Даже поверхностный обзор наиболее ярких событий мировой истории делает недвусмысленным восприятие геополитического пространства как неоднородного, изменчивого, слабо предсказуемого общепланетарного организма. Конечно, в первую очередь, в памяти всплывает Рим – мощнейшая империя древности, развившаяся из небольшого города и подчинившая себе все Средиземноморье. С удивительной легкостью были разгромлены и покорены все соседние народы – многочисленные галлы, воинственные фракийцы и высокоразвитые для своего времени эллины. Наверное, римские граждане периода расцвета империи не могли даже представить, что их мощная государственность падет под натиском диких варваров.
Примеров необъяснимых странностей в истории великое множество. Так, персидский царь Кир, победивший и включивший в свою империю Вавилон и Египет так ничего и не смог сделать с малочисленными степными скифами. А великая империя Александра Македонского распалась сразу, после смерти своего основателя вообще без каких-либо на то видимых причин.
Но можно ли во всем этом поведенческом многообразии обнаружить что-то общее и закономерное? Оказывается, да. Одну из первых попыток разобраться в этом вопросе предпринял Л.Н. Гумилев в своей теории этногенеза, в рамках которой автор выдвинул интересное предположение о существовании некоего специфического признака, по сути, определяющего характер поведения, как отдельных индивидов, так и целых обществ.
Это загадочное свойство, названное автором пассионарностью, чудесным образом влияет на уровень избыточной жизненной энергии. Его носители – пассионарии способны на жертвенный героизм ради своих идеалов, что заставляет их «гореть» в борьбе за абстрактные ценности. Чем их больше, тем динамичнее цивилизационное движение. В противоположность им человеческое большинство – ведомая серая масса обывателей обладает ограниченным запасом активности, достаточным только поддержания собственной жизнедеятельности. Это – гармонарии (от слова «гармония»). При сильном недостатке пассионарности появляется дисбаланс иного рода – люди не в состоянии самостоятельно воспроизводить стандартные жизненные циклы и вынуждены ориентироваться на откровенно паразитические способы выживания. Это – субпассионарии.
Грубо говоря, все сводится к тому, что некий генетический признак существенным образом определяет поведение человека, по крайней мере, его доминирующие императивы, составляющие основу личности. Но почему бы не использовать тот же (по сути, универсальный) подход для дифференциации геополитических объектов? Ведь речь в данном случае идет об энергобалансе. Если имеет место избыток активности, то структуры растут и постепенно превращаются в мощные государственно-политические образования, развивая технологии, постоянно расширяя сферу собственного влияния и оставляя после себя прекрасные образчики материальной и духовной культуры и искусства. Общественные ценности имеют решающее значение в такой социальной системе.
Если сложилась обратная ситуация, вызванная недостатком потенциала активности, то в таком обществе неизбежно доминируют другие (сугубо меркантильные) императивы. Созидание на благо будущего не может быть приоритетом, зато очень важно заполучить как можно больше и сразу. Главная цель – все за чужой счет – оправдывает любые средства – насилие, обман, попрошайничество. В конце концов, общественный суверенитет – тоже может приносить дивиденды, хотя сам по себе он никакой ценности не представляет. Вместо масла, как говорится, на хлеб не намажешь. Основа социальных отношений – беспринципная эгоистичность.
Логика энергобаланса подсказывает существование третьего варианта, когда социальная система пребывает в равновесии – так называемом состоянии гомеостаза (своего рода, первобытной природной гармонии), когда доминирует экзистенциальное мировоззрение, то есть жизнь ради жизни, что отражается в пассивном и даже безразличном отношении к происходящим глобальным процессам. Это значит – плыть по течению в русле определяющих исторических тенденций, что, конечно, не мешает использовать достижения технологического прогресса, медицины и другие полезные изобретения. Но такие общественные структуры не склонны к внутренней изменчивости. Оказавшись в изоляции, они быстро консервируются и бесконечно репродуцируют устоявшийся привычный жизненный уклад.
Если в качестве сравнительного критерия принять степень внутренней пассионарной напряженности, то все три описанных выше варианта геополитической изменчивости легко накладываются на полученную классификационную шкалу (рис. 4).
Наиболее активный тип общественно-политической интеграции, характеризуемый, главным образом, способностью собирать в кулак доступные ресурсы и усилия общества (особенно в критических условиях) для адекватного ответа на внешние вызовы и достижения общих целей, а также для расширения собственного геополитического влияния, будет, наверное, правильно назвать Имперским. Это, конечно, очень условное обозначение, ни в коем случае не подразумевающее какие-то конкретные формы государственного устройства, монархическое правление или наличие императора.
Ярким примером глобальной структуры имперского типа является геополитическое образование, расположенное в границах современной России, Юго-Востока Украины, Белорусии, Северного Казахстана, Приднестровья и частично Прибалтики. Это – так называемый Русский Мир, этнической основой которого выступает население с доминирующим балтидным (восточно-европеоидным) фенотипом, преобладанием гаплагруппы R1a1, считающее себя русскими, а русский язык – родным. Причем, анализ генетических особенностей (вопреки расхожему мнению) дает достаточно высокую степень однородности внутри популяции. Изменчивость по всему ареалу расселения незначительна.
Обращает внимание также культурное единство Русского Мира, с опорой, в первую очередь, на великолепные шедевры отечественной классической литературы и искусства как лучшие образчики европейской просвещенности своего времени. Процесс ментального цементирования на необъятных просторах Русского Мира шлифуется в многочисленных православных приходах и монастырских кельях. Интересно, что в условиях современной глобализации и сильнейшего влияния Запада, сохраняется единое культурное поле даже на уровне бытовых предпочтений, популярной музыки, медийной сферы, интернет общения и т.д.
Отечественный политический истеблишмент постоянно муссирует вопрос идеологического наполнения современной государственной системы. Заботливые энтузиасты упорно пытаются придумать какие-нибудь новые метафизические смыслы, которые, к счастью, быстро забалтываются, не доходя до кремлевской пропагандисткой машины. Это – при том, что на сегодняшний день, очевидно, уже выпукло просматривается квинтэссенция современного русского миссианства как сухой остаток мучительного поиска последних десятилетий, которая укладывается в простейшую формулу – собирание русских земель. А по-другому и быть не может в условиях искусственной раздробленности единого геополитического массива.
Этот лозунг способен привлекать достаточный пассионарный потенциал, чтобы производить серьезные общественные перемены, что, кстати, было продемонстрировано в Приднестровье и Донбассе, где отчаянный призыв соотечественников получил немедленный отклик неравнодушных русских пассионариев. Конечно, ни о каком внутреннем росте разорванной на куски Империи не может быть и речи, до тех пор, пока она не срастется обратно и не восстановит былую мощь. Вероятно, эта благородная объединительная идея будет в ближайшей перспективе доминировать в русском общественном сознании.
Наряду с Имперским типом геополитической интеграции, не меньший интерес представляет его полный антипод. Это – особый класс глобальных объектов с ориентацией на паразитическое потребление чужих ресурсов, для которого уже существует подходящее определение – Антисистема (термин также введен в свое время в научный оборот Л.Н. Гумилевым).
Основное отличие Антисистемы от структуры Имперского типа – отсутствие того самого стержня, образованного совокупностью культурного, этнического, духовно-религиозного единства, который обеспечивает устойчивость вектора общественных усилий. Причем, поверхностные проявления социальной жизни Атнисистемы (как эффект мимикрии) могут очень напоминать Имперские амбиции – объединение общества вокруг какой-то идеи, бурная внутренняя дискуссия, политическая активность и т.д.
Но если присмотреться, то обращает внимание частая смена траектории, хаотичность политического движения, резкие идеологические маневры, полнейшая беспринципность, девальвации общепринятых ценностей, ориентация исключительно на материальные выгоды, некритичность восприятия и неадекватное реагирование на глобальные вызовы. По сути, Антисистема - это псевдо Империя, своего рода, гигантский продукт фальсификации. Происходит подмена социальных основ. Как правило, придумывается искусственная этничность с фальшивой историей и несуществующим языком. В качестве идеологии принимается какое-нибудь суррогатное совершенно асоциальное учение, подкрепляемое каким-нибудь еретическим религиозным культом.
В действительности же в основу существования Антиситемы заложена гипертрофированная меркантильность, которая вытесняет мораль, духовность, веру и выступает основным мотивационным механизмом, что очень напоминает модель рационального человека Адама Смита. Это – своего рода перевернутое недоразвитое общество – «королевство кривых зеркал», груба говоря, большая тоталитарная секта, где сознание людей отключено. Они не способны видеть ничего кроме заветной «морковки», которой их постоянно манят. Очевидные противоречия просто игнорируются. В мыслях нет ясности, а духовная компонента человека полностью атрофирована. Поэтому, они слепы, не способны адекватно воспринимать действительность. Личная хитрость и коварство удивительным образом сочетаются с некритичность и доверчивостью ко лжи и обману.
Антисистема легко запускает внутренние мобилизационные процессы, но только на короткое время и с целью расхищение ресурсов. Само по себе общественное благо не представляет никакой ценности. Поэтому, все действия носят дискретный и непоследовательный характер. Созидание и развитие в таких условиях не имеют никаких перспектив.
Сложно найти более яркий пример Антисистемы, чем суррогатное административно-политическое образование – «Украина». Адептов этого проекта, похоже, не смущает отсутствие собственного языка, истории, культуры. Все это без всякого стеснения ваяется прямо на ходу. Ощущение какой-то мерзости и брезгливости появляется сразу при попадании в это ментальное пространство. Все пропитано самым примитивным разнузданным эгоцентризмом. В воздухе висит запах предательства и лжи. Удивляет безграничная продажность, беззаветная глупость и уничижительное раболепие этого общества, где нет ничего святого, все зыбко и неустойчиво. Определенно, без «ежовых рукавиц» внешнего управления такая структура существовать не может.
Бросается в глаза резкая смена общественных настроений. Перепады от любви до ярости в зависимости от сложившейся конъюнктуры – в порядке вещей. Конечно, не стоит принимать эти инсинуации близко к сердцу, так как их любовь стоит недорого, а угрозы – еще дешевле. О какой боеспособности вообще можно говорить в условиях, когда никто не готов на жертвы ради абстрактных общественных ценностей?
Как уже отмечалось, глобальная изменчивость не ограничивается двумя полярными формами организации общественной жизни. Есть еще и третья наиболее нейтральная – гомеостаз (стационарное состояние общества), когда происходит непрерывное повторение одних и тех же циклов, репродукция одного и того же социального образа. Сразу появляются ассоциации на тему родоплеменных устоев, традиционных отношений и и.д., что в действительности не охватывает весь спектр вариаций. К этому типу также относятся и достаточно цивилизованные народы, например – скандинавы. Их отличает, с одной стороны, податливость нововведениям извне, а с другой – пассивный консерватизм (как верность привычкам), ориентация на самобытность, общественная интроверсия, самодостаточность и другие аналогичные признаки, что в целом, не придает им особого колорита и позволяет объединить в одну категорию с емким названием – Среда.
Рис. 4. Значение пассионарного потенциал в глобальном пространстве
Предложенная классификация геополитических объектов (рис. 4) окажется не полной без описания промежуточных типов. Например, по аналогии с потухшими звездами, можно выделить «потухшие» Империи, которые однажды на своем историческом пути утратили независимость (что равноценно жестокому насилию), а вместе с ней и целостность системообразующего стержня (Польша), что привело к нарушению адекватности поведенческих алгоритмов и сблизило их по характерным проявлениям с Антисистемами.
Другой промежуточный класс геополитических образований –Антисистемы, волею случая получившие доступ к гигантским ресурсным потокам и разросшиеся до Имперских размеров. Характерный пример – Штаты – своего рода глобальный «пылесос», который пожирает 25% мирового ВВП и «мозги» всего мира, изрыгая вовне только хаос, разрушения и смерть. Это – Квазиимперии.
Зачем вообще потребовалось столь детальное погружение в специфику устройства глобальных структур? Ответ очевиден – правильное понимание мотивационных механизмов позволяет успешно моделировать их поведение. Одни будут консолидироваться на благо общей победы, другие – разрушать и грабить, а третьи, оказавшись в водовороте событий – рассеиваться и прятаться, становясь жалкой добычей или пушечным мясом.
Правильный прогноз, конечно, не может дать сто процентную гарантию успеха, но позволяет действовать наиболее эффективным образом за счет четкого планирования, рационального расходования ресурсов во времени, обеспечивая баланс обороноспособности, технологического развития и уровня жизни.
Самая неожиданная гипотеза, объясняющая причины интеграции большого количества людей в глобальные общественные образования, их единения и сплочения ради достижения великих целей будет предложена вниманию уважаемого читателя в следующем выпуске...
Оценили 0 человек
0 кармы