• РЕГИСТРАЦИЯ

Социокультурные основания трансформации российского политического процесса: имперская традиция

1 6514

Аннотация: статья посвящена диахроническому анализу различных этапов развития имперской политической традиции, возводя ее в разряд одного из социокультурных оснований трансформации российского политического процесса. В итоге делается вывод о неизбежности новоимперского витка развития политической системы России в ХХI столетии.

* * *

Всякая имперская традиция рождается на стыке древней мудрости и молодого ухарского варварства. И стоит лишь разбалансировать их пропорции (от интеллектуально-управленческой архаизации до маньеризма декаданса), как внешне жизнестойкий имперский проект прекращает свое существование.

Говоря о предпочтительной системе политического устройства России, путинский настольный философ И. Ильин[9] стоял на позициях убежденного монархизма и меритократии (сам он, позволяя себе некую неточность формулировок, оную зовет «аристократией»). Демократия, по мысли Ильина, состоятельна лишь настолько, насколько в состоянии реализовывать подлинную «аристократию», выталкивая на верх общественной пирамиды лучших людей. «Аристократия» же не вырождается, вредя государству, лишь тогда, когда подпирается в процессе рекрутинга правящих элит доподлинно лучшими выходцами из социальных низов[2, 178].

Своими ранговым воззрением[4, 108] и апологией меритократии И. Ильин, по сути, сглаживает остроту противоречий между монархическим и республиканским строем. Так, сегодняшняя РФ является суперпрезидентской республикой по форме – но, как и в имперские / советские времена, монархией по духу. И что важно: сегодняшняя политическая система России приобретает все большую новоимперскую модальность – компромиссно, медленно и вместе с тем последовательно изживая в наличной форме правления наследие республиканства в духе советизма.

Таким образом, предмет статьи – имперская доминанта в деле трансформации российского политического процесса. Цель – обосновать тезис о приближении новейшей фазы развития российской политической модели, а точнее новоимперской концепции. Наши в данном контексте задачи – «договориться о терминах» (здесь: определениях империй), освежить немного взгляд на проблематику теллуро- и талассократий, предпринять попытку вкратце спрогнозировать перспективы развития имперской политической мысли в России XXI столетия.

1. Основные дефиниции империй.

Каноническим определением империи являются (опционально или же комбинаторно) три концепта:

1) Государство монархической формы правления с императором во главе (к примеру, современная Япония – номинально единственная в мире «империя», хотя при этом конституционная монархия, де-факто же американский протекторат, чей суверенитет ограничен) – и Российская империя в 1721-1917 гг. этому определению вполне соответствовала;

2) Колониальная держава регионального / глобального уровня, чья внутренняя и внешняя политика опирается в первую очередь на крупный капитал и силовые структуры, последовательно обслуживая интересы оных (самый показательный пример сегодня – леволиберальная империя США сегодняшних либо либерал-консервативная тимократия[3, 48] Новой Российской империи (предположительно, с 2030-2060-х гг.)

3) Международно значимая держава регионального или глобального уровня, чья внутренняя и внешняя [а в случае Российской (крипто)империи 2010-2020-х гг. – «тотальная»] политика детерминирована не столько сословием силовиков (их интересы для такой империи не самоцель, их статус для такой империи инструментален), сколько именно своей имперско-этатистской политической Традицией[5, 124], [в силу зарождения оной в донаучные времена] не декодируемой строго рациональным инструментарием западной политической мысли.

Отметим, что подобные империи формально могут иметь любое официальное самоназвание и внутреннее устройство. Будь то народная республика китайцев, исламская республика иранцев или буржуазная республика на Индостанском полуострове, будь то унитарная новоосманская Турция или федеративная Россия в момент новоимперского генезиса. Отметим, в каждом случае мы с полным правом можем говорить о цивилизационных проектах разной степени древности и, что немаловажно, компактности (и, что еще более немаловажно, разной степени будущности). Но одно объединяет вышеприведенные примеры: несмотря на объективные свои противоречия, цивилизации Большой Евразии с недавних пор реально тяготеют к подлинной теллурократии континентального взаимодействия на всех уровнях.

2. Морские и континентальные империи.

Пожалуй, именно Евразия сполна ассоциируется с теллурократиями: различные китайские империи, Римская и Византийская империи, Империя Великих Моголов, Золотая Орда, Османская империя, децентрализованные квази-империи Франкская, Священная Римская, польско-литовская и австро-венгерская и, конечно же, такая историческая вершина имперского строительства, как Россия. А вот, кстати, немцы не успели вовремя оформиться в имперское сообщество, поэтому и все их «рейхи» оказались концептом мертворожденным, невзирая на экспансионистский энтузиазм Бисмарка и Гитлера. Хроническое бюргерство мышления рождает только «политические нации». В сущности, весь ход всемирно-исторического процесса показал, что подлинно имперским суперэтносом смогли стать только русские, а также – в чуть меньшей степени и со множеством оговорок – англичане.

При этом контрпродуктивно упрощать имперскую проблематику до одной-единственной оси координат (теллурократия / талассократия), как этим грешит подавляющее большинство текстов геополитической тематики. На практике любая из империй прошлого и настоящего довольно далека от состояния застывшей скульптурной формы. Возможна комбинаторика и даже эволюция, а то и произвольная трансформация, из талассо- в теллурократию и, разумеется, наоборот. К примеру, допетровская Россия являла собой типичную теллурократию, однако после прорубания «окна в Европу» нарастила талассократических характеристик: сначала в Российской Империи, затем в СССР, что накануне упразднения де-факто стала второй военно-морской державой мира. И наоборот: Британская империя с ее филиалом в лице США стартовали в качестве довольно крохотных – имеются в виду размеры изначальных территорий – талассократических субъектов мировой политики. Однако, за последние два столетия существенно приобрели определенные свойства теллурократий – через, разумеется, колонизацию больших географических пространств Северной Америки, Австралии и большей части Африки. Талассократии же бывших колониальных гигантов, как империи португальцев, испанцев, японцев, не вынесших идиоматического «бремени белого человека», ныне лишены не только своих континентальных владений в разных регионах мира, но и полностью избавились от притязаний на свои имперские проекты. Взамен же эти политические нации ныне встроились в англосаксонский (атлантистский) цивилизационный проект на положении благополучных – в силу обладания своей долей глобального неоколониального «оброка» – сателлитов. То же коснулось и бывшей голландской талассократии, с двумя отличиями: так, во-первых, даже в пору своего расцвета у голландцев не было обширных в территориальном отношении колоний, требующих навыков ведения политики континентальной (даже огромная, но все же островная Индонезия не в счет). А, во-вторых, в отличие от португальцев, испанцев, японцев Нидерланды встроились в англосаксонский глобалистский проект в статусе еще более привилегированном.

Кстати, польский Интермариум[6] Ю. Пилсудского – очередное подтверждение своеобычности любого из имперских проектов: на пространстве нынешней Евразии, пожалуй, только не имевшая в своей истории заморских колоний, развивавшаяся (до своих разделов) полностью в континентальном тренде Речь Посполитая ориентиром ныне для себя считает именно англосаксонские «пиратские» империи.

Мы развенчаем также следующий упрощенческий стереотип, что русская теллурократия аналогична полностью континентальной Римской империи. И да, и нет. Нет – потому, что в чисто географическом отношении древнеримская метрополия и присоединяемые ими территории (но не колонии, как у классических талассократий!) были сосредоточены по преимуществу на средиземноморском побережье. О каких беспримесно континентальных свойствах древнеримского и позже византийского имперских проектов можно говорить в условиях столь явной значимости мореходной логистики? Но в то же время, если Рим экстраполировать через монаха Филофея Псковского в российские реалии, то впрямь возможно говорить о непрерывности в веках Теллурии Рима – с ее системной эволюцией и постепенным усложнением, по умолчанию недоступным даже англичанам как успешнейшему из имперских сообществ «морского» типа. «Орлы русские облетели орлов римских!»[7] – сказал никем не побежденный А. Суворов по другому поводу, но крайне точно в контексте данной статьи.

3. Перспективы имперской политической традиции.

На фоне нынешних торговых войн, прихода к власти Трампа, Brexit и т.д. в академической среде уже не вызывает отторжения означившийся тренд на деглобализацию. А именно дефрагментацию миросистемы на отдельные валютные зоны, на отдельные технологические кластеры со своими ограниченными рынками и на отдельные цивилизационные проекты, которые по определению будут имперскими – либо их не будет вовсе. Так что Новая Российская империя – ни умозрительное построение, ни фетиш политологов. Новоимперский modus operandi выступает ныне как самодовлеющая форма политической самоорганизации Русского Проекта на ближайшие десятилетия.

Парадоксальным образом не спорят с этим даже внутренние противники имперской традиции, признавая, что имперская идея актуализирована ходом нынешних событий, принимая в то же время обновленные формы: например, сегодня метрополией способно быть не только государство, но и вообще любой «способный» субъект (ТНК с их частными армиями), а набор средств принуждения теперь гораздо шире, нежели применение военной силы (неоколониализм). При этом же противники имперского извода русской политической традиции нимало не сдвигаются с позиции, гласящей, что империи – всегда империи колониальные, другие просто не возможны. Хотя акцентируем: третий вариант определения империи вполне себе допускает институт гражданства (подданства) на территориях, инкорпорируемых в состав имперского проекта. Лишь Россия собственным примером показала и доказывает, что ее подход к цивилизаторскому «бремени белого человека» единственно этичен – потому что «русский значит эффективный», потому что русское имперство человечнее, чем империализм Запада, и потому что русские колонизации предпочитают интеграцию, инкорпорацию. Благодаря чему лишь русские в сравнении с моментом складывания империй Нового Времени остались там, где были, территориально почти не уменьшившись[1]. Лишний раз подтверждая правомерность тезиса о том, что ныне территории – это пассив. И «вообще современные империи борются не за территории, а за влияние…»[8]

4. Выводы.

Засим считаем поставленные задачи исполненными. В целом же имеет смысл подчеркнуть, что апология Новой Российской империи одинаково не видит перспективных опций будущности нашей Родины в бездумном возрождении [пусть даже и волюнтаристски] упраздненных империи Романовых и СССР. А для концептуальной завершенности: говоря «тотальная политика», подразумеваем Империю – говоря «Империя», подразумеваем «тотальную политику». И понятийно объясняется такое соответствие как раз античным термином «империй», издревле означавшим полноту власти. Тотальность, полновесность, полнокровность, полноценность проводимой политики – всех тех качеств, коих в политическом габитусе современных западных стран убавляется с каждым годом.

Да, РФ де-юре – не империя. Но – Новая Российская империя де-факто. И чем раньше мы преодолеем это двоемыслие, тем целостнее будет политическое самочувствие Большого Русского проекта. Возражение же вида «мысль изреченная есть ложь»[10] (а истина сокрыта не в номинативных ухищрениях, но в содержательных моментах) можно отмести в том духе, что необходимо видеть эту проблематику в динамике. Что даже если так, то ложь эта полезна. В том числе хотя бы потому, что позволяет продвигаться дальше – к новой подспудной правде и новой задним числом изрекаемой лжи.

Список источников

1. Колонизация мира 1492-2008 // Википедия. 2008 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Колониализм#media/File:Colonisation2.gif

2. Марков А.Р. Народ как субъект трансформации российского политического процесса // Выбор власти & Власть выбора: сборник докладов Всеросс. науч.-практ. конф. молодых ученых. Ивановский филиал РАНХИГС при Президенте РФ. 2018. С. 172-180.

3. Марков А.Р. «Новое кулачество» как субъект трансформации российского политического процесса // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 4. С. 46-49.

4. Марков А.Р. Политическая теория И.А. Ильина: опыт современного прочтения // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. № 3. С. 105-109.

5. Марков А.Р. Трансформация российского политического процесса: структура социокультурного базиса // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 1. С. 121-125.

6. Междуморье // Википедия: статья. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Междуморье

7. Михайлов О.Н. Суворов (Серия ЖЗЛ, 1973) // Адъютант.Ru. 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://adjudant.ru/suvorov/mihailov19.htm

8. Россия это восходящая, молодая и злая империя. Вадим Карасев // TOPINFORM. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8SvL6um_Tic

9. Пол Гренье: «Консервативная Россия? Это значит Война! (Трагедия американской идеологии)» [Пер. Марков А.Р.] // Конт. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://cont.ws/@love-markov/165159

10. Тютчев Ф.И. Silentium! // Интернет-библиотека Алексея Комарова. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://ilibrary.ru/text/1281/p.1/index.html

Оригинал публикации

Марков А.Р. Социокультурные основания трансформации российского политического процесса: имперская традиция // Актуальные проблемы современных общественных наук и задачи гуманизации общества [Электронный ресурс]: материалы VII Респ. заочной науч.-практ. конф. молодых ученых. Уфа: БАГСУ. 2018. С. 194-201.

Этатизм

    На Первом вышла очередная премьера Эрнста, которую просто невозможно смотреть. Чем зрителей взбесил ремейк фильма «Противостояние».

    Есть такой старый анекдот, который как нельзя лучше описывает то, что происходит сегодня в отечественном кинематографе:С каждым годом я стал замечать, что советские актёры в советских ф...

    Не знаю, зачем, но знаю, что зря

    Этой фразой я могу прокомментировать само назначение Симоньян на должность главреда РТ. Кто её туда назначил? Зачем? Почему? И совершенно точно, что зря. Она же дура! Абсолютно профнепригодная! ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Love-Markov 27 февраля 2019 г. 13:46

      Русский, не будь тяглом

      В продолжение темы сословной социальной стратификации. Почему на микроуровне общественных процессов (проще говоря, в быту) евреи и кавказцы эффективней русских и других "лесных" народов, населяющих РФ? Бла-бла насчет "этнической преступности", "диаспор" и т.д. прошу оставить при себе. А собственно: в апокрифических местечках, в закавказских социумах нет (практически о...
      2684
      Love-Markov 26 февраля 2019 г. 11:23

      Нынче в клинче: левая идея для России - полный бесперспективняк

      "Сисилизму" условного СССР 2.0 с его непримиримыми эстетическими разногласиями в отношении сегодняшнего курса нашей власти (курса по своей природе, в общем-то, не чуждого отдельным элементам социалистического прошлого) сегодня просто вилы. Причем вилы эти раз за разом левакам засаживает в бок не злонамеренная кучка элитариев (которые пусть мнят себе, что...
      1593
      Love-Markov 24 февраля 2019 г. 18:55

      От "наворовал" и "насосала" к "мир - законная добыча русских"

      Неспешно изживаемой в России зависти к богатству псто. В продолжение вот этой заметулечки. Несколько житейских зарисовок. Например, один приятель 9 лет назад приходит как-то и рассказывает: мол, иду себе на работу (был тогда айтишник на заводе. - прим. авт.), на светофоре красный свет, остановился и заметил за рулем Тойоты RAV4, проезжавшей мимо, девушку по вызову, ко...
      5271
      Love-Markov 21 февраля 2019 г. 15:56

      Борьба с басмачеством как "геноцид туркменцев"

      Вот сидим однажды мы с женой (она приехала в 16 лет учиться из Туркменистана, куда еще во времена советские перебралась ее семья, в Уфе корнями вросшая аж с позапрошлого столетия - городовые, мелкие служащие, тоси-боси), разговариваем, выдает мне: "А туркмены до сих пор припоминают русским геноцид в 20-х и 30-х..."Я аж прифигел: "Какой, блин, еще геноцид?" ...
      7187
      Love-Markov 20 февраля 2019 г. 13:57

      Как осаживать говорунов насчет "отсталой России"

      если нет возможности пробить невозбранно в торец, отвечаешь: "с формулировкой не согласен. с точки зрения людей знания - это так. а с точки зрения русского менталитета - всему свое время. в политической науке есть понятие модернизации, которая бывает первичная, вторичная (неорганическая)... а у русских она всегда догоняющая (подчеркну, что это конвенциональный, устояв...
      1986
      Love-Markov 16 февраля 2019 г. 18:36

      Сталину обязан жизнью. Буквально

      Физически. А уж узнал об этом лишь на четвертом десятке лет жизни: то ли в 2013-м, то ли в 2015 годе. И благодарить я должен, судя по всему, то самое Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности", он же печально известный "Закон о тре...
      4233
      Love-Markov 14 февраля 2019 г. 23:46

      По капле выдавить советское: "новое кулачество", русское бюргерство, "глубинный народ"

      Читали вы статью Суркова о "глубинном народе"? Наконец-то нас заметили :-) И наконец-то о нас пишет кто-то, от кого не отмахнуться (как, к примеру, от меня, об этом пишущего уж 4-й год), при этом сделав вид, что "ничё не было" ;) Вообще в России всю дорогу - власть двух политических меньшинств: "силовиков" (дворян / чиновников / бандитов) и "духовников...
      3671
      Love-Markov 9 февраля 2019 г. 17:55

      Почему Столыпин, Сталин, я и англосионисты - за богатых

      Прим.: только англосионисты – за своих и против наших. Пару дней назад британцы Pet Shop Boys презентовали новый мини-альбом с красноречивым названием «Agenda EP» (agenda – повестка дня). И в нем всего 4 песенки: умеренно-слезливая о детях-брошенках и три до безобразия оптимистичных диско-номера о современных политиках, соцсетях и богачах. Послушал в фоновом режи...
      3006
      Love-Markov 5 января 2019 г. 10:21

      СССР придуман в Англии

      В одной из интернет-дискуссий годичной давности уже заикался, что Союзов ССР как минимум было ТРИ (причем все - разные, имевшие взаимоисключающую суть), но только дочитав тогда же книгу "Презумпция лжи" Александра Багаева, профессионального переводчика-синхрониста, работавшего одно время в штате Секретариата ООН (книгу, кстати, с предисловием Фурсова, огромнейшей исто...
      5349
      Love-Markov 29 декабря 2018 г. 12:05

      "Новое кулачество" как субъект трансформации российского политического процесса

      Аннотация: статья посвящена определению актуальных субъектов трансформации российского политического процесса, в качестве которых автор видит такое мета-сословие, как «новые кулаки». Используемый междисциплинарный подход позволяет данную гипотезу вывести из самых общих особенностей российских климатических условий, социокультурных ориентаций, политических традиций. ...
      3390
      Love-Markov 29 декабря 2018 г. 08:09

      Народ как субъект трансформации российского политического процесса

      Аннотация: предлагаемая статья обзорно, конспективно освежает читательские «рецепторы», отталкиваясь от посылки о глубоко церемониальной, имитационной природе западного парламентаризма в деле трансформации российского политического процесса и сводя основную сюжетную линию крайнего к традиционной для нас диаде «Народ - Государство». В конечном счете, автор формулирует ...
      2790
      Love-Markov 28 декабря 2018 г. 21:36

      Социокультурные основания трансформации российского политического процесса: патрон-клиентская концепция

      Аннотация: статья посвящена анализу различных этапов развития государственной кадровой политики, представляя оные в качестве социокультурных оснований трансформации российского политического процесса. Делается вывод о политической целесообразности «кумовства», присущего патрон-клиентской модели ГКП, в период сегодняшнего транзита политической системы России к метафеод...
      2574
      Love-Markov 28 декабря 2018 г. 16:56

      Социокультурные основания трансформации политического процесса: от наивного к постциничному

      Аннотация: статья рассматривает феномены первичной идеологизации, де- и реидеологизации через призму социально-психологической триады «наивное – циничное – постциничное». В конечном счете, автор выводит полное соответствие фигуры речи «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» политическим потребностям наличного момента. ...
      3948
      Love-Markov 28 декабря 2018 г. 15:19

      Конституции как правовые основания трансформации российского политического процесса

      Аннотация: статья посвящена диахроническому сравнительному анализу отечественных конституций как интегральных социокультурно-правовых оснований трансформации политического процесса. В итоге автор приходит к выводу о именно формальной трансформации политического процесса России при сохранении глубинной неизменности самой его природы на протяжении всего ХХ столетия. ...
      2512
      Love-Markov 28 декабря 2018 г. 14:50

      Трансформация российского политического процесса: структура социокультурного базиса

      Аннотация: статья посвящена анализу основных социокультурных оснований трансформации российского политического процесса, как приводя их в соответствие с теми или иными периодами развития отечественной государственности, так и уточняя их взаимосвязи в рамках иерархической структуры социокультурного базиса политического процесса России. Опираясь на проделанный анализ, а...
      3841
      Love-Markov 31 августа 2017 г. 15:17

      Стивен Уолт: «На что бы был похож мир реалистов?» [Перевод]

      Загадаю вам загадку, господа студенты-международники всея Америки: почему один небезызвестный, скажем прямо, выдающийся подход к изучению внешней политики не вписался в рамки публичного дискурса, особенно на страницах наших ведущих газет, даром что послужной его список в недавнем прошлом, возможно, на голову превосходит те подходы, что сейчас доминируют? ...
      969
      Love-Markov 31 августа 2017 г. 15:03

      Владимир Путин и #ТотальнаяПолитика: феномен политического лидерства в XXI в.

      А не замахнуться ли нам на Руслана, понимаете ли, нашего Осташко? ^^ Не рискнуть ли тут поупражняться в лизоблюдстве, пусть и самоироническом? Хотя, пожалуй, имярек, по текстам его судя, подвизается как юный падаван при Мастере Володине, а я-то в заголовок выношу Его Темнейшество, буквально альфу и омегу политической системы нашего Отечества, но шутки в сторону… ...
      1579
      Love-Markov 28 августа 2017 г. 00:42

      Социокультурные основания трансформации политического процесса: критика концепций деидеологизации

      Аннотация: цель статьи – путем рассмотрения и критики концепций деидеологизации приблизиться к пониманию роли такого типа социокультурных оснований трансформации политического процесса, как идеология, в жизни современного общества. Показано, что корни течения лежат в негативном отношении его представителей к феномену идеологии, которое берет начало еще с построений К....
      1273
      Love-Markov 28 августа 2017 г. 00:35

      Политическая теория И.А. Ильина: опыт современного прочтения

      Аннотация: Статья посвящена анализу основных аспектов политической философии выдающегося русского мыслителя Ивана Ильина, который сформулировал ряд оригинальных теоретических положений, предопределивших лицо современного либерального консерватизма в России: понятие правосознания, идея ранга и классификация государств как учреждений либо корпораций. Опираясь на продела...
      5035
      Love-Markov 5 апреля 2016 г. 23:21

      Материк Россия: от идеологии - к Мечте-3000

      Для затравки сразу привлеку внимание пытливого читателя слегка провокационным месседжем, центральным в рамках нижеследующего текста: на мой взгляд, сегодняшняя Россия в идеологии НЕ нуждается. Во-первых, потому, что оная уже стихийным образом сложилась, что и демонстрируют события вокруг России последних трех лет. Во-вторых, напротив, в нынешней России до сих пор букв...
      1976
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика