Прочитал пьессу Фридриха Дюрренматта “Авария”. Не понравилась. Концовка совсем не оправдала моих ожиданий. Скучновато как-то... что ли... Но потом случайно узнал, что автор немного переделал сюжет и написал книгу. Изменения незначительные, но получилось гораздо лучше.
Случайная авария стала судьбоносной в жизни текстильного коммивояжера Альфредо Трапса. Он попадает в дом бывшего судьи, к которому в гости приходят его старые товарищи : бывший адвокат, прокурор и палач. Начинается игра, в которую втягивается и сам Альфредо, взяв на себя роль жертвы. В ходе игры старики задают вопросы, и медленно, но верно убеждают Трапса в том, что он – убийца. Но убеждают не с укором, напротив – восхищаются, радуются, отмечают всю гениальность задумки. Альфредо сначала отрицает, но затем принимает этот факт. Принимает с восторгом, с гордостью. Он чувствует, что осознание этого факта помогло ему “заново родиться”. Трапс и слышать теперь не хочет от адвоката,что он не виновен. Виновен! Совершил! Гениально совершил! Игра плавно перетекает в жизнь, и жертва сама берет на себя роль палача, вынося самому себе смертный приговор. Друзья- старики были очень огорчены, найдя утром тело Трапса. “– Альфредо, мой добрый Альфредо! Да что же ты натворил Господи! Ведь ты испортил нам лучший вечер!”
Это произведение ассоциируется у меня с картиной Поля Сезанна “Деревья и дома у Жа-де-Буффан”. Сложно объяснить, почему именно с ней. И не из-за каких-то конкретных описаний или фраз, нет. Скорее в целом. Тот самый дом, окруженный деревьями, в котором заскучавшие без работы старички заигрываются в правосудие. Тот самый дом, вокруг которого гуляли пьяные Альфредо с адвокатом и беседовали об игре, правосудии и судопроизводстве. Тот самый дом, в котором жертва по собственной прихоти стала собственным палачом.
Теперь, когда мне будет попадаться на глаза эта картина, я волей-неволей буду вспоминать “Аварию” и думать о судьбоносных случайностях, судьях и палачах, о том, что у каждого человека, если хорошенько поискать, можно найти то, что характеризуется преступлением. Словом, обо всем, что вложил в это произведение Дюрренматт.
Семен Кириченко
(на входе картина Поль Сезанн "Дом повешенного в Овер-сюр-Уаз")
Оценили 4 человека
4 кармы