• РЕГИСТРАЦИЯ

Эх, дороги... и дорожки. Часть 6.1. Походы князей на Новгород

9 992

Сейчас будет копипаста доклада на XIV конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология» в январе 2000 г.  Опубликовано - Выпуск 15 (2001).

В текст вставлю свои комментарии местами. Эта статья будет первой по Новгородской земле. Но не последней.


Маршруты походов великих князей на Новгород 12-15 веков (к вопросу о путях сообщения между Великим Новгородом и Низовскими Землями в эпоху Средневековья)

М. И. Васильев

Большая часть исследований о новгородских средневековых путях сообщения посвящена главным образом водным коммуникациям и сухопутным дорогам, расположенным в западной части Новгородской земли. Пути сообщения других районов остаются менее изученными. В частности, такая картина складывается в отношении центральной части Новгородской земли, игравшей весьма важную роль в связях с Северо-Восточной Русью. Имеющиеся публикации освещают лишь отдельные коммуникации этого региона.

Данное исследование преследует две задачи. Первая из них состоит в выявлении существовавшей в XII - XV вв. сети сухопутных коммуникаций в центральных районах новгородской земли, а также определении значимости отдельных дорог того времени. Вторая задача предполагает поиск доказательств большой значимости сухопутных путей сообщения в Новгородской земле с самого начала своей истории, что отрицается в отечественной исторической науке.

Работа основывается на использовании одной категории источников - летописных известиях о военных походах князей Северо-Восточной Руси на Новгород в период самостоятельного существования новгородской земли. Самыми известными из них являются походы на Новгород 1169, 1281, 1316, 1386, 1441, 1456, 1471 и 1477-78 годов. О военной стороне этих походов известно достаточно много. Значительно меньше обращалось внимание на маршруты движения великокняжеских ратей, которые являются предметом настоящего рассмотрения.

Анализ начнем с наиболее подробных описаний. Таковыми являются материалы последних походов: 1471 и 1477-78 гг. Они, как показывают материалы, являются характерными для тактики всех князей. Интересно и то, что один из этих походов является летним (1471 г.), другой - зимним (1477-78 гг.).

Ау, альты! Как видите, русские ходили в походы "зимой в 20 градусный мороз"! Что же могло помешать монголам сделать то же самое?

Первый поход начался в июне («за неделю до Петрова заговенья», т.е. до Петрова поста). В это время первый отряд численностью в 10 тысяч ратников отправился от Торжка к Старой Руссе, чтобы «зайти с ону сторону к Новугороду». Без сомнения, он двигался по так наз. «Демонскому» пути, но в обход крепости Демона - через Селигер, Молвотицы и далее вдоль р. Полы до Старой Руссы. Так позволяет думать тот факт, что находясь в районе Старой Русы-Коростыни, московский отряд вскоре получил удар в спину: из этой, вероятно, крепости пришла новая помощь староруссцам после разгрома новгородцев у Коростыни («а пришли рекою же в судех, Полою именем»). После этого московские воеводы решили захватить Демон, и только вмешательство Ивана III помешало им сделать это.

Демон, Демян, Демьян - варианты названия современного Демянска.

Второй отряд, состоящий из татар и русских ратников, был отправлен «по Мсте вверх» (вероятно, по Дубецкой дороге более поздних источников) и угрожал городу с восточной стороны. Сам же великий князь через две недели после начала операции пошел с основными силами между указанными направлениями, вероятно, Яжелбицкой дорогой и остановился в Яжелбицах, ожидая дальнейшего развития событий. После победы южного отряда над новгородцами 14 июля в битве на Шелони, Иван III двинулся к Старой Руссе, а от нее к устью Шелони, и в Коростыни новгородцы «замирились» с великим князем, выплатив огромную контрибуцию в 16 тысяч рублей7 .

Осенне-зимний поход на Новгород в 1477-78 гг. был еще более впечатляющим. Собрав огромные силы со всей страны, Иван III подошел 19 октября к Торжку. Здесь произошло первое разделение войска: «из Торжку на Демон» во главе большого отряда двинулся брат великого князя, Андрей Меньший с воеводой Василием Сабуровым «с Ростовци, и Ярославци, и Углечаны и Бежичаны». Вместе с ним отправился и великокняжеский двор во главе с матерью великого князя Марией. Остальная часть войска 23 октября выступила из Торжка по дороге на Вышний Волочек. Здесь московское войско разделилось еще на шесть отрядов. Первый отряд, состоявший из татар и небольшого отряда русских, по главе с царевичем Даньяром и боровичским воеводой князем Василием Образцом должен был следовать «по за Мсте», т.е. правым берегом Мсты. Второй отряд во главе с князем Данилой Холмским с «Володимерци и Переславци и Костромичи», а также тверскими воеводами «с Дмитровци и Кашинци» шел «по своей стороне Мсты». Третий отряд с князем Семеном Ряполовским, «ас ним суздальци и Юрьевци» шел немного левее второго. Во главе четвертого отряда, следовавшего «межи Яжелобицкие дороги и Мсты», стоял сам великий князь. Пятый отряд во главе с воеводой Федором Давыдовичем и князем Иваном Васильевичем Оболенским с детьми боярскими и «двора великого князя да Коломничи все» следовал по Яжелбицкой дороге. Шестой отряд под командованием князей Александра Васильевича и Бориса Михайловича Оболенских с калужанами, олексинцами, серпуховичами, хотуничами, москвичами, радонежцами, новоторжцами, можаичами, волочанами, звенигородцами и ружанами шел «межи Демоньские дороги и Яжелобицкие».

Как хорошо видно из этого описания, московские войска воспользовались для своего передвижения в 1477-78 гг. не только главными (стратегическими), но и дорогами местного значения, которые почти не попадали в поле зрения исследователей. Через какие пункты они следовали, мы во многом теперь можем только догадываться. Хотя в самом общем виде этот вопрос не представляет большой сложности. Безусловно, местная сеть дорог должна была связывать воедино погосты с центром округи и всей земли.

О том, что это было действительно так, свидетельствует маршрут отряда под предводительством Ивана III, подробно описанный летописцами. 26 октября этот отряд был в Волочке, 28 октября находился «на Березке», 2 ноября - в Турнах, 4 ноября «на стану в Болбловых», 8 ноября «в Еглине у Спаса», 10 ноября - «в Иваничех», 11 ноября - «у Николы в Локотсте (Локотске - М. В.)» и 19 ноября -в стану «на Полинах». Как видим, большая часть названных поселений является центрами погостов".

Не вызывают особых сомнений и маршруты первого и особенно второго отрядов. Первый отряд неизбежно должен был следовать вдоль правого берега Мсты, вероятно, особенно не отдаляясь, от реки, поскольку это удлиняло и без того протяженность маршрута. Второй отряд следовал маршрутом «мирного» похода Ивана Ш, предпринятого двумя годами раньше: вдоль Мсты, за исключением среднего течения реки, где дорога проходила вдоль рек Хоринки и Волмы. Маршруты третьего и особенно шестого отрядов менее определенны. Не известна и заключительная часть маршрута отряда, шедшего по «Демонской» дороге.

 Пункты остановки Ивана III. в "мирном походе" 1475-1476 гг. 1. Городище 2. Плашкино 3. Лытна 4. Рыдино 5. Усть-Волма 6. Волма 7. Теребуиово 8. Хирово II 9. Вир-Млево 10. Вышний Волочек 11. Торжок.

И все же эти пробелы не затмевают главного. Более важным для нас является констатация факта, что уже во второй половине XV века в центральных районах новгородской земли существовала густая и разветвленная сеть сухопутных дорог, удобных для проезда больших масс людей и грузов в зимнее время. Далее, подробное перечисление великокняжеских отрядов дает нам некоторое представление и о значимости перечисленных новгородских дорог. Судя по количественному составу отрядов, наибольшую значимость и, вероятно, наибольшие удобства, имели в то время дорога вдоль левого берега Мсты (в XVI веке называемую Дубецкою) и Демонская (Де-ревская) дороги, по которым передвигались самые многочисленные отряды. На первый взгляд, исключение представляет маршрут движения очень многочисленного шестого отряда («межи Демоньские дороги и Яжелобицкие»). Однако, это только на первый взгляд. По моему мнению, данный маршрут мог быть северной веткой Демонской дороги: вдоль р.Шлины, берегов озер Шлино, Велье, затем вдоль р.Явони, в то время как отряд князя Андрея Меньшого мог идти южным вариантом пути: через Селигер, затем вдоль р.Полы через Молвятицы (Молвотицы), как это было в 1471 году. Косвенным свидетельством обхода Демона отрядом Андрея Меньшого является присутствие в нем женской части великокняжеского двора во главе с матерью великого князя Марией.

На стану в Полинах, расположенного между Локотском и Тухолями, произошел сбор московского войска. Единственным отрядом, который, вероятно, продолжал свое самостоятельное передвижение, был татарско-русский отряд, находящийся за Мстой. Так позволяет предполагать то обстоятельство, что он прибыл под Новгород только 4 декабря, спустя неделю после захвата Новгорода. Возможно, не присутствовала на сборе и часть отряда, передвигавшегося по Демонской дороге, ибо непонятно, зачем делать такой длинный крюк на север, чтобы через день-два вновь уйти на юго-западное побережье озера Ильмень.

В Полинах произошло обычное для средневековья боевое разделение войска на передовой, правый, левый и центральный полки. Передовой полк во главе с братом великого князя Андреем Меньшим отправляется к Бронницкому перевозу, занимает его и остается там до дальнейших указаний великого князя («к Бронничю ждать»). Часть московских отрядов («иным своим воеводам») отправляются в район Взвада и Ужина. Остальные остаются с великим князем, который перемещается 21 ноября в Тухолю («у Николы в Тухоле»), а затем, 23 ноября, в Сытине Отсюда в ночь с 24-го на 25-е ноября следует команда передовому и центральному полкам захватить Городище и пригородные новгородские монастыри, что и было выполнено. Первые захватили Городище, передвигаясь, вероятно, по Дубецкой дороге. Вторые заняли подгородние монастыри, находящиеся с Софийской стороны, перейдя по льду через озеро Ильмень. После этого переходит по льду через все озеро в село Лошинского в Поозерье и Иван III, окончательно закрепляя свою победу над новгородцами.

Как хорошо видно из приведенных описаний, несмотря на некоторые сходства, связанные с крупными масштабами военных кампаний (широкий охват территории и продвижение по нескольким дорогам и направлениям), оба похода имеют свою особую специфику, которую можно проследить во всех военных походах на Новгород.

Несмотря на то, что во время похода 1471 года передовые отряды (левое и правое крыло) войска Ивана III двигались к Новгороду по двум дорогам: «Демонской» и вдоль левого берега Мсты, основной удар был нанесен с южного направления. Возможно, это не было изначально запланированным великим князем актом. Ведь основная часть (центр) войска находилась как бы в резерве, перекрывая Яжелбицкую дорогу, и будучи готовой помочь в случае необходимости любому крылу московского войска. Судя по тому, что новгородское войско двинулось защищать южные, а не восточные подступы к городу, летом эта дорога считалась более «торной» (проходимой) по сравнению со второй, поскольку путь к городу с востока в это время года надежно прикрывала р. Мста. Во время похода 1477-78 гг., наоборот, основным направлением удара по Новгороду стало восточное направление. Конечно, в последнем походе военного столкновения не произошло, и захват пригородных монастырей произошел совмещенным способом (одновременно с востока и с юга), тем не менее в целом военная кампания была проведена с иного направления, нежели первая. Эти два типа тактики можно проследить на протяжении всех военных конфликтов Новгорода с Низовскими землями.

Низовские земли - земли Ростова, Суздаля, Ярославля и т.д. Находятся "ниже" по отношению к Новгороду.

Южное направление было главным или даже единственным в большей части великокняжеских походов «ратью» на Новгород. Причем совершались они как летом, так и зимою. Этим путем, в частности, шли на Новгород в 1167 году войска Святослава и братьев Романа и Мстислава с суздальцами, смолянами и полочанами, повернувших у Руссы обратно, когда навстречу им вышло новгородское войско. Точно также действовал в 1169 году и князь Мстислав, пришедший к Новгороду в феврале («на Сбор») «со всей Русской землей», и осаждавший город с запада в районе Десятинного монастыря. Конечно, причиной движения великокняжеских войск по этому пути могли стать и просто удобства сбора союзных войск как с Низовской земли, так и из западных княжеств (например, смолян, полочан и др.) именно в районе южного Приильменья, поскольку они шли, вероятно, вдоль Ловати, но это совершенно не важно для выяснения маршрута похода.

Южная дорога стала главной, хотя это и не планировалось первоначально, в походе князя Ярослава 1270 г. на Новгород. Замыслив нападение с восточного направления, Ярослав вынужден был изменить свои планы в связи с активным противодействиям новгородцев на этом направлении (новгородцы «выидоша ...въ оружии отъ мала и до велика къ Городищу, и стояша два дни пеши за Жило-тугомъ, а коневници за Городищемъ»). Обойдя озеро Ильмень по восточному берегу, он занял Старую Русу, а затем вышел к устью Шел они, и в районе села Голина произошло известное недельное стояние новгородского и московского войск «на Броде», после чего был заключен мир.

В обход Ильменя с юга действовал в зимнем походе в 1281 г. князь Дмитрий. Совершив «много пакости для волости Новогородскои», говорится в летописи, он дошел до Шелони («став на Шолоне»), где и был подписан мир.

Вероятно, это же путь был выбран им и в 1284 г., когда он с братом Андреем во главе большого войска «и с Татары и с всею Низовьскою землею», учинив много зла, стал «на Коричке (Корицке, Коречке, Корицьске)», после чего новгородцы вынуждены были принять его. По мнению Л.А. Филипповой и Л.А. Секретарь, речь идет о селе Курицко в Поозерье. Вполне обоснованное мнение, особенно если учесть соответствующую запись в писцовой книге 1501 г., где фигурирует «погост Коретцкой над озером над Илмерем вопче с Ондреем с Федоровичем да с монастырем с Троецком с Клопска ...».

Южное направление было главным у великого князя Василия Васильевича зимою в 1441 году, когда «князь великыи взя 8 тысящ рублев и воротися от Демена городка», «в Деревах, у Демона». Неясно, правда, посылал ли великий князь Василий второй отряд по Мсте, другим дорогам или ограничивался только южным направлением.

Сходным образом действовал Василий Васильевич в январе-феврале 1456 года, хотя некоторые детали напоминают нам ход зимней компании Ивана III 1477-78 гг. Великий князь также «стоял во Ажолбицах», а его воеводы разгромили новгородцев вначале под Старою Руссою, а затем захватили и сам город, после чего последовал мир с выплатой новгородцами «пол 10 тысящ рублев з города».

Приведенные материалы свидетельствуют, на мой взгляд, о наличии уже во второй половине ХП века проторенной дороги общегосударственного значения через Старую Руссу, соединявшую Северо-Западную и Северо-Восточную Русь в эпоху раннего и развитого средневековья. Заметим, что летописи ничего не говорят о чистке (тереблении) и мощении мостов, как это делалось, например, при походе князя Владимира из Киева на Новгород в 1014 г.. Эти материалы позволяют не согласиться с высказанной Н. Мятлевым гипотезой, что «существование удобной сухопутной дороги по дебрям лесистой и болотистой Деревской пятины в столь отдаленную эпоху ...представляется сомнительным». Напротив, эта дорога включала уже тогда, вероятно, несколько ответвлений пути. Ярким свидетельством этого служит поход новгородцев с князем Мстиславом на Ярослава Всеволодовича в 1216 г. в обход через Ржеву Володимерову, поскольку противник, князь Ярослав, занял Торжок и приказал засечь все прямые пути, идущие к Торжку от Новгорода («а пути от Новагорода все засекоша и реку Тьхверцю»).

Что касается детализации южного пути (точнее, его ответвлений), то материалы военных походов великих князей мало что содержат на этот счет. Исходя из них ясно только то, что один из вариантов этого пути начинался от Торжка (другой, вероятно, от Вышнего Волочка). Путь проходил через Деман или недалеко от него (через Дерева); далее следовал через Старую Руссу, Коростынь, брод в устье Шелони (Голино) в Новгород.

Восточное направление удара по Новгороду применялось несколько реже, по сравнению с первым и, как правило, только во время зимних кампаний. Так, этим путем наступал на Новгород в 1255 году великий князь Александр, вступившийся за своего сына Василья. Его войска могли двигаться вдоль Мсты или через Яжелбицы, так как новгородцы выставили «полкъ за Рожествомъ Христовымъ», а пешее войско встало «отъ святаго Илье против Городища». Решительные действия новгородцев возымели результат, и был заключен мир.

Таким же образом действовал великий князь Дмитрий Иванович зимою (речь идет о Филипповом посте, Крещении и немного спустя) в 1386 году, наказывая новгородцев за разорение волжан («что взя разбоем Кострому»). Правда, мы не знаем, каким путем шел князь Дмитрий к Новгороду: по Мсте, через Яжелбицы или вдоль восточного побережья Ильменя. «Не дошед Новагорода 30 верст», великокняжеское войско становится «на поле», «в Ямнех». К нему приезжает новгородский владыка, но безрезультатно. Новгородцы сжигают 24 окрестных монастыря, чтобы противник не использовал их для размещения своих сил. Паника в городе была столь велика, что новгородцы верят слуху о том, что Низовское войско уже почти вошло в город ("стоит ...на Жилотуге"). Лишь в результате второго посольства новгородцы «на Понеделье» сумели заключить мир с уплатой 8000 рублей.

Такой же вариант похода был предпринят, на мой взгляд, и князем Михаилом Тверским в 1316 году. Правда, он закончился неудачно уже для князя. Будучи оскорбленным действиями новгородцев, великий князь «со всею Низовьскою землею» двинулся к Новгороду. К этому времени новгородцы уже успели выстроить вокруг города острог и собрать все основные силы. Узнав об этом, князь не доходит до города и останавливается лагерем «в Устьянех». Видимо, «стояние" продолжалось очень долго, и закончилось ничем. «Не взяв мира», княжеское войско пытается возвратиться назад, но неудачно: оно заблудилось в озерах и болотах, «и начаша мерети гладом, ядяху же и конину, а снасть свою пожгоша, а иное пометаша, и придоша пеши в домы своа».

К сожалению, точное местоположение Устьян летопись не дает, что создает разночтения. В ближайших к Новгороду районах можно найти по меньшей мере два пункта с таким названием. Первый -погост Устьяны, расположенный к юго-востоку от озера Ильмень. Считаю, что этот пункт не мог быть базой великокняжеского войска по двум причинам. Во-первых, он слишком далеко расположен от Новгорода, и не мог реально угрожать городу. Во-вторых, как уже было сказано, дорога на Новгород через Старую Руссу была настолько проторенной, что невероятным выглядит факт плутания по болотам, приведший поход к печальному концу. Второй пункт - селение Устьяны (в XIX в. - Эстьяны), находящееся за Бронницами. Оно упоминается в новгородских летописях уже под 1132 годом, когда псковичи и ладожане выгнали князя Всеволода из Новгорода, а потом одумавшись, вернули «в Устианех».

По моему мнению, именно эти Устианы (у Бронницкого перевоза) и являются местопребыванием князя Михаила в походе на Новгород 1316 года. Прежде всего, это место действительно находится недалеко от города, и играет важную роль для обороны города. Наконец, эти места при отходе княжеских войск в районе Яжелбицкой дороги весной действительно могли стать ловушкой, поскольку насыщены и сегодня массой низин, ручьев, речек, болот, в которых действительно было легко заблудиться. Об этом свидетельствуют факты избегания этой дороги московским правительством в конце XV-начале XVI столетий, и предпочтение следовать водным путем от Торжка до Новгорода. На это же указывают и сложности этой трассы, описываемые С. Герберштейном.

Таким образом, приведенные материалы свидетельствуют о том, что с восточной стороны в Новгород не позднее XIII века вело по меньшей мере две достаточно крупных дороги: одна вдоль левого берега Мсты, вторая - через Яжелбицкий погост. Маршрут первой из них в основных чертах достаточно хорошо известен по походу Ивана III в 1475 году. Единственным спорным участком похода 1475 года в определении общепринятой трассы может быть назван отрезок вдоль правого берега Мсты. Переправа в районе селения Лытно могла быть зимним вариантом этой дороги, в то время как летний путь должен был неминуемо проходить через Бронницкий перевоз.

Дорога через Яжелбицы, судя по ряду летописных данных, проходила несколько иначе по сравнению с современной трассой Новгород-Москва. Об этом свидетельствует упоминание ряда пунктов трассы: в первой половине XII в. селения Устияны, в 80-х гг. XIV в. селения Ямны недалеко от Понедельского монастыря, во 2 половине XV в. Тухолей, где стоял Иван III в 1477 году, и стана Ямны, где останавливался первый раз великий князь по дороге в Москву в 1478 году. Возможно, район селения Тухоли и являлся тем местом, где расходились летняя и зимняя дороги на Новгород. Первая шла на Бронницкий перевоз, вторая - на стан Ямны. Рядом с городом эти дороги соединялись.

Таким образом, говоря о походах великих князей на Новгород в XII-XV вв., мы должны констатировать следующее. Прежде всего, не следует недооценивать значение сухопутных путей сообщения в средневековой Новгородской земле: как следует из описаний походов на Новгород, войска передвигались исключительно по сухопутным дорогам. Далее, мы видим наличие двух основных направлений дорог, которыми обычно шли к городу. Первым и наиболее распространенным из них был юго-восточный путь, называемый в XV в. Демонским (Деревским) путем, проходивший вдоль реки Полы и огибавший с запада озеро Ильмень. Второй путь, с восточного направления, имел, вероятно, два основных варианта. Первый шел вдоль левого берега Мсты, второй - по Яжелбицкой дороге.

===

Предыдущие части:

Эх, дороги... и дорожки. Часть 1. Поселения

Эх, дороги... и дорожки. Часть 2. Летописная

Эх, дороги... и дорожки. Часть 3. Венгрия-Киев-Булгар

Эх, дороги... и дорожки. Часть 4. Полоцкое княжество

Эх, дороги... и дорожки. Часть 5. Смоленское княжество


http://paulus-raul.livejournal.com/

    Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Картинки для субботы

    Ну  што?  Пришла  пора  глянуть  "немножка картинкофф"?                              ...

    Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
    • pretty
    • Сегодня 15:08
    • В топе

    Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      paulus Здравомыслие.
      22 июля 21:27

      Аргумент Сарасвати

      Среди гипотез о родине индоевропейцев есть такая, которая воспринимается научным миром как аутсайдер, но её приверженцы до сих пор существуют.Итак - гипотеза о родине индоевропейцев в Индии, а именно в цивилизации Хараппа (Индская цивилизация). Территория индской цивилизации В настоящий момент неизвестен язык Хараппской цивилизации (3300-1300 г. до н.э...
      1260

      Доисторические потопы. Чёрное и Каспийское моря

      Продолжим с доисторическими наводнениями седой древности окрестностями Каспийского и Чёрного морей. Начнём так...Согласно некоторым сведениям, Ноев ковчег припарковался у Армянских гор. Или лучше так... За период с 1978 по 1995 года Каспийское море поднялось на 2,4 метра. Нет, давайте лучше с мифов.Библейская реки Гихон и Фисон интерпретируются некоторым...
      974

      Доисторические потопы. Колебание Мезокко

      Напоминаю, что я рассказываю о потопах доисторических времён, которые могли привести к образованию мифов о "всемирном" потопе.Сегодня буду говорить о серии событий, произошедших примерно 8200 лет назад, то есть 6200 лет до н.э. Полагаю, что это могло стать основой для потопных мифов многих народов, ведь эти события вызвали наводнения, которые превзошли любые потопы ис...
      943
      paulus Здравомыслие.
      27 июня 16:13

      Доисторические потопы. Истоки иранского эпоса

      Продолжим потопный вопрос.Поговорим об источнике иранского потопного мифа, начиная с самого мифа и пройдём до возможного потопа и его времени. В дальнейшем же будем говорить о событиях, и народах, которое оно могло затронуть. Картинка для привлечения вниманияПосмотрим на текст Вендидат ("Закон против дэвов"), часть иранской зороастрийской Авесты:22. И ск...
      2122
      paulus Здравомыслие.
      2 февраля 02:34

      Похищение сабинянок, змееборцы и "темная молодежь"

      Древнеримский историк Ливий примерно на рубеже эр записал эпизод времён становления Рима, который известен нам обычно как "Похищение сабинянок". Джамболонья, Похищение сабинянки, 1579-83 Примерно в начале VIII века до н.э. Рея Сильвия, будучи весталкой, родила Ромула и Рема. (По самой древней версии, зачала она от бога войны Марса.) В качестве наказани...
      1560
      paulus Здравомыслие.
      8 января 01:33

      Сусаноо, змееборцы или в преддверии года дракона⁠⁠

      Предлагаю перенестись из Европы, про которую обычно пишу, на противоположный край континента. Поговорим немного про один миф, родом из Японии - о боге Сусаноо и убийства им великого змея Ямата-но ороти. Миф этот взят из Кодзики - крупнейшего литературного памятника Древней Японии, основной священной книги синтоизма. Хотя Кодзики были записаны в 712 году,...
      1739
      paulus Здравомыслие.
      25 ноября 2023 г. 01:49

      От меди к бронзе или история пары миграций⁠⁠

      Так повелось, что родиной ранней металлургии принято считать Малую Азию. Однако, как показывают современные исследования, развитие она получила совсем в другом месте. Время появления медной металлургии в Западной Евразии и Северной Африке: a – 5000 BC, b – 4000 BC, c – 3000 BC, d – 2500 BC, e – 2000 BCМедный век в Передней АзииИ действительно, древн...
      3025
      paulus Здравомыслие.
      11 октября 2023 г. 10:42

      Лошадь и DOM2 или Собака как друг и предатель человека

      В нашем бытовом представлении одомашненные животные являются нашими "друзьями". И не важно, что некоторых из них наши предки (праиндоевропейцы) в какой-то момент истории просто употребляли в пищу, как лошадей, например.Сегодня поговорим о двух домашних животных - собаке и лошади, а точнее о мифологическом объяснении их появления в жизни человека, и не только. ...
      858
      paulus Здравомыслие.
      29 сентября 2023 г. 21:26

      Феномен, связавший древних китайцев и индоевропейцев

      Как-то привыкли мы, что с Востока в Европу шли орды кочевников, то гунны, то скифы, то какие-нибудь половцы с монголами.Однако, был в истории момент, когда европейские кочевники наводили страх на население земель Азии. Эти индоевропейские кочевые племена, родом откуда-то из причерноморских степей, оказали влияние не только Центральную Азию, но и на Древний Китай. (Нап...
      3217
      paulus Здравомыслие.
      24 сентября 2023 г. 22:41

      Аквила и аналоги из совсем других времён

      Мы привыкли смотреть на аквилу как на штандарт.Предлагаю немного ими полюбоваться. А потом перейдем к картинкам, за которые пост не снесут за NSFW-контент, надеюсь. Аквила. Но не римская. Из вселенной WH40K Это я немного промахнулся временем, чтобы было что осудить в этой статье.Классическая римская аквила представляла собой орла с распростёртыми крыль...
      3262
      paulus Здравомыслие.
      21 сентября 2023 г. 16:37

      Место времени

      Любимый вопрос кадровиков - кем Вы себя видите через несколько лет.Вот если бы подобный вопрос задали нашим предкам пару-тройку тысячелетий назад, то на вопрошающего посмотрели бы как на идиота - только богам известно будущее.А если откатиться ещё глубже в века.... Впрочем, об этом сейчас и поговорим - как себе представляли время древние люди. Время явля...
      1528
      paulus Здравомыслие.
      6 сентября 2023 г. 18:21

      Ослиная шкура или как наши предки боролись с земледельческими традициями инцеста

      Среди волшебных сказок существует мотив, который распространен практически только у европейских народов. Его можно увязать с распространением земледельцев (или, как принято называть - анатолийских земледельцев) в Европе несколько тысяч лет назад.Эта сказка известна нам под такими названиями как "Ослиная шкура", "Свиной чехол", "Одежда Луны, Солнца и звезд", "Деревянна...
      4871
      paulus Здравомыслие.
      18 августа 2023 г. 15:18

      Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия

      Пока ЛЛ наслаждается кратким содержанием прямо в заголовке, мы перейдем к рассказу.«Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не трев...
      2147
      paulus Здравомыслие.
      14 августа 2023 г. 09:59

      Земледелие как источник бед человечества

      Многие воспринимают, что переход к оседлой жизни с сельским хозяйством сделал жизнь людей цивилизованней, а значит лучше. Так ли это?Предлагаю посмотреть, что же случилось в действительности с разных сторон. Чтобы понять, к чему привело появление сельского хозяйства, необходимо посмотреть на жизнь до его появления.Считается, что климатические условия, бы...
      1329
      paulus Здравомыслие.
      3 августа 2023 г. 10:59

      Инцест как обычай

      Обещанного три года ждут, а я почти уложился в год.Продолжаю про инцесты, в этот раз будем рассматривать его с точки зрения обычаев. А потом попрошу вас выбрать наилучший девиз для статьи.Монета с изображением Птолемея II Филадельфа и его сестры-жены Арсинои II. Вместо предисловия.Изначально я начал изучать вопрос инцестуозных отношений только между прям...
      1888
      paulus Здравомыслие.
      31 июля 2023 г. 20:51

      Этнос. Генетика. Язык.

      Довольно любопытный вопрос прозвучал под одной статей, и реакция на ответ показала наличие заблуждений. Что ж, попробую расписать подробней, как сочетаются этнос, генетика и язык. Собственно, сам вопрос: Чтобы полностью запутать, необходимо расширить этот вопрос до наличия связи между этносом, генетикой и языком.Распутывать связь необходимо...
      2352
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 18:29

      Инцест. Историческая действительность⁠⁠

      После того, как в "Инцест. Мифы, сказания" было показано отношение к кровосмесительным отношениям в мифах (условно нейтральное) и сказках (обычно негативное), можно перейти к описанию исторических реалий.Так как мне не особо интересны времена близкие к нам (хотя и этого коснёмся), то мы углубимся в историю тысячелетий так на 6 назад. Четвёртое тысячелетие до н.э. - вр...
      1446
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 00:19

      Инцест. Мифы, сказания⁠⁠

      Предлагаю одним глазком взглянуть на отношение предков к половым отношениям между родственниками через мифы, сказания и действительность. Самки плодовой мухи предпочитают спариваться со своими братьями, а не с неродственными самцами "Инцест - дело семейное"В большинстве современных культур половые отношения между близкими родственниками (между родителя...
      1653
      paulus Здравомыслие.
      4 мая 2022 г. 21:45

      "Основной миф" - Три царства – монгольский эпос. Мифы

      Приключенческие мотивы в сказках рождаются из сакральных мифологических сюжетов. Со временем, такие мотивы "отрываются" от мифа и начинают жить собственной жизнью, переплетаясь с другими мотивами в причудливые узоры.На пример такого путешествия мотивов мы сможем посмотреть. Распространение носителей индоевропейской языковой семьи шло волнами, когда очере...
      1652
      paulus Здравомыслие.
      1 апреля 2022 г. 15:56

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Змей мифологический

      Сегодня постараюсь коротко показать образ Змея в мифологии разных культур. Надо же посмотреть на предков и сестёр-братьев разной степени родства нашего Змея Горыныча.Можно предположить, что Змей в виде божества возник ещё в Африке до выхода человечества в остальной мир. Мифологические предпосылки для такого трактования были даны в предыдущей статье. Один...
      1736
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика