• РЕГИСТРАЦИЯ

Про журналистику, информацию и нарративные источники

10 2151

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Хотел написать отдельную статью про журналистику (хотя про это уже писал неоднократно); интересуют, конечно, не подробности работы и быта работников пера и камеры, а вопросы, почему нам ежесуточно втирают какую-то дичь, а за это никому ничего. Но в ходе минимального анализа определений стало понятно, что обличать журналистику - поверхностно, проблема несколько глубже.

Журнали́стика (от фр. journaliste ← journal ← лат. diurnalis, diurnalе «ежедневное известие, весть») — деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ (интернет, печать, радио, телевидение, кино и др.)...

Из определения видно, что граждане римляне предвидели, что настоящее название журналистики - дурналистика; к сожалению, это уже практически не шутка. Журналистика и журналисты - это лишь производная от информации, которую они разносят; поэтому вопрос о падении уровня журналистики во первых строках надо адресовать, как ни странно, именно ей, информации; а точнее, общественному отношению к информации.

В одной из предыдущих статей упомянул про интервью Киселёва Дудю, что-де тот раскрылся как пропагандист; на что в каментах вопросили, а чего тут такого - человек занят распространением информации, это и есть журналистика. Поэтому, как уже говорил выше, надо в первую очередь задуматься, что для нас есть информация. Если для нас отфильтрованная и причёсанная проекция объективной реальности == информация, то тогда никаких вопросов к Киселёву, действительно, быть не может - человек неистово занят распространением такой "информации", медаль ему на пузо. Но если информация - это объективное освещение происходящих событий, то из списка журналистов можно вычёркивать практически все тела, которые мы до сих пор почему-то воспринимаем за журналистов. Светанул в кадре рыльцем - уже журналист, ага.

- А шо не так-то? - может вопросить не особо вдумчивый листатель; - разве односторонняя информация перестаёт быть информацией?.. Не перестаёт. Только это уже называется по-другому - пропаганда или откровенная реклама. Недавно писал на тему кризиса управления; всю "элитку" нашей страны (и не только) сплющило рекламным мышлением, когда принято думать полу-правдой; тут вижу, тут не вижу; говорю одно, делаю другое; а ведь это в общем-то в народе называется ложь. Тем не менее, чем выше в иерархии (не только властной) находится человечек, тем чётче он "фильтрует базар" и мыслит категориями "друзьям всё, врагам закон", т.е., в общем-то, руководствуется мафиозной моралью. Сейчас уже стало модным ругать власть, правительство и "чиновников" (которые в массе своей таковыми не являются); но народный гнев пока что проходит мимо прихлебаев, которые за копеечку оправдают любую дичь, с помощью демагогии или популизма. Информационное оружие - такое же оружие, как и едрён-батоны; пример СССР вам в корму, когда с помощью пропаганды откровенной лжи удалось разрушить мировую сверх-державу.

Собственно, про журналистику пока что всё; повторюсь, что вопросы к журналистике в первую очередь надо адресовать не столько продажным телам на зарплате, почему-то называющимся "журналистами", сколько собственному пониманию понятия "информация". Как только сами начнём критически относиться к понятию "информация", так и вопросы к "журналистам" отпадут; но это пока что, увы, утопия. Не в последнюю очередь из-за повального делегирования формализации мыслей на сторону.

"Делегирование формализации" звучит как-то псевдо-научно и запутанно; если перевести это на простонародный, то мы перестали критически осознавать и укладывать в систему поступающую извне информацию; и предпочитаем доверять любому телу, которое нам внятно объяснит, что же она "на самом деле" значит. Случилось то-то и то-то, и вот мы уже смотрим или читаем, что же по этому поводу скажет Кальтенбруннер. Зачастую даже не задумываясь, кто это такой и зачем мы его слушаем; надел костюм и галстук, или просто складно гутарит, как же не поверить такому уматному пацану. В итоге в массах произошёл не только откат от научного метода к религиозному (что не связано с религией), но и легитимизированы нарративные источники информации. То есть, условно говоря, субъективный взгляд на мир принят за норму.

Нарратив - это буквально рассказ некоего "эксперта", который автоматически подразумевает субъективность, т.е. заинтересованность этого самого эксперта в этом рассказе. "Мама мыла раму" - это не нарратив, а "Злая мама злобно мыла раму" уже таки нарратив. Т.е. нарративные источники подразумевают эмоциональные окраски и оценки событий, в отличие от повествовательных. Категоризацией источников информацией занимается целая наука - источниковедение, и нарративные источники являются важными, но не-надёжными источниками информации, которые необходимо перепроверять.

К нарративным источникам относятся, например, мемуары. Если доверять им безусловно, то может выясниться, что в локальном конфликте пострадало людей больше, чем население Земли, а автор мемуаров многократно спас мир. На эту тему всячески рекомендую проект "Архивная революция", где историки занимаются сличением документов с разных сторон конфликта, и проверяют нарративные источники на соответствие документам; в основном они занимаются 2-й мировой, но уже есть наработки и по другим конфликтам. Причём они не брезгуют и нарративом; но это чётко представляют, что это - воспоминания такого-то. Нарратив - это тоже источник, но, повторяю в сотый раз, его нужно проверять.

Стиль "нарратив" содержит в себе и такой замечательный жанр, как "байки". В разряд баек, разумеется, входит и такой не менее замечательный жанр, известный нонче как "фейки", т.е. намеренный вброс неправды ради хайпа; причём не всегда он является обманом; это может быть розыгрыш. Например, недавно по соц. сетям гуляла история про то, что китайский луноход не нашёл на Луне следов высадки там американцев; причём даже в исходном тексте были намёки на то, что всё это просто хохма; но нет, масса народу уверовала и на полном серьёзе понесла. Таким образом, куча народу оказалась замешанной в распространении, мягко скажем, некорректной информации; этот жанр прекрасно иллюстрирует метод распространения как "одна бабка сказала", или ОБС.

Жанр нарратива так популярен благодаря доверию к авторитету - не может же уважаемый человек в шляпе врать?.. Оказывается, может; возможно, не врать, но преувеличивать, но наложение на преувеличение нужного накала эмоций может кардинально изменить исходную информацию, и рассказчик может из жертвы стать обидчиком, или наоборот. Соответственно, подставляем на место рассказчика наших мега-"журналистов" и задумываемся над степенью разумностью доверия к этим телам, работающим в жанре ОБС.

Идея написать данную статью возникла из каментов к предыдущей статье, про МТС (машинно-тракторные-станции), где в очередной раз меня попытались подловить нарративными источниками - де, мне рассказывали, что оно так, а ты говоришь, что эдак. Как говорил в прошлой статье, я любительски занимаюсь практической этнографией, и база нарративных источников у меня - в сотни и сотни информантов, и то я стараюсь не использовать терминологию в стиле "а вот мне там-то рассказали, что...", хотя бы потому, что это сложно подтверждается; тогда как оппоненты не брезгуют приводить в пример рассказы одного-двух родственников, которые, конечно, не могут ошибаться или врать, потому что "они же мои родственники". Аргумент просто ломом не перешибить.

На этот счёт есть один хладный сказ о том, как некто Денис Карагодин затеял борьбу к кровавой гэбнёй и решил найти палачей собственного деда, замученного чекистами в 1937-м. Подобные байки меня интересуют довольно мало, по вышеозвученным причинам, но тут поневоле пройти мимо не мог, ибо на защиту борца за Правду восстала вся патриотически-православная общественность его родного Томска, и мне пришлось прочитать немало не менее хладных сказов о свирепости кровавых большевиков. Волна поднялась такая, что даже издания верхнего уровня начали публиковать жареные факты этого дела. Если погуглите, то по данному делу до сих пор всплывают в основном именно подобные сказы. Когда же кровавая гэбня нанесла ответный удар, то выяснилось, что предок данного пассажира являлся... командиром белогвардейского отряда, карателем и убийцей. Ну, это как сейчас среди нас бы жил Шамиль Басаев или Хоттаб. Завидев такое дело, борец за правду быстренько эмигрировал в Литву. В этой истории не столько интересна сама хероическая борьба с режЫмом, сколько скорость и накал, с которой эту борьбу поддержала общественность, среди которой было немало... профессиональных историков, включая этнографов. Как же так, православные? Вера оказалась важнее Правды; религиозный подход VS научный подход, увы.

Замечу, что из данной истории можно сделать ещё один очевидный вывод, как можно на хайпе словить известности и материальных ништяков, превратившись из никому не известного сибиряка в хероя-полит-эмигранта в ЕС. Поэтому-то и нельзя бездумно нести непроверенную инфу, что она может оказаться оружием против кого-то и за кого-то. Информация тоже может ранить и убивать, в том числе и буквально (мега-сцайт "Миротворец" не даст соврать); а уж порушенных жизней и карьер так и вовсе не сосчитать.

Раз уж пошла такая пьянка, то не могу не удержаться от ещё одного примера по той же теме. Несколько лет назад в рамках поездки на фестиваль посетил Ачаирский монастырь в Омской губернии, в котором настоятельница рассказывала, что на территории монстыря был лагерь ГУЛАГа, в котором было замучено... 200 тысяч человек! Данная информация долгое время публиковалась и на официальном сайте монастыря, хотя она не бьётся не только с логикой, но и с физикой. Ведь это больше жертв, чем в Бабьем яру! Сейчас любая информация о числе жертв с сайта выпилена; нет ли тут какого-то сходства с предыдущим сказом?.. Вот так 200000 жертв превратились в неопределённые останки. ОБС, как оно есть.

И если вы думаете, что я тут занимаюсь обелением сталинизма, то огорчу я вас - данный подход сейчас применяется повсеместно, в том числе против каждого из нас. Знаменитое "хайли лайкли" - ведь это ровно тот же самый метод ОБС; а ведь это уже не просто бла-бла, а международная политика высшего ранга. Мы должны верить тому, что говорит одна бабка; какой бы она высокопоставленной ни была. Почему-то когда это поворачивают против нас, мы возмущаемся - "какие ваши доказательства?", а когда льём напраслину на других (даже если это - американские космонавты), то никаких доказательств нам не надо?.. Достаточно просто верить.

Давайте уже не уподобляться пропагандистам и бабке Терезе Мей и думать, прежде чем разносить какую-либо информацию.

Есть же какие-то другие ориентиры в распространении информации

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок

    Беспредел вместо законов войны

    Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

    Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

    Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

    Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Xommep Вчера 09:47

      Про самодурство и осознанность

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл про самодурство; после рассмотрения аналогии с эгоцентризмом пришла пора поговорить про методы лечения. Есть методы против Кости Сапрыкина, только они вам не понравятся.Как оно обычно бывает в этих ваших интернетах: в одной статье и постановка вопроса, и единственно верный ответ, как нам всё исправить, и построит...
      206
      Xommep 6 мая 11:39

      О самодурстве и эгоцентризме

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжу статью о самодурстве, после перерыва, вызванного поездкой в Маслянино. Ещё в прошлый раз хотел сформулировать методы лечения; но понял, что в двух словах тут описать ничего не выйдет.Один из основных корней проблемы самодурства имхо кроется в эгоцентризме. Писал на эту тему уже лет 10 назад; хотя состояние эгоцентризма...
      125
      Xommep 25 апреля 10:18

      Про самодурство

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Напишу-ка не самую высокоинтеллектуальную статью; тем не менее, имхо вполне важную для понимания, что происходит вокруг. Современный человечек слишком часто сталкивается с неадекватным насилием над собой, которое он не может объяснить; отсюда может стать понятнее, что откуда берётся.Самодуром называют человека, который действуе...
      199
      Xommep 10 апреля 11:02

      Про айтишников

      Оригиналы статей - как обычно, у меня в ЖЖ.Объединю две статьи из ЖЖ в одну; они на ту же тему, и написаны подряд, так что смысла делить не вижу.После некоторой паузы, вызванной проведением дедского фестиваля, ворочаюсь к напейсанию заумных статеек. В этот раз будет не так нудно, как обычно, но тоже местами непонятно. Хотя попробую рассмотреть относительно хайповую те...
      687
      Xommep 22 марта 11:43

      О культурности, часть IV - про базу

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей о культурности; в предыдущей части упомянул, что для построения сколько-нибудь светлого Будущего нам необходимо поменять местами нонешние Добро и Зло; то есть, по сути, построить отрицание современного "общества". Да, кто думает, что культурность - это про "пардон, мадмуазель", проходим в предыдущие статьи...
      143
      Xommep 19 марта 10:20

      О культурности, часть III

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Третья часть цикла о культурности; в предыдущей части хотел перейти к основной мысли статьи, да так и погряз в описании проблемы. В этот раз тоже не выдам раз и навсегда выструганных решений, их просто нет в условиях отсутствия культуры как таковой; но хоть какой-то свет в конце тоннеля покажу.Вначале, как всегда, небольшая зат...
      134
      Xommep 18 марта 12:21

      О культурности, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о культурности; и речь, как тут всегда и бывает, не про "пардон, мадам", а про место культурных норм в жизни Человека и Общества. Вопрос кажется обывателю незначительным; но на деле это - один из ключевых вопросов нашей жизни вообще. Для плазменных этот вопрос может показаться идеалистичным, но напомню, что иде...
      166
      Xommep 15 марта 11:45

      О культурности

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В позапрошлой статье про осознание правил упомянул, что в культуре здорового человека может работать принцип "нравится/не_нравится"; вроде бы очевидность, но вроде бы ранее не рассматривал в отдельной статье.В современной "культуре" существует принцип "нравится/не нравится", который по сути определяет Добро и Зло для обывателя;...
      77
      Xommep 14 марта 13:21

      Про жизнь как игру

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В предыдущей статье упомянул о том, что вся наша жизнь - игра; вот сегодня как раз и попробуем в этом поразбираться. Может показаться, что аффтар окончательно погряз в казуистике; но у нас тут с вами цикл статей про виртуальность и правила, что в полной мере касается и рассматриваемой темы.Игра — в разной степени осознаваемый ч...
      244
      Xommep 13 марта 12:18

      Про правила и их осознание

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл про правила пластмассового мира; сегодня попробую показать направление, куда следует копать при лечении пластмассовости, читай виртуальности. Готовых рецептов не будет; у нас тут с вами не уголок пропагандиста; и вообще в этом цикле статей договорились не морализировать. Но хотя бы какие-то зацепки постараюсь пок...
      269
      Xommep 12 марта 12:55

      Про пластмассовость, виртуальность, киндеров и правила

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила пластмассового мира; читать её вперёд. Делаю уже третий заход (если считать от статьи про правила и виртуализацию) в попытке описать абсурдность ситуации, когда виртуальность для обывателя выглядит привлекательнее и приоритетнее реальности.Предыдущая часть статьи неожиданно получила всплеск активнос...
      183
      Xommep 11 марта 12:26

      Про правила пластмассового мира

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила и виртуализацию; читать вперёд.Постоянно в своих статьях ссылаюсь сам на себя; это не от того, что не признаю авторитетов, но слишком многое из окружающего считаю абсурдным, и по ссылкам поясняю, почему. Считать всё вокруг ненормальным, а только себя нормальным - это уже что-то из психиатрии; но есл...
      294
      Xommep 11 марта 08:44

      Про правила и виртуализацию

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.По следам статьи "человек человеку кто"; попробую здесь немного объяснить, зачем всё это пишу, ведь готовых решений, куды бечь и за кого голосовать, у меня обычно нет. Почему культура и этика касается каждого, даже в нонешнее тревожное время суток.Регулярно в своих статьях пишу кажущиеся заумными слова, типа не-субъектность обы...
      195
      Xommep 6 марта 12:35

      Нравится - не нравится и человек человеку кто?..

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю тему обывательской морали имени "нравится/не нравится"; в предыдущей статье упоминал про мораль "человек человеку друг"; сегодня попробую показать их взаимосвязь (а точнее, конечно, их антагонизм). Как всегда, будет обидно; но тут всегда так.Как обычно, желательно предварительно прочитать предыдущие статьи по теме, ин...
      120
      Xommep 5 марта 13:50

      Нравится, не нравится - про современные Добро и Зло

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжу цикл про виртуализацию; в предыдущей части проехался в очередной раз по культ-работникам, но проблема не только в них, вестимо. Одна из ключевых проблем современности в том, что обывателя в общем-то устраивает происходящий вокруг бардак; в общем-то, в этом есть немалая вина культ-работников, но и обыватель сам обманыва...
      245
      Xommep 4 марта 11:40

      О виртуализации культ-работников, продолжение

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о виртуализации и культ-работниках; в прошлый раз было про исторический экскурс, сегодня- больше про современность. Может показаться, что проблема узко-профессиональная; а ничего подобного; везде, где мы видим упоминание термина "культура", это про всех про нас.В предыдущий раз упоминал о том, что в ходе турбо-...
      127
      Xommep 29 февраля 09:22

      О виртуализации и культ-работниках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Своего рода спин-офф мини-цикла статей про культ-работников; в нём обозначил масштабы проблемы, но не указал причины её возникновения. Для выбора средства лечения нужно понимать, что лечить; и откуда что взялось. Попробую описать.Тему виртуализации описывал многократно; имхо это одна из центральных проблем современного общества...
      134
      Xommep 26 февраля 12:33

      О культ-работниках как лже-пророках, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю недавнюю статью про культ-работников; сегодня проведу ещё более обидные параллели, чем в прошлый раз. И если кому-то кажется, что речь будет касаться только сферы культуры (причём в плохом смысле), то огорчу я вас. Так что не обиженным опять не уйдёт никто. ;)))Недавно нашёл на тытрубе канал какой-то вокалистки, котор...
      364
      Xommep 22 февраля 11:58

      О культ-работниках как лже-пророках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.На аналогичную тему писал полгода назад, в рамках цикла о информационном паразитизме. Как иногда повторяю, с годами многие граждане переходят из радикалов в консерваторы, а у меня всё наоборот: над натиском шизы современного мира всё больше радикализируюсь. Так что сегодня попробую провести аналогии между любыми культ-работника...
      276
      Xommep 16 февраля 13:48

      Про образование и смыслы

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В продолжение вчерашней статьи про смысл образования. В некотором роде это будет приквел - рассказывать о вопросе надо с постановки проблемы, которая даже ширше, чем само по себе образование. Хотя постоянным листателям, возможно, ничего нового и не расскажу.Тема статьи перекликается с продолжением статьи anlazz, вышедшей чуть р...
      248
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика