• РЕГИСТРАЦИЯ

Про эстетику и искусство

6 2215

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Продолжение статьи про эстетику; в прошлый раз больше было за чистую теорию, сегодня попробую больше погутарить за практику; как было, как стало; правда, будет ещё обиднее, чем в прошлый раз, особенно работникам культуры и искусства. Не со зла, а правды ради.

В прошлый раз показывал, что такое эстетика вообще, и почему её нет в современном обществе. Само понятие "эстетика" никуда не делась, но она перешла с общественного уровня на частные случаи, превратившись в какие-то полу-сектантские оценочные суждения. Это всё - прямое следствие разрушения псевдо-либерализмом самого понятия "Общество"; но обо всём по порядку. Разделю статью на две части; в первой погутарим за историю; небольшой исторический экскурс.

Про эстетику в РИ и СССР

Обычно, когда рядом упоминается Российская Империя и СССР, жди махача булкохрустцев и краснопузых; но, забегая вперёд, скажу, что эти две сущности в данном контексте похожи, и если и можно их противопоставлять, то только безумию РФ и прочей современности. В обоих случаях можно и нужно говорить о наличии эстетики, в противовес современному балагану; вот это вкратце и рассмотрю.

В РИ, безусловно, была чётко выраженная эстетика, пусть и немного вторичная по отношению к обще-европейской, однако обладающая собственным стилем, вполне позволяющем говорить о самобытной российской эстетике. Правда, здесь следует сделать очевидное замечание, что в РИ (как и прочих полу-феодальных империях Нового времени), было две различных эстетики, между собой пересекавшиеся довольно слабо - это были эстетики элитарная и простонародная. Не потому, что они были противоположны или не принимали друг друга; они попросту не пересекались (слегка утрирую).

И среди элитарной, и среди простонародной эстетики было чёткое понимание, что хорошо, а что плохо, и это всячески транслировалось посредством искусства и культуры. В элитарной эстетике, культуре знати, было весьма чёткое понимание, где возвышенное, а где низменное; одно дело балет с оперой, и другое - кабак и канкан. Не будем морализаторствовать - спрос на низменное всегда был, но, подчёркиваю красным, эстетика всегда чётко показывала, где чьё место, что позволяло творцам заниматься высоким искусством без опасения конкуренции со стороны кабацких певичек и прочих шутов. В простонародной культуре тоже есть разделение на "высокое" и "низкое" (с одной стороны - духовные стихи, с другой - жЫрные частушки), и спрос также есть на всё; надо лишь понимать, что ведёт вверх, а что вниз; что и называется эстетикой.

Разложение РИ в конце своей истории (вызванное не в последнюю очередь, например, указами о вольности дворянства), разумеется, подействовало и на эстетику общества; точнее, на обе. :) Как среди элитариев появилось потребительское отношение к высокому искусству, так и в простонародной среде, из-за событий 1905-7 годов, началось отторжение Церкви (как части государства); хотя там процессы всегда шли гораздо медленнее, и тем не менее эстетика, окормляемая Церковью, начала трещать по швам.

После Революции немедленно и осознанно начала формироваться единая советская эстетика, что не могло обойтись без эксцессов; по ряду аспектов новосозданная эстетика проигрывала обоим своим прародителям до самого своего конца. Это и немудрено - клятые большевики пытались подтянуть широкие народные массы до уровня понимания бывшей элитарной эстетики, идя на заведомые упрощения. Эстетика 1920-х - начала 30-х годов, конечно, местами выглядит крайне не очень, но это были муки творчества, которые привели к формированию т.н. "сталинского стиля", который по ряду аспектов превосходит старорежимную эстетику; он также известен как соц. реализм.

Если бывшую элитарную эстетику соц. реализм принял практически безупречно, отсеяв шлак и всячески продвигая лучшее из отечественной и мировой классики, то с простонародной культурой имхо вышел эпик-фейл. То ли не разобравшись, то ли намеренно, ради бОльшей управляемости, мастеровые советской эстетики исказили самые основы простонародной культуры, и отказались от субъектности обывателя, превратив культуру народа в культуру для народа. Это привело к формированию жанра "русских народных песен и танцев", не имеющих отношения ни к русскому, ни к народному; фактически, после Революции о простонародной эстетике в обществе можно уже просто не вспоминать, культуру заменили симулякром.

Имхо, это в немалой степени послужило катализатором последующего разложения советского общества; утерявшие культурную и эстетическую субъектность граждане не чувствовали непосредственную причастность к советской культуре - да, это наши песни, но не лично твои; лично тебя мало что связывает с "Подмосковными вечерами" и "Катюшей", кроме, возможно, неосознанной ностальгии по прошлому. Поэтому, когда пошёл накат на Советскую власть и вообще всё советское, включая эстетику, то удалось разделить партию и народ творцов и потребителей, что было бы невозможно, не утеряй советский человек субъектность в культуре.

"Руссконародная" часть эстетика оказалась неким пятым колесом общесоветской культуры, толком так никогда в неё и не встроившись - для строителей будущего она была слишком ретроградной, а для простого народа - слишком пластмассовой и сценической, не-естественной. Впрочем, то же касается и многих поздних жанров советской культуры; от эстрады до рока, который легализовался уже под занавес СССР, что даёт повод некоторым "звёздочкам" думать о собственной роли в его разрушении. Ошибкой имхо было само по себе принятие искусственных жанров (таких, как рок или та же "руссконародность") в эстетическое пространство Общества; и вместо единой эстетики всё начало расползаться в разные стороны, что и неудивительно для бессистемного подхода.

Про современность

Переходим к самой обидной части статьи. :) На смену имперским эстетикам пришла советская, а на смену советской эстетике не пришло ничего; разрушившие советское общество "демократы" не построили на её месте ничего свЯзного; впрочем, это же касается и многих других аспектов общественной жизни.

Эстетика - это своего рода общественная цензура; оценка Обществом артефактов культуры и искусства на соответствие неким общепризнанным стандартам. Она формируется теми же культурой и искусством, и служит своего рода маркером Добра и Зла в этой области; условно говоря, петь красиво хорошо, петь мимо нот - плохо. Да, за ней следят маститые спецы, критики и прочая эстетствующая братия, но и простой человек вполне способен оценить, хорош или плох некий культурный артефакт, если он находится в общественном эстетическом пространстве. А вот тут и опаньки.

Современная "культура" постулирует Свободу (с своём собственном понимании этого слова) как основополагающее понятие в Обществе, что противоречит всему, включая здравый смысл; как уже тыщу раз говорил, по этой логике Свободная Личность > Свободная Личность + Свободная Личность +..., т.е. 1>∞. Проблема тут в самом определении Свободы, которая почему-то понимается как свобода от ограничений, хотя философы давно постулируют её как осознанную необходимость, то есть возможность действовать осмысленно, что, наоборот, автоматически подразумевает осознание ограничений.

И подобное понимание "свободы" автоматически ведёт к т.н. "свободе творчества", когда совершенно легитимным становится жанр "я творю как дебил"; более того, если вы погуглите (или пояндексите) понятие "современная культура", то именно этот жанр и найдёте во весь топ поиска. Если нет ограничений в творчестве, то нет и эстетики, которая суть система понимания прекрасного и ужасного.

А если нет эстетики, то нет и осознания, что является высоким творчеством, а что - шутовством на потеху публики. Без формирования единой эстетики именно так дело и обстоит - то, что ещё при клятых большевиках было высокой культурой, сейчас - потеха для эстетствующего меньшинства, а большинству до неё дела нет. И возникают логичные вопросы - почему какой-нибудь Денис Мацуев, мастерски лабающий на пианине, чем-то должен быть лучше не только Стаса Михайлова (который на порядки популярнее), но и какого-нибудь кабацкого лабуха; тот умеет играть "Мурку" ничем не хуже. Творец (пусть даже и с большой буквы Хэ) автоматически превращается в ремесленника, окучивающего секту любителей определённого жанра творчества, и вынужден конкурировать с другими сектантами и другими сектами. Логично ли в данном случае вырождение любого творчества, судите сами.

Отсутствие эстетики как таковой (на уровне Общества) обессмысливает творчество само по себе; зачем напрягаться, если можно рубать капусту на том, что есть, минимизируя расходы. То, чем занимается у нас Министерство наше культуры, уже давно вызывает чувство глубого недоумения; если оно поддерживает секту любителей высокого (когда-то) искусства, то это ещё ладно; но оно же одновременно и поддерживает кино, находящееся на противоположном краю этой же бывшей эстетики; каждое первое видео того же BadComedian - про фильмы, созданные при поддержке МинКульта. То есть доблестным деятелям Министерства "культуры" всё равно, продвигать того же Дениса Мацуева, или сортирный йумарок от КВНщиков и Камеди-клуба; причём это уже даже не навет, а логическое обоснование данного поведения.

В массах ещё есть понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, поэтому где-то в глубине сознания мы ранжируем творцов и лабухов, однако инерция мышления не бесконечна; и если обратить взоры на пресветлый Запад, то там мы увидим полноценное идолопоклонничество перед актёрами низкого жанра (даже по советским меркам, не говоря уж там за всякую античность); рок-певцов награждают орденами и чуть ли не дворянскими титулами; а это уже, граждане и старушки, даже не диагноз, а приговор современной "эстетике". Нет понимания, где хорошо, где плохо, где верх, где низ, где берега вообще - вот и награждаются рыцарскими званиями какие-то шуты и лабухи, при всей моей симпатии к Джону Маккарти.

Это какой-то долбаный стыд, ровнять бойцов и клоунов

Хотя о чём это я; понятия "стыд" тоже нет в современной эстетике и культуре. Потому и нет разницы, лабух ты или творец, кривляешься или пытаешься образовывать народ. Искусство - это ведь образование, донесение верхней границы эстетики до масс; да, есть и нижняя грань искусства, та же сатира и клоунада, предназначенная для высмеивания нижней границы эстетики; но если у нас нет эстетики, то нет и градации искусства. И искусство перерождается из образования в ремесло, заработок бабла на собственной пастве.

Поэтому извините, если в народе нет понимания нужности искусства и культуры; для него это всё - клоунада и развлечения под пивасик. Нет эстетики, нет и опоры для различения творцов от лабухов. И все "творческие" потуги в этих условиях - чуть менее, чем полностью бессмысленны.

Единственный хороший выход, который тут видится - перевод искусства снова в разряд образования, и ориентация на повышение культурного уровня, а не на развлечение масс. Но это входит в противоречие с экономическим базисом современности - массы заумь хавать не будут, им бы что-нить под пивас, и без определённого информационного насилия не обойтись, а откуда его взять?.. Народу и так с утра до ночи ездят по ушам проповедники "свободного" образа жизни, которым всё равно, творец ты или лабух, и перешибить это сложно до невозможности.

Народный консенсус нужен. Но пока что всё движется в обратную сторону, увы. Нужно образование и воспитание, и не только на уровне "мама мыла раму", но и в плане эстетики.

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок

    Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

    Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

    Назван идеальный вариант завершения Россией спецоперации на Украине

    Политолог Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и прокомментировал свое видение идеального завершения спецоперации, а также предстоящую в Швейцарии «мирну...

    Ликвидация при задержании: уничтожен украинский агент в России

    Публикуем информацию о ликвидации при задержании одного из агентов Украины, причастного к организации террористического акта в «Крокусе» и планировавшего другие теракты на территории России. ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Xommep 25 апреля 10:18

      Про самодурство

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Напишу-ка не самую высокоинтеллектуальную статью; тем не менее, имхо вполне важную для понимания, что происходит вокруг. Современный человечек слишком часто сталкивается с неадекватным насилием над собой, которое он не может объяснить; отсюда может стать понятнее, что откуда берётся.Самодуром называют человека, который действуе...
      189
      Xommep 10 апреля 11:02

      Про айтишников

      Оригиналы статей - как обычно, у меня в ЖЖ.Объединю две статьи из ЖЖ в одну; они на ту же тему, и написаны подряд, так что смысла делить не вижу.После некоторой паузы, вызванной проведением дедского фестиваля, ворочаюсь к напейсанию заумных статеек. В этот раз будет не так нудно, как обычно, но тоже местами непонятно. Хотя попробую рассмотреть относительно хайповую те...
      684
      Xommep 22 марта 11:43

      О культурности, часть IV - про базу

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей о культурности; в предыдущей части упомянул, что для построения сколько-нибудь светлого Будущего нам необходимо поменять местами нонешние Добро и Зло; то есть, по сути, построить отрицание современного "общества". Да, кто думает, что культурность - это про "пардон, мадмуазель", проходим в предыдущие статьи...
      141
      Xommep 19 марта 10:20

      О культурности, часть III

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Третья часть цикла о культурности; в предыдущей части хотел перейти к основной мысли статьи, да так и погряз в описании проблемы. В этот раз тоже не выдам раз и навсегда выструганных решений, их просто нет в условиях отсутствия культуры как таковой; но хоть какой-то свет в конце тоннеля покажу.Вначале, как всегда, небольшая зат...
      132
      Xommep 18 марта 12:21

      О культурности, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о культурности; и речь, как тут всегда и бывает, не про "пардон, мадам", а про место культурных норм в жизни Человека и Общества. Вопрос кажется обывателю незначительным; но на деле это - один из ключевых вопросов нашей жизни вообще. Для плазменных этот вопрос может показаться идеалистичным, но напомню, что иде...
      164
      Xommep 15 марта 11:45

      О культурности

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В позапрошлой статье про осознание правил упомянул, что в культуре здорового человека может работать принцип "нравится/не_нравится"; вроде бы очевидность, но вроде бы ранее не рассматривал в отдельной статье.В современной "культуре" существует принцип "нравится/не нравится", который по сути определяет Добро и Зло для обывателя;...
      74
      Xommep 14 марта 13:21

      Про жизнь как игру

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В предыдущей статье упомянул о том, что вся наша жизнь - игра; вот сегодня как раз и попробуем в этом поразбираться. Может показаться, что аффтар окончательно погряз в казуистике; но у нас тут с вами цикл статей про виртуальность и правила, что в полной мере касается и рассматриваемой темы.Игра — в разной степени осознаваемый ч...
      243
      Xommep 13 марта 12:18

      Про правила и их осознание

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл про правила пластмассового мира; сегодня попробую показать направление, куда следует копать при лечении пластмассовости, читай виртуальности. Готовых рецептов не будет; у нас тут с вами не уголок пропагандиста; и вообще в этом цикле статей договорились не морализировать. Но хотя бы какие-то зацепки постараюсь пок...
      268
      Xommep 12 марта 12:55

      Про пластмассовость, виртуальность, киндеров и правила

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила пластмассового мира; читать её вперёд. Делаю уже третий заход (если считать от статьи про правила и виртуализацию) в попытке описать абсурдность ситуации, когда виртуальность для обывателя выглядит привлекательнее и приоритетнее реальности.Предыдущая часть статьи неожиданно получила всплеск активнос...
      180
      Xommep 11 марта 12:26

      Про правила пластмассового мира

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила и виртуализацию; читать вперёд.Постоянно в своих статьях ссылаюсь сам на себя; это не от того, что не признаю авторитетов, но слишком многое из окружающего считаю абсурдным, и по ссылкам поясняю, почему. Считать всё вокруг ненормальным, а только себя нормальным - это уже что-то из психиатрии; но есл...
      291
      Xommep 11 марта 08:44

      Про правила и виртуализацию

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.По следам статьи "человек человеку кто"; попробую здесь немного объяснить, зачем всё это пишу, ведь готовых решений, куды бечь и за кого голосовать, у меня обычно нет. Почему культура и этика касается каждого, даже в нонешнее тревожное время суток.Регулярно в своих статьях пишу кажущиеся заумными слова, типа не-субъектность обы...
      194
      Xommep 6 марта 12:35

      Нравится - не нравится и человек человеку кто?..

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю тему обывательской морали имени "нравится/не нравится"; в предыдущей статье упоминал про мораль "человек человеку друг"; сегодня попробую показать их взаимосвязь (а точнее, конечно, их антагонизм). Как всегда, будет обидно; но тут всегда так.Как обычно, желательно предварительно прочитать предыдущие статьи по теме, ин...
      119
      Xommep 5 марта 13:50

      Нравится, не нравится - про современные Добро и Зло

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжу цикл про виртуализацию; в предыдущей части проехался в очередной раз по культ-работникам, но проблема не только в них, вестимо. Одна из ключевых проблем современности в том, что обывателя в общем-то устраивает происходящий вокруг бардак; в общем-то, в этом есть немалая вина культ-работников, но и обыватель сам обманыва...
      243
      Xommep 4 марта 11:40

      О виртуализации культ-работников, продолжение

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о виртуализации и культ-работниках; в прошлый раз было про исторический экскурс, сегодня- больше про современность. Может показаться, что проблема узко-профессиональная; а ничего подобного; везде, где мы видим упоминание термина "культура", это про всех про нас.В предыдущий раз упоминал о том, что в ходе турбо-...
      126
      Xommep 29 февраля 09:22

      О виртуализации и культ-работниках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Своего рода спин-офф мини-цикла статей про культ-работников; в нём обозначил масштабы проблемы, но не указал причины её возникновения. Для выбора средства лечения нужно понимать, что лечить; и откуда что взялось. Попробую описать.Тему виртуализации описывал многократно; имхо это одна из центральных проблем современного общества...
      133
      Xommep 26 февраля 12:33

      О культ-работниках как лже-пророках, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю недавнюю статью про культ-работников; сегодня проведу ещё более обидные параллели, чем в прошлый раз. И если кому-то кажется, что речь будет касаться только сферы культуры (причём в плохом смысле), то огорчу я вас. Так что не обиженным опять не уйдёт никто. ;)))Недавно нашёл на тытрубе канал какой-то вокалистки, котор...
      362
      Xommep 22 февраля 11:58

      О культ-работниках как лже-пророках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.На аналогичную тему писал полгода назад, в рамках цикла о информационном паразитизме. Как иногда повторяю, с годами многие граждане переходят из радикалов в консерваторы, а у меня всё наоборот: над натиском шизы современного мира всё больше радикализируюсь. Так что сегодня попробую провести аналогии между любыми культ-работника...
      274
      Xommep 16 февраля 13:48

      Про образование и смыслы

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В продолжение вчерашней статьи про смысл образования. В некотором роде это будет приквел - рассказывать о вопросе надо с постановки проблемы, которая даже ширше, чем само по себе образование. Хотя постоянным листателям, возможно, ничего нового и не расскажу.Тема статьи перекликается с продолжением статьи anlazz, вышедшей чуть р...
      247
      Xommep 15 февраля 14:05

      Про смысл образования

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Наброшу провокационный заголовочек; речь пойдёт не за то, зачем нужно учиться (т.е. про личное образование), а про систему образования в целом; какой в ней смысл. Не то, чтобы автора покусал новоиспечённый аргентинский президент с бензопилой; речь, как обычно, пойдёт про поиск смысла; не про стереотипы и пафосные бла-бла-бла, а...
      349
      Xommep 2 февраля 09:32

      Про ложную урбанизацию

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Попробую рассмотреть проблему современной "урбанизации" с культурной точки зрения; экономическая её несостоятельность уже давно видна невооружённым взглядом. Хотя пройтись придётся, вестимо, и по экономической составляющей этого аспекта, как минимум ради системного подхода, о котором было в последних статьях.Идею разобрать вопр...
      303
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика