но с этим… как его сейчас называют? Ах, да, гаджэтом. Не могу я с ним справиться. О, действительно, я пропустил письмо. Что же она пишет? Опаздывает?

«Сегодня не приду; когда приду — не знаю…»

Ну, что же…

Всё прошло, как всё проходит. И простились мы неловко:
Я «обманщик», ты сердита, т.е. просто трафарет.

Придётся праздновать Новый год одному. Так… учили же меня как в этом гаджэте поймать моторное ландо. Подождите. Почему всё стало чёрным? Почему не реагирует? Ах, гаджэт-гаджэты, гад же ты! Придётся пробовать поймать по старинке. Шоффэр! Шоффэр! Остановился. Какой просторный моторный лимузин, куда там до тех полурындванов-полуковчегов. Куда едем? Милейший, везите в « Кафе Пушкинъ». Одному праздновать грустно.

Затянут в чёрный бархат, шоффер – и мой клеврет –
Коснулся рукоятки, и вздрогнувший мотор,
Как жеребец заржавший, пошёл на весь простор…

Остановились. Интересно, почему? Что говорите, пробки? Не совсем понял Вас. Какие пробки? Ах, много машин на дороге? Как чудно́ это слышать! Ну, что же… Я не тороплюсь. Посмотрю, как изменилась Москва.

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

Как долго я тут не был? Давно уже, милейший, давно… Москва стала красавицей! Как украсили её к празднику! А что это за динамичная музыка играет у Вас? Рэп?... Говорите, это сейчас модно? А раньше все славили фокстрот…

Король Фокстрот пришел на землю править,
Король Фокстрот!
И я - поэт - его обязан славить,
Скривив свой рот…

Ну, что же оставим музыку. Она, как и мода, постоянно меняется. Ах, вот и памятник Пушкину. 

Мне казалось, что раньше он стоял в другом месте. Что за громадная постройка прямо за ним, милейший? Кинотеатр, говорите? А ведь раньше кино было чем-то диковинным, и не везде его показывали. Люди были завсегдатаями театров.

Сновала рассеяно блесткая публика
Из декольте и фрачных фалд.
А завтра в рецензии светскою рубрикой
Отметится шикарный гвалт.

Что говорите? Ничего не изменилось, кроме декольте и фрачных фалд? Всё также премьеры модных театров вызывают шквал эмоций? Любопытно… Что? Уже приехали? Благодарю Вас, милейший. 

А морозец всё-таки есть! Поскорее в кафе! Где тут maître d'hôtel? Надеюсь, что мне зарезервировали столик. Bonsoir! Где могу оставить пальто? Вы возьмёте? Премного благодарен. Где, говорите, я могу расположиться? 

За тем столиком, что в углу? Merci. Я думал, что буду здесь почти в одиночестве, а посетители всё прибывают и прибывают. Хотя, чему я удивляюсь: некоторые, как и я, просто не могут сидеть дома. Особенно дамы.

Люблю заехать в златополдень на чашку чая в жено-клуб,
Где вкусно сплетничают дамы о светских дрязгах и о ссорах,
Где глупый вправе слыть не глупым, но умный непременно глуп…
О, фешенебельные темы! от вас тоска моя развеется!
Трепещут губы иронично, как земляничное желе…
— Индейцы — точно ананасы, и ананасы — как индейцы…
Острит креолка, вспоминая о экзотической земле.

И сейчас ничего не изменилось. А, garçon, благодарю за меню! Чем можете меня удивить? Мороженое из сирени? Нет такого? Как жаль…

Я сливочного не имею, фисташковое всё распродал…
Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?
Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,
На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!

Тогда, будьте любезны, ананасы в шампанском и ваше фирменное блюдо! Записали? Чу́дно! Какая здесь прекрасная музыка, и благо не фокстрот! Интересная публика в ресторане… Вот тот мужчина, который так оживлённо что-то рассказывает своей спутнице и так отчаянно жестикулирует руками, будто отгоняет нудную мошкару. Судя по загару, недавно вернулся из южных стран. Что же он может поведать своей даме?

Он расскажет о лазори Ганга,
О проказах злых орангутанга,
О циничном африканском танце
И о вечном летуне — «Голландце».

Ах, как же она на него смотрит! Любой мужчина отдал бы всё за этот взгляд.

Вы к нему прижметесь в теплой дрожи,
Полюбив его еще дороже…

Гости всё прибывают. Вот ещё одна пара расположилась за одним из соседних столиков. Я чувствую тонкий шлейф духов… Ох, как же они похожи на Её любимый аромат…

Твои духи, как нимфа, ядовиты
И дерзновенны, как мои стихи.
Роса восторг вкусившей Афродиты —
Твои духи!

К сожалению, это не моя любимая вервэна, но всё-таки я опьянён этим запахом. А вот дама за столиком у окна явно заметила, что я с любопытством рассматриваю других. В её кокетливом взгляде желание познакомиться. Отвечаю ей улыбкой.

Я не влюблен в нее нисколько,
Как, впрочем, и она в меня.
Мы лишь слегка флёртуем только —
День изо дня. День изо дня.

Её соседка совсем другая. Она выглядит уставшей, нисколько не заинтересованной тем, что происходит вокруг. И даже, когда к их столику подходит очередной франт, пытаясь пригласить её на танец, отвечает сухо и небрежно.

Она устала от людей,
Равно: от хама и эстета,
От их назойливых идей, —
Она, мимоза полусвета.

Как же настойчив этот молодой человек! Всё не теряет надежды на её согласие. Так… похоже его осчастливит подруга «мимозы полусвета», которая решила вместо неё с ним повальсировать. Интересно, чем вызван её поступок? Ей понравился кавалер, или она захотела вызвать у меня чувство ревности? Судя по её быстрому взгляду на меня и хитрой улыбке, склоняюсь ко второму варианту. А, garçon, принесли ананасы в шампанском? Благодарю.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Про что же писать? Мне кажется, что я про всё написал. И тогда и сейчас практически ничего не изменилось: ни повседневная жизнь, ни люди. Получается, что мои стихи актуальны до сих пор? Правда, мало, кто их помнит…Постойте! Вот та блондинка, что сидит через столик напротив в окружении знакомых.

Ты совсем не похожа на женщин других:
У тебя в меру длинные платья,
У тебя выразительный, сдержанный стих
И выскальзывание из объятья.

Она им что-то читает. Стихи! Не мои ли? Минуточку… Ах, нет. Не мои.

Ты в Ахматовой ценишь бессменную боль,
Стилистический шарм в Гумилёве.

Ma chère, прочтите и мои стихи! Я вижу, что вы тонко чувствуете поэзию! Будьте любезны! Очаруйте меня!... О, что я слышу! «Это было у моря, где ажурная пена…» Ах, ma chère, встретиться бы нам у этого моря. Что вы ещё рассказываете своим друзьям? Понимаю, что подслушивать плохо, но просто не могу удержаться. У этой прекрасной незнакомки дар не только чтеца, но и рассказчика: её окружение боится пропустить хоть одно слово. Она рассказывает им про то, как я описывал моду в своих стихах. Неужели это в самом деле так интересно? Когда я сочинял свои произведения, мне и в голову не приходило, что параллельно веду летопись моды.

Погодите-ка, что Вы только что сказали, ma chère? Что увлеклись поэзией, когда услышали стихотворение «В парке плакала девочка»? Что я – Ваш любимый поэт? И что скоро Вы вновь устроите поэтический вечер, посвящённый моему творчеству? Нет, я точно опьянён, и мне кажется, что я в бреду. Получается, что не совсем я ещё забыт. И душу мою теперь будет греть то, что где-то кто-то читает мои стихи на новых поэзоконцертах.

Какое оживление началось! Ах, да! Уже пробило двенадцать часов. Новый год вступил в свои права… как и тогда… почти сто лет назад…Аня Лобанова

И снова Новый год пред хатой,
Где я живу, стряхает снег
С усталых ног. Прельшая платой
Хозяев, просит дать ночлег.
Мне истекает тридцать пятый,
Ему идет двадцатый век.
Но он совсем молодцеватый
И моложавый человек —
Былых столетий соглядатай,
Грядущих прорицатель нег,
Цивилизации вожатый,
Сам некультурный печенег.
Его с классической заплатой
На шубе знал еще Олег.
Он входит. Пол трещит дощатый
Под ним: ведь шаг его рассек
Все почвы мира. Вид помятый
Его надежил всех калек
И обездоленных. Под ватой
Шубенки старой — сердца бег,
Бессмертной юностью объятый:
Его приемлет дровосек —
Ваятеля античных статуй,
Виновника зачатья рек…


Аня Лобанова                                                          

Коллективный персонаж студентов - журналистов

    Российско-китайские отношения и "иксперды"

    Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

    «Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

    Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

    Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

    В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Корней Гречка 22 июня 2022 г. 14:39

      «Иваново детство»: прекрасен ли мир, являющийся во снах?

      Ровно 81 год назад, 22 июня 1941 года, ранним утром без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. К этому времени нацистами были порабощены многие европейские страны, и советский народ принял на себя самый мощный удар. Но мы победили и выстояли, благодаря не только мощи оборонной техники и стратегии, но и силе нашего духа.Сегодня я бы хотела ...
      753
      Корней Гречка 29 мая 2022 г. 11:54

      Мой театр

      Тема театра продолжает вдохновлять наших студентов, вызывать рефлексию о трансформации современного искусства, его задач и посыла. Иногда наши наблюдения заканчиваются восторженными рецензиями о той или иной постановке, а иногда - в голову приходят не такие радужные мысли о том, что сейчас представляет собой театральное искусство для массового зрителя. Нам важны и инт...
      519
      Корней Гречка 26 мая 2022 г. 17:55

      «Человеческая жизнь похожа на коробок спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно, обращаться несерьезно – опасно».

      Человеческая жизнь – не такая простая штука, как может показаться на первый взгляд. Есть моменты, когда нужно рассудить трезво и серьезно, а есть моменты, в которых прикладывать особого ума не приходится. Если сравнить человеческую жизнь с коробком спичек, то можно рассудить так: каждая спичка – это наше определенное действие, эмоция, желание и тд. И от...
      741
      Корней Гречка 2 июля 2021 г. 16:24

      К 100-летию Театра Вахтангова Ч.2

      Незабываемые впечатления от спектакля «Евгений Онегин» Театра им. Е.Б. Вахтангова в Ульяновске23 апреля в историческом здании Ульяновского областного драматического театра им. И. А. Гончарова «давали» постановку «Евгений Онегин», билеты были куплены нами почти за месяц. И мы с родителями отправились туда в предвкушении хорошего вечера. Предвкушение это было основано н...
      854
      Корней Гречка 2 июля 2021 г. 15:51

      К 100-летию Театра Вахтангова

      Государственный Академический Театр имени Евгения Вахтангова в этом году отпраздновал свой столетний юбилей. К этому событию было приурочено множество мероприятий и публикаций, и мы тоже не смогли остаться в стороне. Особенно нам хотелось бы отметить, что именно в этом театре играл Василий Семёнович Лановой, выдающийся советский актер, украсивший своим талантом такие ...
      858
      Корней Гречка 31 декабря 2020 г. 20:52

      Новогодний карнавал: Гумилёв

      Гадко и неспокойно на душе. Ни одной годной строчки из-под пера не идет. Скучно и тоскливо сидеть в этом проеденном молью кресле, даром, что новогодний вечер. А когда так паршиво, жизни свойственно вытворять с тобой всякие фортели. Можно негодовать и яриться, не понимая, почему именно со тобой, почему именно сейчас. А можно отряхнуть снег с видавшего ви...
      1147
      Корней Гречка 28 декабря 2020 г. 03:01

      Новогодний карнавал: Владимир Маяковский

      ...Прогулялся с мёртвым Маяковским по зимней Москве... Холодно, аж лапы сводит... ...Главные герои пьесы "А Почему Пьеса?". Я - причёсанный со всех сторон пудель с чёрной шерстью. И в ошейнике!Владимир - высокий мужчина сурового лица и с простреленной грудью - кровь уже свернулась, но одежда всё ещё покрыта чёрными пятнами.- А ты чего?- А ты?- Ты про что...
      855
      Корней Гречка 26 декабря 2020 г. 16:35

      Новогодний карнавал: Сергей Есенин

      Ваших душ безлиственную осеньМне нравится в потемках освещать... и стихи у вас дурацкие. Формой, формой плохо владеете, товарищ Мандельштам, - сказал я, вальсируя на месте с шубой на одно плечо, безуспешно пытаясь попасть рукой в рукав. Представив, как, вероятно, это выглядело со стороны я почувствовал, что мой рот расплылся в улыбке, и добавил: - ...
      1493
      Корней Гречка 24 декабря 2020 г. 11:30

      Новогодний карнавал: Кузьма Петров-Водкин

      Набросок счастья Хороши в Хлыновске зимы. Эта мысль не покидает меня с того момента, как я приехал в Москву. Там – спокойствие и раздолье, тут – шум и суета. Брожу вдоль улиц шумных, как писал классик, и понимаю, как прельщает меня деревенская жизнь. На часах одиннадцать ночи, я вышел на Тверскую: бесцельно ходят пустым базаром люди, собираются в беспоко...
      845
      Корней Гречка 4 октября 2020 г. 18:39

      Подольские курсанты

          5 октября - День памяти Подольских курсантов, мужественно сражавшихся с врагом на подступах к Москве в 1941 году. Благодаря их героизму был сорван план молниеносной войны, который хотела осуществить фашистская Германия.Стоит в Подольске монумент из стали,И в нем герои тех октябрьских днейБогатырями сказочными встали -Бессмертной стражей Родины своей. ...
      1808
      Корней Гречка 26 сентября 2020 г. 16:14

      Советские пьесы в театральных постановках наших дней

      Сфера искусства подвержена постоянному изменению. С каждым годом мы узнаем о новых стилях, жанрах и технических инновациях, которые стали неотъемлемой частью современного творчества. Даже в театр смогли внедриться различные спецэффекты, графика и подобные технологии. С одной стороны смотрится это очень эффектно, с другой – хочется посмотреть классически...
      739
      Корней Гречка 21 сентября 2020 г. 19:19

      Безграничные возможности в ограниченном теле

      Страхи, сомнения, апатия – вот, пожалуй, три составляющих любого неуверенного в себе человека. Иногда идешь по улице, видишь здорового на первый взгляд человека, знакомишься с ним, общаешься, а потом понимаешь, что некоторые рутинные для тебя вещи и понятия для него равносильны нависшему над головой мечу Дамокла. Особенно остро данный психологический ба...
      2069
      Корней Гречка 16 сентября 2020 г. 14:05

      Феномен мультимедийной выставки

      Всё началось с выставки Ван Гога в центре дизайна Artplay на Курской. Именно там впервые в России была создана и продемонстрирована первая в России мультимедийная выставка. Произошло это в январе 2014 года. И с тех пор мода на такого рода экспозиции «пошла в пляс». Оказалось, что люди вполне готовы платить деньги, чтобы посмотреть даже не на оригиналы к...
      819
      Корней Гречка 31 июля 2020 г. 21:26

      Сегодня и вечно — ЖИВЫЕ!

      Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нём неизгладимых следов. Но если это действительно человек, то ему это только кажется... (К.М. Симонов "Живые и мёртвые") Я не случайно взяла именно эту цитату как эпиграф к сегодняшнему материалу. Потому как слишком много сейчас (спустя 75 лет после Победы) в нашей стране и за её пределами развелось люд...
      987
      Корней Гречка 29 июля 2020 г. 17:58

      Тёмная комната. ч.4

      Наверное в каждом доме существует свой темный шкаф или чулан, в котором мы храним старый хлам или какие-то памятные вещи, а может просто храним там что-то, чем уже не пользуемся много лет и не можем никак от этого избавиться. Каждый предмет, хранящийся в таком месте, имеет свою историю, воспоминания, чувства. Однажды, в один дождливый день, когда особо ...
      868
      Корней Гречка 13 июля 2020 г. 20:01

      Тёмная комната. ч.3

      Приехала я как-то к бабушке в гости. Мы посидели, поговорили. Она попросила сходить на чердак. Раньше я там не была. Поднимаюсь по лестнице, открываю дверь и захожу. Там очень сумрачно, почти ничего не видно. Света, конечно, нет. Дому больше трёхсот лет. Там лежит много старых вещей, картины, какие-то мешки, доски, стекла, про это всё уже никто и не пом...
      632
      Корней Гречка 12 июля 2020 г. 17:47

      Тёмная комната. ч.2

      Я открываю глаза... Дикое похмелье... Но слава богу в комнате темно. Все, что я помню: ничего. Хотя...ничего. Но рядом со мной лежит сабля... и бутылка. И тут на меня нахлынул поток воспоминаний прошлого. Помню как Давыдов кричал : "Шампанского! Ещё шампанского!" Как всегда, он со своим сабражем. Чёртова наполеонщина! Крутили свои усы да девок кадрили, ...
      1090
      Корней Гречка 11 июля 2020 г. 21:00

      Тёмная комната. ч.1

      В самом конце учебного года мы успели реализовать еще один проект, имеющий отношение к русской литературе XVIII века - "Тёмная комната". В этом захламленном, полузаброшенном пространстве мои студенты находят разные безделушки, так или иначе связанные с поэтами того далёкого времени, о котором сейчас никто не вспоминает и не думает. Да, это все далеко от нас сегодняшни...
      849
      Корней Гречка 27 июня 2020 г. 17:07

      Ангелы и демоны в русской поэзии XVIII-XIX вв.

      Ангел и демонПодъемлют спор за человекаДва духа мощные: один —Эдемской двери властелинИ вечный страж ее от века;Другой – во всем величьи зла,Владыка сумрачного мира:Над огненной его порфиройГорят два огненных крыла.Но торжество кому ж уступитВ пыли рожденный человек?Венец ли вечных пальм он купитИль чашу временную нег?Господень ангел тих и ясен:Его живи...
      1210
      Корней Гречка 25 июня 2020 г. 18:13

      КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

      Данный материал является переработкой научной статьи студента и преподавателя, опубликованной в Международном журнале гуманитарных и естественных наук в мае этого года. Проблема видится нам актуальной. Не имеющей решения. Но многие думают об этом. И мы в том числе. Н.К.В последние двадцать лет в научной литературе рассматривается феномен электронных игр...
      1279
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика