• РЕГИСТРАЦИЯ

Про эстетику в РФ

3 1281

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Третья часть цикла статей про эстетику; на самом деле, именно с этой стороны начинал обдумывать тему, но, как часто бывает, стоило полезть в определения, и пришлось погрузиться во тьму чистой теории и прочей зауми и занудства. Сегодня попробую разобрать проблемы ново-русской эстетики, эстетики РФ. Аналогичные проблемы наверняка лютуют и на всём остальном пост-советском пространстве, просто отсюда, из Сибири, их плохо видать.

Недавно смотрел очередной ролик от Ивана Диденкопредыдущей части, что её нет. В буквальном смысле её действительно нет, но есть некий симулякр, заменяющий современникам эстетику, квази-эстетика или эстетика в кавычках, обо что сегодня и поговорим.

Эстетика, напомню, это учение и система оценки прекрасного, а также общественная цензура понятия красоты; и только кажется, что это нельзя систематизировать, очень даже можно, о чём было в прошлых частях. В современных условиях разгула "свободы и демократии" о эстетике в буквальном смысле говорить не приходится; если творец хочет творить как дебил, это его право; свободная личность понад усе, и всё такое. Но совсем вытравить эстетику из нашей жизни невозможно, и на её место приходят суб-эстетики, т.е. эстетики для суб-культур. Например, есть масса любителей прекрасного, и, если находиться среди этой благообразной публики, то может показаться, что с эстетикой всё в порядке, вполне на уровне старорежимного общества имени французской булки; ровно то же с простонародной эстетикой в среде фольклористов. Но, как нетрудно догадаться, ключевое слово тут "может показаться"; мы можем быть совершенно уверены в том, что хорошо или плохо, но только в узком кругу единомышленников; при выходе в широкий мир Общества на любого эстета выльется столько вёдер помоев, что ни в сказке сказать, ни бульдозером убрать.

Квази-эстетика современности - это некий общепринятый формат творчества, за который заходить не рекомендуется. Звучит странно - "формат творчества", почти "деревянное стекло"; однако понятие "формат" известно любому медийщику, и применительно к культуре он означает именно это, формат творчества. Например, многие СМИ ограничивают контент по жанрам, по отсутствию/присутствию определённых политических взглядов (см. бывш. Украина, но и у нас такое тоже местами есть), и, чтобы пробиться туда, нужно подрихтовывать своё творчество под общепринятые форматы. Напомню, что разговор сейчас идёт за искусство, а не за политику или пропаганду; и, тем не менее, прогибаться под изменчивый мир - обычное дело для современного творца.

Муки творчества в данном случае, по большому счёту, вторичны; как многие листатели помнят, я выступаю за ограничения и цензуру во всех областях жизни, включая и творчество (собственно, эстетика как раз об это), поэтому сам по себе формат - это не сказать, чтобы совсем уж плохо. Но не будем забывать, что в отсутствии эстетики в буквальном смысле формат - это просто некий забор на пути творчества, бессмысленный и беспощадный; нет, с точки зрения заработка денег он наверняка имеет смысл - например, эта радиостанция транслирует дез-метал, а эта наоборот, всё, кроме дез-метала; но, как нетрудно видеть, это просто инструмент по сектантскому разделению Общества на суб-культуры, и с точки зрения эстетики он скорее вреден, чем полезен.

Вернёмся всё же к нашим баранам, сиречь к ново-русской квази-эстетике, которую я зачастую обзываю "россиянской", дабы не путать со старорежимной российской, к которой есть масса вопросов, но всё же она кардинально отличается от современного симулякра (см. прошлую часть статьи), хотя бы тем, что она была эстетикой без кавычек. Новорусская квази-эстетика, повторюсь, это просто формат, т.е. ограничения на творчество, как полицейские, так и культурные. Она местами старается мимикрировать под старорежимную свою прородительницу, но це банальная брехня, ибо даже если ты разделяешь стремление к прекрасному, этого мало; нужно ещё и отрицать ужасное, дабы можно было говорить что-то за эстетику. Если тебе всё равно, Моцарт или Шуфутинский, Паганини или Дима Билан, Шаляпин или рэпер Баста, то о какой эстетике можно вести речь? Даже если и не всё равно, но максимум, на что способен формат, это развести Моцарта и Басту по разным каналам, никак нигде не оценив и не озвучив, что одно - это круто, а другое - полное днище; то это тоже не имеет отношения к эстетике.

Может показаться, что я опять в своём стиле мажу грязью пресветлый дом, который построили Ельцин + Путин; однако речь идёт о понимании процессов в культурном пространстве страны, и многое из вышесказанного буквально оче-видно. Речь не просто о констатации факта, что всё плохо; надо разобраться, почему это всё так, как есть. Почему вчерашний творец и актёр Михалков при клятых коммуняках снимал пусть и слегка арт-хаусное, но всё же интересное кино, да и его роли запоминаются, а при Швабоде скатился в какой-то унылый отстой; почему сын великого режиссёра Бондарчука снимает откровенный шлак, а все делают вид, что всё нормально, и т.д. Почему великие артисты советского кино попросту мажутся в сиюминутных поделках, запомоивая собственную репутацию; хотя, опять же, с точки зрения формата всё океюшки.

Иногда мне говорят - дескать, куда ты лезешь в калашный ряд, какой из тебя иксперд в той же эстетике, и всё такое. В данном случае я пока что не предлагаю вешать ярлыки и назначать виноватых; как обычно, поднимаю вопрос о базисных вещах, чем мы вообще занимаемся, и когда всё это кончится. Судить современных "творцов" с точки зрения формата, действительно, бессмысленно - раз они публикуются, выходят на экраны кино и ТВ, в эфир радио и т.д, значит, формату они удовлетворяют, иначе бы давно полетели головы или с них, или с выпускающих редакторов. А больше никаких критериев оценки нет; когда я в своё время задал такой вопрос мэру нашего города, он попросту не понял вопроса, даже не переадресовал его в то же самое министерство наше культуры; как это, творцу выставлять оценки?.. Вопрос эстетики попросту не стоит на повестке дня; пипл хавает и ладно. Напомню, мы всё ещё говорим за искусство; а какое искусство без эстетики? Вооот.

Одной из интересных особенностей ново-русской квази-эстетики является... табу на современную политику. Политикам, блогерам, искпердам можно говорить за политику, а творцам - ни-ни, дабы не запомоиться в глазах коллег. Например, фильм "Крым" многие наверняка ждали, и хотели в нём увидеть хотя бы агитку, взгляд на те события с точки зрения русской культуры; и шо таки мы все поимели?.. Да ништо, просто какую-то туфту в крымских декорациях, пралюбофф. O'Rly?..

Как только "творец" начинает говорить за политику, он тут же вылетает из категории творцов в пропагандисты; что, например, видно по сериалу "Спящие". Причём говорить за политику попэрэдников можно и нужно, никаких проблем; но вот про нынешнее - ни-ни; ни хорошее, ни плохое. Напомню, это всё относится ко всему формату, который задаёт рамки поведения, обязательные для выхода на общую аудиторию. Ты можешь, конечно, выйти за рамки формата, но только один раз ;) и в дальнейшем будешь вариться в секте собственных поклонников, а на широкую аудиторию входа больше не будет.

И вот этот самый формат широкому зрителю и неприятен. Это - своего рода корпоративный сговор "творцов", но зрителей-то не спросили, нужны ли ему такие договорённости и такое отображение реальности в искусстве, когда нет Добра и Зла, и творцы ограничены сортирным юмором, чтобы получить максимальный охват аудитории. Можно ли не опускаться и творить высокое и широкое - да ради Аллаха, только это никому не нужно, кроме узкого круга эстетов; а в целом Обществу, от Перзидента до дворника, всё равно, играешь ли ты классику или материшься в микрофон. Швабода, как мы её хотели. Или всё же нет?

Возможно, это последствия отскока от черечур зажатой эстетики советского общества, когда "низкое" искусство было наглухо заблокировано цензурой, и ни в одном фильме про войну вы не услышите слова "ж*па" (слегка утрирую), и всех буквально насильно толкали наверх по эстетической лестнице, уже толком и не понимая, зачем (см. статью о перепрошивках сознания). И в Перестройку пошёл "отскок", когда на экраны пошла в основном как раз та "чернуха", зажимаемая клятыми большевиками; да так, что "творцы" до сих пор не могут остановиться, хотя народ уже как только не маякует, что "хватит, остановитесь, давайте уже про хорошее". А они всё мажут и мажут дерьмом всё, до чего могут дотянуться; если раньше проклинали большевиков и Сталина, то теперь уже и царя-государя (см. Матильда), и Русскую Весну и деяния собственного Перзидента (см. "Крым", выше). Им всё равно, на что испражняться. Формат позволяет.

Квази-эстетика современности (это касается, разумеется, не только РФ) позволяет чернухе лютовать наравне с высоким искусством; но в нашей культуре она, чернуха, занимает неоправданно высокое место среди "творцов", что позволяет делать определённые выводы о них в целом. Но - с точки зрения эстетик прошлого: советской, старорежимной и простонародной российской. Но ведь это было давно, ещё до Айфона, так что с точки зрения продвинутого современного общечеловека всё окей, не мешайте творцам творить. При этом он, этот продвинутый, скорее всего, терпеть не может отечественное искусство современности, но связать одно с другим, как правило, тяму не хватает.

Ново-русская эстетика вторична по отношению к западенской, плюс ещё поражена некоторыми самобытными родимыми пятнами - страхом перед современной политикой, и излишним погружением в "чернуху". И почему же Русский мир всё сжимается и сжимается все годы Незалежности, интересно?.. ;) При клятом Сталине он был на пол-мира, а теперь, стараниями "радетелей" о русской культуре, уже практически откатывается со своей малой Родины, Украины.

До чего довёл Русский мир проклятый Сталин

Как говорилось в Аватаре, что мы можем им предложить? Дешёвое пиво и джинсы? В чём заключается наша "самость", которой так гордятся проводники "русской культуры"?.. Намеренно ставлю это понятие в кавычки, ибо без понимания соответствующей эстетики ни о какой культуре речи быть не может. Нельзя бесконечно кичиться Толстым и Пушкиным, если прямо вот сейчас легитимными "творцами" в ново-русской культуре являются Шнуров, Баста и какой-нибудь Звягинцев. Они же часть ново-русской культуры? Ну и поздравляю. При взгляде со стороны видны именно они, а не Толстой и Пушкин. Да, интерес к классикам русской культуры будет всегда, но не надо считать всех на свете дураками; классики Золотого-Серебряного века - это носители старо-русской эстетики, как Шолохов и Шукшин - носители эстетики советской. Ново-русская квази-эстетика-то тут при чём? Это же просто паразит на теле оставленной предками культуры.

Понимаю, что эстетика и культура - производные от экономики, и в условиях либерал-монетаризма ничего другого и быть не может. Постулируете примат Свободы понад усе - получите сортирный юморок в переосмыслениях советской классики, и густые мазки навозом по образу не только клятых терранов, но и Государя-Императора. Логика-с.

Означает ли это, что сейчас бесполезна любая культурная деятельность?.. Вовсе нет; но нужно понимать, что это такое, и чем грозит отказ от эстетики. Даже если мы несём разумное-доброе-вечное, но не отказываемся от идиотизма форматных "творцов", то рано или поздно придём к их состоянию. А для этого нужно понимать, что такое Добро, и что такое Зло; хотя бы в плане эстетики. Если только творим Добро, не сопротивляясь Злу - см. всё вышенаписанное.

А вы думаете, что культура - это скрипочки и арфочки? Если там наводить порядок, то начнётся такая дружба народов, что живые позавидуют мёртвым (об это - в следующей статье, ссылка ниже). И делать это необходимо, дабы перестать уже скатываться в оскотинивание современности, и, например, хотя бы попытаться избежать неизбежного уничтожения Человечества постгуманизмом. Хотя если культура для вас - песенки и танцы, то кто ж вам Буратина. Так тоже можно жить, только немного стыдно, имхо.

Русский мир глазами относительно современных творцов

>>> Про эстетику и культ-работников >>>

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок

    Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

    Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

    Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

    Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

    Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой

    Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Xommep 25 апреля 10:18

      Про самодурство

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Напишу-ка не самую высокоинтеллектуальную статью; тем не менее, имхо вполне важную для понимания, что происходит вокруг. Современный человечек слишком часто сталкивается с неадекватным насилием над собой, которое он не может объяснить; отсюда может стать понятнее, что откуда берётся.Самодуром называют человека, который действуе...
      189
      Xommep 10 апреля 11:02

      Про айтишников

      Оригиналы статей - как обычно, у меня в ЖЖ.Объединю две статьи из ЖЖ в одну; они на ту же тему, и написаны подряд, так что смысла делить не вижу.После некоторой паузы, вызванной проведением дедского фестиваля, ворочаюсь к напейсанию заумных статеек. В этот раз будет не так нудно, как обычно, но тоже местами непонятно. Хотя попробую рассмотреть относительно хайповую те...
      684
      Xommep 22 марта 11:43

      О культурности, часть IV - про базу

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей о культурности; в предыдущей части упомянул, что для построения сколько-нибудь светлого Будущего нам необходимо поменять местами нонешние Добро и Зло; то есть, по сути, построить отрицание современного "общества". Да, кто думает, что культурность - это про "пардон, мадмуазель", проходим в предыдущие статьи...
      141
      Xommep 19 марта 10:20

      О культурности, часть III

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Третья часть цикла о культурности; в предыдущей части хотел перейти к основной мысли статьи, да так и погряз в описании проблемы. В этот раз тоже не выдам раз и навсегда выструганных решений, их просто нет в условиях отсутствия культуры как таковой; но хоть какой-то свет в конце тоннеля покажу.Вначале, как всегда, небольшая зат...
      132
      Xommep 18 марта 12:21

      О культурности, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о культурности; и речь, как тут всегда и бывает, не про "пардон, мадам", а про место культурных норм в жизни Человека и Общества. Вопрос кажется обывателю незначительным; но на деле это - один из ключевых вопросов нашей жизни вообще. Для плазменных этот вопрос может показаться идеалистичным, но напомню, что иде...
      163
      Xommep 15 марта 11:45

      О культурности

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В позапрошлой статье про осознание правил упомянул, что в культуре здорового человека может работать принцип "нравится/не_нравится"; вроде бы очевидность, но вроде бы ранее не рассматривал в отдельной статье.В современной "культуре" существует принцип "нравится/не нравится", который по сути определяет Добро и Зло для обывателя;...
      74
      Xommep 14 марта 13:21

      Про жизнь как игру

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В предыдущей статье упомянул о том, что вся наша жизнь - игра; вот сегодня как раз и попробуем в этом поразбираться. Может показаться, что аффтар окончательно погряз в казуистике; но у нас тут с вами цикл статей про виртуальность и правила, что в полной мере касается и рассматриваемой темы.Игра — в разной степени осознаваемый ч...
      242
      Xommep 13 марта 12:18

      Про правила и их осознание

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл про правила пластмассового мира; сегодня попробую показать направление, куда следует копать при лечении пластмассовости, читай виртуальности. Готовых рецептов не будет; у нас тут с вами не уголок пропагандиста; и вообще в этом цикле статей договорились не морализировать. Но хотя бы какие-то зацепки постараюсь пок...
      268
      Xommep 12 марта 12:55

      Про пластмассовость, виртуальность, киндеров и правила

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила пластмассового мира; читать её вперёд. Делаю уже третий заход (если считать от статьи про правила и виртуализацию) в попытке описать абсурдность ситуации, когда виртуальность для обывателя выглядит привлекательнее и приоритетнее реальности.Предыдущая часть статьи неожиданно получила всплеск активнос...
      180
      Xommep 11 марта 12:26

      Про правила пластмассового мира

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила и виртуализацию; читать вперёд.Постоянно в своих статьях ссылаюсь сам на себя; это не от того, что не признаю авторитетов, но слишком многое из окружающего считаю абсурдным, и по ссылкам поясняю, почему. Считать всё вокруг ненормальным, а только себя нормальным - это уже что-то из психиатрии; но есл...
      291
      Xommep 11 марта 08:44

      Про правила и виртуализацию

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.По следам статьи "человек человеку кто"; попробую здесь немного объяснить, зачем всё это пишу, ведь готовых решений, куды бечь и за кого голосовать, у меня обычно нет. Почему культура и этика касается каждого, даже в нонешнее тревожное время суток.Регулярно в своих статьях пишу кажущиеся заумными слова, типа не-субъектность обы...
      194
      Xommep 6 марта 12:35

      Нравится - не нравится и человек человеку кто?..

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю тему обывательской морали имени "нравится/не нравится"; в предыдущей статье упоминал про мораль "человек человеку друг"; сегодня попробую показать их взаимосвязь (а точнее, конечно, их антагонизм). Как всегда, будет обидно; но тут всегда так.Как обычно, желательно предварительно прочитать предыдущие статьи по теме, ин...
      119
      Xommep 5 марта 13:50

      Нравится, не нравится - про современные Добро и Зло

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжу цикл про виртуализацию; в предыдущей части проехался в очередной раз по культ-работникам, но проблема не только в них, вестимо. Одна из ключевых проблем современности в том, что обывателя в общем-то устраивает происходящий вокруг бардак; в общем-то, в этом есть немалая вина культ-работников, но и обыватель сам обманыва...
      243
      Xommep 4 марта 11:40

      О виртуализации культ-работников, продолжение

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о виртуализации и культ-работниках; в прошлый раз было про исторический экскурс, сегодня- больше про современность. Может показаться, что проблема узко-профессиональная; а ничего подобного; везде, где мы видим упоминание термина "культура", это про всех про нас.В предыдущий раз упоминал о том, что в ходе турбо-...
      126
      Xommep 29 февраля 09:22

      О виртуализации и культ-работниках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Своего рода спин-офф мини-цикла статей про культ-работников; в нём обозначил масштабы проблемы, но не указал причины её возникновения. Для выбора средства лечения нужно понимать, что лечить; и откуда что взялось. Попробую описать.Тему виртуализации описывал многократно; имхо это одна из центральных проблем современного общества...
      133
      Xommep 26 февраля 12:33

      О культ-работниках как лже-пророках, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю недавнюю статью про культ-работников; сегодня проведу ещё более обидные параллели, чем в прошлый раз. И если кому-то кажется, что речь будет касаться только сферы культуры (причём в плохом смысле), то огорчу я вас. Так что не обиженным опять не уйдёт никто. ;)))Недавно нашёл на тытрубе канал какой-то вокалистки, котор...
      362
      Xommep 22 февраля 11:58

      О культ-работниках как лже-пророках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.На аналогичную тему писал полгода назад, в рамках цикла о информационном паразитизме. Как иногда повторяю, с годами многие граждане переходят из радикалов в консерваторы, а у меня всё наоборот: над натиском шизы современного мира всё больше радикализируюсь. Так что сегодня попробую провести аналогии между любыми культ-работника...
      274
      Xommep 16 февраля 13:48

      Про образование и смыслы

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В продолжение вчерашней статьи про смысл образования. В некотором роде это будет приквел - рассказывать о вопросе надо с постановки проблемы, которая даже ширше, чем само по себе образование. Хотя постоянным листателям, возможно, ничего нового и не расскажу.Тема статьи перекликается с продолжением статьи anlazz, вышедшей чуть р...
      247
      Xommep 15 февраля 14:05

      Про смысл образования

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Наброшу провокационный заголовочек; речь пойдёт не за то, зачем нужно учиться (т.е. про личное образование), а про систему образования в целом; какой в ней смысл. Не то, чтобы автора покусал новоиспечённый аргентинский президент с бензопилой; речь, как обычно, пойдёт про поиск смысла; не про стереотипы и пафосные бла-бла-бла, а...
      349
      Xommep 2 февраля 09:32

      Про ложную урбанизацию

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Попробую рассмотреть проблему современной "урбанизации" с культурной точки зрения; экономическая её несостоятельность уже давно видна невооружённым взглядом. Хотя пройтись придётся, вестимо, и по экономической составляющей этого аспекта, как минимум ради системного подхода, о котором было в последних статьях.Идею разобрать вопр...
      303
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика