Перечитывая как-то книгу, посвящённую игре в шахматы, мне бросилась в глаза одна фраза, которая заставила задуматься и в итоге стала причиной написания настоящей статьи, в силу чего приведу эту фразу полностью.
«Для человека, не знакомого с шахматами, маленькие фигурки – это просто деревянные безделушки. Трудно представить себе, что они способны жить сложной, насыщенной опасностями и заботами жизнью. Но мысль и воображение человека одухотворяют шахматные фигуры, и они, как актёры, разыгрывают чудесные представления. Это могут быть трагедии, драмы, даже комедии. Шахматист двигает фигуры, и совершается чудо – он сам становится зрителем. Он не знает, какова будет развязка, волнуется, ликует, удивляется, восторгается, – ибо незатейливые на вид деревянные фигурки способны задеть самые сокровенные и чувствительные стороны человеческой души». (Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство).
Внимание моё было обращено на то, что деревянные фигурки, валяющиеся возле шахматной доски, вдруг выстраиваются на ней и начинают сражение, эдакую жизнь в миниатюре. Происходит это оттого, что к ним прикасается рука человека. Словно неживая плоть испытала на себе воздействие «духа» и зажила жизнью, как говорится в библейском рассказе про Адама и Еву… Но, прежде чем «оживить» шахматные фигуры, для них были созданы правила игры, создана шахматная доска, на которой «божественная» рука человека их потом расставила. Аналогия с рассказом о том, как Создатель «вдунул» в Адама и Еву «дыхание жизни», всё более заинтересовывала меня, следствием чего стало продолжение чтения книги о шахматах.
«О множестве королевств, великих и малых, рассказывает история. О том, как они рождались, расцветали, становились всё могущественнее и могущественнее. О том, как вели бесконечные войны, побеждали и терпели поражения. О том, как рано или поздно уходили в небытие.
А маленькое шахматное королевство стоит незыблемо вот уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. Воины этого королевства, не ведая страха, беспрестанно сражаются, а оно процветает, становится всё богаче. Его обитатели подчиняются строгим законам и соблюдают древние обычаи. Стать заправским полководцем сможет лишь тот, кто хорошо изучил эти законы и обычаи, уважает их и соблюдает».
Действительно, люди рождаются, совершают поступки и умирают – для того чтобы родиться вновь в своих детях (внуках, правнуках) и снова продолжить движение по жизни, в мире, не ими созданном и следуя законам, не ими разработанным. Но в жизни главное – это понять своё предназначение и осуществить его. Для этого надо изучить законы. Ведь нельзя выходить даже на дорогу, не усвоив правил дорожного движения. Реализовать цель своей жизни тем легче, чем лучше знаешь законы, на которых основана жизнь, и выполняешь их.
Мы приглашаем вас совершить путешествие в славную страну шахмат. Да, именно путешествие, с приключениями и трудностями. Настоящие странствия богаты приключениями, они подстерегают путников и в шахматном королевстве. Путешественникам всегда приходится преодолевать препятствия, но без препятствий и побед дорога перестала бы быть интересной».
Действительно, жизнь – это движение, которое зачастую сопряжено с опасностями и риском, требует преодоления препятствий и как следствие, периодически заставляет задумываться: а какова собственно, цена вопроса?
Подобные мысли, родившись в голове, вызвали интерес к вопросу об истории происхождения шахмат. Кто и когда их создал, а главное – зачем?
Легенда гласит, что когда индийский царь впервые познакомился с шахматами, то был восхищён своеобразием и обилием красивых комбинаций. Царь узнал, что мудрец, который изобрёл эту игру, является его подданным, и предложил ему награду – такую, какую тот сам назначит. Царь оказал честь мудрецу, пригласив его к себе, чтобы лично его наградить. Каково же было изумление властителя, когда тот услышал, что за своё изобретение мудрец назначил весьма скромную награду! Изобретатель всего-навсего попросил дать ему столько пшеничных зёрен, сколько их поместится на шахматной доске. При этом на первое поле доски следует положить одно зерно, на второе – два зерна и т.д., каждый раз удваивая количество зёрен. Услышав такую странную просьбу, царь распорядился побыстрее выдать мудрецу требуемую награду. Однако на следующий день царю доложили, что выполнить его приказ невозможно: придворные математики сообщили, что царю не хватит всех его запасов зерна во всех амбарах всего царства! Оказалось, что мудрец скромно потребовал 1+2+2;+… и т.д., до значения 2 в 64-й степени! Число зёрен, которое потребовал мудрец, записывается двадцатью цифрами: 18 446 744 073 709 551 615 и является фантастически большим! Амбар для хранения такого количества зёрен должен иметь площадь основания 80 м; и простираться от Земли до Солнца!..
Другая легенда повествует о борьбе двух индийских царевичей после смерти их отца. Войско одного из них было разгромлено, а сам царевич внезапно скончался на спине слона. Мать царевичей, узнав о смерти младшего сына, обвинила старшего в гибели его брата. Тогда старший сын собрал мудрецов со всех концов страны. Один из этих мудрецов начертал поле битвы и показал движение войск обоих царевичей, а также показал движение их самих. Для изображения хода битвы мудрец использовал доску, разбитую на клетки. Он показал гибель одного войска при сохранении жизни разгромленного полководца.
Существует также гипотеза, согласно которой шахматы произошли от так называемых магических квадратов. Магический квадрат порядка n представляет собой квадратную таблицу n;n, заполненную целыми числами от 1 до n;. Такая таблица обладает следующим свойством: сумма чисел каждой строки, каждого столбца, а также двух главных диагоналей одна и та же. Для магических квадратов порядка 8 эта сумма равна 260.
Но, как сказано выше, всё это только легенды.
В общем, сегодня можно сказать только то, что родиной шахмат является Индия, и что время появления этой игры неизвестно. Исследователи указывают на «первые века нашей эры», из чего можно сделать вывод только о том, что шахматы появились как минимум, не позднее этого времени.
Сами легенды, скорее всего, включают в себя мало исторически достоверного. Исключением является то, что в первоначальной форме шахматы были изобретены индусами и что они назывались чатурангой, что означает «четырёхсоставное войско»: пехотинцы, всадники, слоны и колесницы.
В чатурангу играли четыре человека. Каждый из них в своём углу 64-клетной доски расставлял четыре пешки, одного коня, слона, колесницу (ладью) и полководца – короля. Со временем игру видоизменили: вместо четырёх армий остались две, при этом один из полководцев становился шахом (королём), а другой – его советником (ферзём). Такая игра стала называться «шатранг».
Ферзь был самой слабой фигурой и ходил по диагонали на одну клетку. Слон ходил по диагонали через поле, перепрыгивая туда подобно коню. Только конь и ладья двигались, как и сейчас.
По одной из легенд, у одного арабского визиря была жена по имени Диларам. Однажды визирь проиграл всё, что у него было и поставил на Диларам. Но эта партия также складывалась для визиря неблагоприятно. Тогда его жена, видя, что визирю угрожает неизбежный мат, крикнула ему: «Пожертвуй обе ладьи и спаси меня!» Эта позиция получила название «мат Диларам».
В России первое письменное упоминание о шахматах относится к 1262 г. Насколько далеко от этой даты отстоит действительное появление шахмат на Руси, есть вопрос. Автор первого в России шахматного учебника (1821 г.) Бутримов И. Г. писал, что эта игра родилась у восточных народов, «обитателей Инда» и что все названия и технические выражения, относящиеся к шахматам, следует искать у них. Например, про фигуру под названием ферзь Бутримов И. Г. сообщил, что «сие древнее имя она сохранила только у нас; на всех же других европейских наречиях названа королевою».
В 1842 г. известный петербургский мастер и теоретик шахмат Яниш К. А. сделал принципиальный вывод о том, что в Россию шахматы попали не от испанцев и итальянцев, которые сами заимствовали шахматы от арабов, а напрямую от индо-персидского востока.
О времени появления шахмат на Руси мнения высказывались разные. Шахматы принесли на Русь не монголо-татары, как считали одни, и не византийские христиане после крещения Руси, как полагали другие. Представляется наиболее вероятным, что знакомство русских с шахматами относится к периоду между VIII и X вв.
Церковь относилась к шахматам отрицательно. Они были приравнены к играм в метательные кости, которые были запрещены шестым Вселенским собором в Константинополе под страхом отлучения от церкви. Впоследствии постановление этого собора служило для Церкви основным оружием в борьбе с шахматами. Древнейший итальянский документ о шахматах – это письмо кардинала Дамиани (1061 г.), которое содержит ссылки на канонические запреты игры в кости: «Я останавливаю своё перо, ибо краснею от стыда, что должен упоминать о ещё более презренных видах баловства, нежели охота и ловля птиц, а именно о страсти к играм в кости и шахматы…» Официальным снятием запрета католикам играть в шахматы стало решение Регенсбургского собора в XIV столетии.
В Византии, а, следовательно и на Руси после принятия христианства, шахматы также подвергались осуждению. Например, для священнослужителя за игру в шахматы предусматривалось даже такое наказание, как лишение сана.
Принято считать, что шахматы были разработаны в качестве модели сражения двух армий, когда полководцы могут решить поединок между собой бескровно, лишь передвигая деревянные фигуры. Таким образом, древние мудрецы разработали и предложили модель сражения. Они составили также правила игры, благодаря чему правители древности могли упражняться, тренируясь в ведении битв со своими врагами. Это образное представление сражения в миниатюре оказалось настолько популярным, что захватило умы сначала правителей, а затем и их окружения.
Однако при этом возникает несколько вопросов. Во-первых, почему фигуры только двух цветов, белого и чёрного? Во-вторых, почему белые всё время ходят первыми? В-третьих, почему шахматы – это модель сражения, а не чего-либо другого?
Последний вопрос видимо, требует разъяснения. Как мы выяснили из истории возникновения шахмат, они появились не позднее времени, обозначаемого как «первые века нашей эры». Но «не позднее» не означает, «не ранее». Из этого следует, что если шахматы действительно появились в первые века нашей эры, то они действительно должны быть, скорее всего, моделью сражения двух армий.
Однако, если игра в шахматы была создана значительно ранее этого срока, то она могла быть моделью не сражения, а чего-то иного. Следует помнить, что учёные оперируют такими понятиями, как «исторический период» и «доисторический период». О том, как жили люди в доисторическую эпоху, мы можем только догадываться по косвенным данным, включая археологию. С появлением же письменных источников картина проясняется. Например, археологи получают возможность давать объяснения своих находок и привязывать их к письменным источникам.
Историческая эпоха характеризуется не только появлением письменных источников. Разработка древними народами письменности – это следствие других, более глубинных процессов. Неправильно будет представлять, что раньше народы были дикими и бескультурными. А потом вдруг кто-то дал толчок, и народы стали просвещаться и создавать письменность в том числе. Дело не в отсутствии культуры, а в её смене.
Народам доисторической эпохи письменность была просто не нужна. Мы знаем, что у кельтов, например, был особый жреческий класс – друиды. Они не оставили после себя письменных памятников, т.к. своё учение запрещали записывать и держали его в своих головах. Они это делали не для того, чтобы оставить своё учение в тайне, как иногда считают. На самом деле, причина заключалась в том, что по мнению учителей древности знания, излагаемые в письменном виде, не могут быть поняты и усвоены учениками так, как это происходит при заучивании наизусть.
Видимо, головы у древних работали лучше и могли с лёгкостью запоминать огромные массивы информации.
Затем наступает историческая эпоха. Она характеризуется возобладанием новой идеи – строительства государства. Это уже другая культура и другой уровень социальных отношений. Главной его характерной чертой является эксплуатация человека человеком, формирование и материализация образа власти. Для этого необходимо в том числе наладить сбор налогов среди податного населения. А это, в свою очередь, требует составления списков налогооблагаемых, а значит, обучения сборщиков налогов вести эти списки, т.е. – обучения грамоте.
Да, конечно, со временем были разработаны и внедрены в массы теории о благе государственного строя, о том что государственные чиновники являются «слугами народа» и тому подобная галиматья. Но на заре возникновения идеологии власти одних людей над другими и создания государства, как аппарата реализации этой власти, люди не обманывались на этот счёт. Например, Латышев В. В. цитирует Афинея, у которого правитель, узнав о недостойном поведении одного из своих приближённых, заявляет ему: «я убил бы тебя, клянусь богами, если бы тирания не нуждалась в негодяях». (Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе.).
Такое длинное отступление совершенно необходимо для того, чтобы понять простую вещь: до наступления исторической эпохи, когда у древних народов отсутствовали идеи эксплуатации человека человеком и власти одних людей над другими, войны между ними были не нужны. Воевать пришлось позднее, по той причине, что некоторые не особо сознательные человеческие индивидуумы и целые племена и народы отказывались воспринимать идеи государственности и власти, и их поэтому приходилось загонять в положение рабов силой.
Колыбель человеческой цивилизации – Древний Восток, являет собой образчик завоевательных войн с соседями, в том числе со стороны такого агрессивного государства, как Ассирия. Так вот успехи завоевательных походов ассирийских царей не в последнюю очередь объясняются тем, что их соседи ещё оставались на предыдущей ступени развития, они не были воинственными и поэтому не смогли с оружием в руках защитить свою независимость.
И вот теперь, сделав этот краткий экскурс в переломную эпоху смены доисторической эпохи исторической, мы можем иначе ответить на вопрос о цели создания шахмат. Если шахматы существовали ещё до начала войн на Земле, тогда они должны были стать моделью не военных столкновений двух армий, а чего-то другого. Что это может быть?
Это может быть модель мироздания. Религиозный мотив вечной борьбы добра со злом (белые – чёрные) в древности имел несколько другую окраску. Вопрос не в том, что белое (светлое) – добро, а чёрное (тёмное) – зло. Видимый, вещественный мир – это баланс противоположных энергий, которые видимым образом отражаются в материальном мире. В шахматах доска и деревянные фигуры не значат ничего сами по себе. Шахматная позиция – это материальное отражение мыслей, надежд, планов, наконец, чувств, того, кто играет партию и переставляет фигуры в соответствии с правилами игры и своими мыслями.
Духовный мир, о котором учит религия, есть невидимый мир энергий, о намерениях которых мы можем судить по материальным плодам, являющихся вещественным итогом их замыслов. Таким образом шахматы, как модель мира, позволяют нам заглянуть в тайны мироздания и попробовать понять «правила игры».
В основе шахматной партии лежит равенство сил перед началом поединка. Игру всегда начинают белые. Это означает, что нет борьбы между добром и злом, а есть борьба с самим собой. Смысл такой борьбы состоит в определении правильности принятого решения. Любой человек, намечая план действий, делает это в несколько этапов. Сначала у него работает энергия мечты, например, мечты о лучшей жизни. Мечта порождает мысль, которая составляет план действий для её реализации. И вот затем и наступает этап борьбы с самим собой, когда разработанный план надо проверить на жизнеспособность. Для этого надо найти возможные изъяны в плане и устранить их.
Вот почему в шахматах первыми ходят белые. Прежде чем опровергнуть план, его нужно создать. А затем уже искать недостатки. Чем и занимаются чёрные в шахматной партии. Их задача – перехватить инициативу, используя слабости, которые возможно, допустят белые. Если белые проведут партию как по нотам, не предоставляя чёрным ни одного шанса перехватить инициативу, значит, их план оказался безупречен. Если же белые начнут «буксовать», если чёрные станут перехватывать игру, значит, план был не идеален и его требуется переработать. Тогда белые станут решать вопрос: достаточно ли сделать корректировку плана или, в случае победы чёрных, требуется полностью его отставить?
Таким образом, как показывает шахматная партия, в основе мироздания лежит не борьба добра со злом, так сказать, на уничтожение, сопровождающаяся ненавистью и желанием навсегда избавиться от врага. Нет, скорее, это вечный диалог, гармоничное взаимодействие уверенности и сомнения. Это динамичный процесс, утверждающийся в истине методом поиска его опровержения.
При этом разнообразие фигур должно показать, что игра идёт командная. Вместо привычного представления духовного мира в виде двух антиподов Бог – дьявол, речь должна идти, видимо, о группе энергий, объединённых одной мечтой, сформулировавших один план и теперь проверяющих его реалистичность в борьбе со своими антиподами.
Разные фигуры имеют разные способы хода. Это значит, что различные энергии, объединённые в «команду», имеют различные способы достижения одной общей цели, которую они сообща поставили между собой.
Интересно, что комплект шахмат делится на пешки и фигуры. Пешки, следовательно, фигурами не являются. На первый взгляд, это подчёркивает их слабость перед остальными участниками «команды». Но такое впечатление обманчиво.
Французский шахматист XVIII века Андре Филидор определил роль пешек весьма поэтично: «пешки – душа шахмат». И действительно, обязанности рядовых шахматной армии характеризуются большим объёмом и разнообразием задач. В начале и середине партии они прикрывают короля и другие фигуры. При активной игре пешки оттесняют фигуры противника и захватывают пространство, а при штурме таранят позицию соперника.
Без пешек нет игры. Наскоро перебив друг друга, фигуры быстро перестали бы существовать. Поэтому в игре самыми главными являются пешки. Ну и наконец, превращение пешки в ферзя – это лейтмотив эндшпиля.
Поэтому важность и роль пешек в шахматной партии можно с полным основанием ставить в один ряд с остальными фигурами.
Ладья по способу достижения своих целей характеризуется как самая прямолинейная фигура.
Основное свойство коня, которое отличает его от остальных фигур, заключается в том, что на каждом ходу конь меняет цвет поля. Коня с полным правом можно назвать хамелеоном. Конь – самая хитрая фигура. Крылатая фраза: «ход конём» как нельзя лучше характеризует эту шахматную фигуру.
Один из самых остроумных гроссмейстеров, С. Тартаковер, так прямо и говорил, что «вся шахматная партия – это один замаскированный ход конём». Как говорится, пища для размышления. Прежде всего, это говорит о том, что шахматная партия есть борьба замыслов, идей игроков, каковые идеи могут меняться в зависимости от ходов соперника. Или, говоря другими словами – в зависимости от степени выявления чёрными слабостей в планах белых…
Слона называют по-другому «стреноженный слон», т.к. ему доступна только половина полей шахматной доски, в зависимости от цвета поля. Интересно, что у чёрных, как и у белых, имеются слоны обоих цветов – и белопольные, и чернопольные.
Ферзь – богатырь. Безусловно, Ферзь – самая сильная фигура. Но чему учат шахматы? Тому, что даже самая сильная фигура вдруг оказывается слабой и быстро гибнет, если её действия не обеспечены другими фигурами. Именно поэтому ферзь в начале партии прячется сзади, в ожидании и подготавливании позиции, которая позволит выявить сильные стороны этой фигуры.
Как известно, король шах не объявляет. И с доски его не снимают, а только предупреждают: «шах». Фигура, защищающая короля от шаха, не может сдвинуться с места. Король нетороплив и его сила заключается в управлении всеми остальными фигурами и пешками. Однако по мере уменьшения числа фигур увеличивается активность короля, что в переводе на русский язык означает: не можешь работать головой – работай руками и ногами. «Дурная голова – ногам работа». А из этого следует, что над всеми невидимыми энергиями есть одна, координирующая их взаимодействие. В этом её сила. И если король со своими обязанностями не справляется, если игра затягивается, значит, план игры выявился неидеальным и король должен ощутить это на себе.
Каждая шахматная фигура обладает определённой силой. Однако сила фигур есть понятие относительное. Она меняется в зависимости от расположения фигур, т.е. конкретной обстановки на доске. Это значит, что в реальной жизни можно создать «позицию», обстоятельства, усиливающие или ослабляющие силу воздействия того или иного фактора.
Исходя из вышеизложенного, можно определить смысл шахматной партии, как поиск истины в борьбе. Как было показано выше, чёрные опровергают замысел белых, показывая, верен ли он. Игра в шахматы вечна в том смысле, что закончив одну партию, игроки сразу или по истечении некоторого времени, начинают другую, новую.
Главное, как мы увидели, это не шахматные фигуры сами по себе, а их перемещения, приводящие к созданию той или другой позиции. Другими словами, речь идёт не о чёрных или белых фигурах, а о динамике, создаваемой взаимодействием двух противоборствующих замыслов: реализации плана и попытки его опровержения. В физике этому соответствует закон, который гласит, что на каждое действие есть противодействие. Эта динамика и есть суть, а наличие и перемещение по доске фигур светлого и тёмного цветов есть инструмент для достижения поставленной цели.
И таким образом, древние мудрецы, создавшие шахматы и изобразившие на ней образ мироздания, показали наглядно, что жизнь есть движение, интегрирующее составные части, движение создающие.
В жизни, как и в игре в шахматы, иногда вдруг возникают удивительные ситуации, когда в одно мгновение все наши привычные представления рушатся, когда наступает внезапная и резкая переоценка ценностей. В такие моменты по человеческой судьбе вдруг как смерч, проносится то, что в шахматах имеет название «комбинация», которая, говоря шахматным языком, вовлекает фигуры и пешки в круговорот событий…. После чего сбрасывает их с доски. Если комбинация завершается матом, то на этом, конечно, игра заканчивается. Но у комбинации могут быть и другие цели. В этом случае игра продолжается, а на доске снова устанавливается нормальное, привычное соотношение ценностей жизни… прошу прощения, – фигур.
Но если шахматы – это образное представление жизни, то где же здесь свобода воли? Ведь если брать шахматы, как модель мира, то о свободе не может идти и речи: фигуры здесь ничем не отличаются от пешек, передвигаясь на те поля, которые им укажут.
Однако, если смотреть глубже, тогда придётся сделать вывод о двойственной природе шахматных фигур. Подобно человеку, про которого Церковь учит, что он состоит из Души и тела, шахматная фигура, будучи материальным продуктом нашего мира, в момент прикосновения к ней руки шахматиста приступает к исполнению его воли. Эта воля свободна, она выражает себя, во-первых, в свободе формулирования решения, во-вторых – в реализации решения посредством материальных шахматных фигур. Человеческая плоть тоже не свободна. Она получает указания из головного мозга. В нём происходят процессы получения информации, её обработки и передачи указаний тем или иным частям тела. Но в материальную плоть, как учит религия, входит Душа, а когда она покидает тело, плоть умирает.
В разных шахматных фигурах воля шахматиста проявляет себя по-разному, в соответствии, во-первых, с единым замыслом игры, во-вторых, с частными особенностями той или иной фигуры, о чём мы говорили выше.
В человеке имеющаяся Душа является не просто «искрой Божьей», но частью Всемирного Интеллекта.
В шахматах есть правило: «взялся за фигуру – ходи». Это значит, что сначала игрок оценивает ситуацию в целом, принимает решение, а затем передаёт конкретные указания конкретным фигурам, переставляя их с одного поля на другое.
Душа человеческая – это та самая искра Божья, которая руководит его плотью. Остальная часть Мирового Разума сосредоточена вне человеческих тел и принимает решения общего характера.
Таким образом, свобода воли человека проявляется не в свободе его тела делать то, что захочется, а в способности Души человеческой, которая есть часть Бога, управлять его материальной плотью.
Подведём итог.
Если игра в шахматы, разработанная в незапамятные времена, является моделью мироустройства, то анализ модели показывает, что смыслом и сутью мироздания является не определение своей принадлежности к светлым или тёмным силам. Жизнь – это движение. Это вечное противостояние, это динамика. Под движением здесь надо понимать развитие, совершенствование мысли, отражаемой в видимых поступках.
Задача шахматной партии, как и человеческой жизни – сформулировать и реализовать план достижения цели посредством опровержения возможных сомнений. Препятствия на пути к достижению цели служат для того, чтобы доказать свою правоту, либо отказаться от идеи, признав её ошибочной. В этом смысле чёрные фигуры или, как говорит Церковь, тёмные силы, являются не врагами, а необходимой частью мироздания, инструментом, посредством которого играющий оценивает свой замысел с разных сторон, проверяя его на прочность.
И вот здесь, в этом пункте, древние мудрецы, создавшие шахматы, и расходятся с концепцией Церкви, которая утверждает, что тёмные силы и их «директор» – Дьявол, являются врагами рода человеческого. Такое утверждение представителей религиозных культов неверно уже потому, что сами тёмные силы, как и чёрные фигуры в шахматах, являются частью целого, имеющими своё предназначение, показанное выше.
Из этого следует следующий вывод. Если тёмные силы – враг, то врага надо ненавидеть и уничтожить. Но если тёмные – часть целого, значит, надо придерживаться другой линии поведения. Надо научиться управлять целым механизмом, а не одной только его частью.
Сделать это возможно на основе овладения всеми его составными частями. Таким образом, от понятий «враг», «ненависть» и «победа», следует переходить к таким категориям, как «управление», «сбалансированность» и «взаимодействие».
Олег Варягов, 31 марта 2013 г.
Оценили 9 человек
13 кармы