• РЕГИСТРАЦИЯ

Про формализацию и формальность

3 2673

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Продолжаю статью про реактивность; она может показаться бессмысленной графоманией, однако это - формализация поведения человеков. Зачем оно нужно, и почему формализация приводит формальностям в области социальных отношений - в сегодняшней статье. Будет много букв, но в некотором роде здесь попробую рассмотреть, почему общество у нас находится в том состоянии, в котором находится.

Большинство из моих статей в разной степени являются формализацией определённых мыслей; т.е. систематизацией окружающего мира. В изрядной мере это всё - изобретение велосипеда, ибо всё уже придумано до нас (с), но в современном инфо-пространстве подобный подход находится в загоне, и торжествует наоборот, религиозное мышление. И тут я не путаю тёплое с мягким: формализация мыслей является признаком научного мышления, когда во главе угла - поиск истины, тогда как при религиозном подходе главное - вера, неважно во что. Да, и религии в узком смысле тут ни при чём - верить можно не только в Боженьку, но и в то, что американцы не были на Луне, в плоскую Землю, в гомеопатию или альтернативную хронологию; главное - что ваша Вера превозмогает Истину. Этот подход ещё можно обозвать как Мнение против Истины - верую, что до Луны 5 километров, и всё тут.

Формализация - это не просто запись словами буковок, это - систематизация, составление не-противоречивой картины мира (или её проекции). Если вы веруете в то, что Луна в пяти километрах, то вы будете просто игнорировать факты, что самолёты и даже полу-игрушечные квадрокоптеры летают выше, и могли бы в таком случае долететь до неё; верую, ибо абсурдно; при системном подходе такое невозможно: если есть примеры обратного, значит, исходный посыл неверен, хотя бы в частном случае.

Формализация приводит к знаниям - систематизированному набору данных, из которых можно строить достоверную картину мира. Если вы смотрите в окно и видите волны на воде, то для религиозного подхода это может не значить вообще ничего, кроме действий Посейдона, например; научный подход же говорит, что за окном ветер (или в крайнем случае цунамя какая), ибо он описывает причины и следствия. И вот теперь мы зацепляем предыдущую статью - религиозный подход провоцирует реактивное поведение - если ты не знаешь причин и следствий, то не можешь предвидеть результата собственных действий, и практически вынужден действовать реактивно, по мере возникновения проблем, а не с упреждением; не прогибать изменчивый мир, а самому гнуться в такт.

Разумеется, далеко не все люди с религиозным подходом в голове являются реактивными амёбами; многие из них вполне проактивны, и шустрят - только шум стоит; на помощь приходит механизм традиций, неких правил техники безопасности, которые предписывают поступать неким образом, потому что потому; так пращуры завещали. Пользуясь этими правилами, можно эффективно действовать в довольно широких рамках, но за этими рамками ты всё равно вынужден действовать реактивно, ибо не понимаешь, что там происходит; например, народные традиции никак не помогут адаптироваться к условиям существования в безвоздушном пространстве и невесомости. Поэтому традиции хороши в локальном окружении, но для расширяющегося и меняющегося мира они перестают помогать и местами начинают вредить.

- Ура, долой традиции, даёшь науку! - может возопить нетерпеливый листатель, и будет неправ. Простых решений у меня для вас нет, не надо уподобляться либерал-монетаристам, для которых существует одномерная шкала всего, измеряемая в бабле - если выгодно, то хорошо; если невыгодно, то плохо. У нормальных людей в голове должна быть многомерная картина мира, в которой тёплое не смешивается с мягким, и данный случай - как раз об это. Формализация - дело зело полезное, когда касается описательной функции, но в плане руководства к действию тут не всё так однозначно; и это ЖЖЖ неспроста. Формализация позволяет оценить обстановку объективно, но существует целая сфера человечьей деятельности, которая субъективна по определению - это практически вся социальная сфера; и применение объективного подхода в ней превращает результаты формализации в формальность и формализм.

Применение формализации окружающего мира позволяет объективно оценивать обстановку и занимать проактивную позицию (хотя формализация и проактивность - не синонимы); разумеется, если мы понимаем, как что устроено и работает, мы можем действовать куда увереннее и эффективнее, чем аморфная реактивная масса, действующая "по старинке". Однако подобная проактивность, напоминаю, не равно Добро и Польза, по причине объективности формализации, а с точки зрения объективности никакого Добра и Зла нет, есть Истина и Ложь. И это уже другие буквы.

Например, в предыдущей статье упоминал о том, что термины "реактивность" и "проактивность" наиболее распространены в... сетевом маркетинге. Реактивные люди там нужны лишь как биомасса и источник прибыли; основной показатель успеха в этой сфере - проактивная позиция, умение "добиться результата". Почему "добиться результата" закавычено - потому что сейчас МЛМ уже ассоциируется с относительно безобидными схемами по сбыче косметики, тогда как на заре своего пути "сетевики" развлекались, например, строительством финансовых пирамид; по сути любой МЛМ и есть пирамида, только не настолько явная, как приснопамятная МММ. Применение "сетевой" проактивности наносит пользу почти исключительно вершухке сети, а непосредственным потребителям "сетевой" продукции зачастую достаётся один вред; так что знак равенства между проактивностью и Пользой или Добром ставить ни в коем разе нельзя. Умение играть на людских чуйствах, на основе вполне объективных данных науки психологии, можно использовать как на пользу, так и во вред.

Применение формализации, повторюсь, объективно хорошо, но в области субъектных отношений (а это - вся социальная сфера и любые конструкции "человек <-> человек") оно способно как строить, так и ломать. Есть такая дисциплина, которая описывает рамки дозволенного в социальных сферах, с научных позиций, называется этика. Она занимается нравственностью и моралью, но в современном обществе она по сути сведена к морализаторству - оправданию тех или иных действий со стороны заинтересованных лиц с помощью ложных конструкций: мы должны то и сё, потому что Путен напал или Стален ел детей, так что всем молиться полчаса. У обывателя от этого складывается впечатление, что этика - это развод и обман пролетарских масс; что, конечно же, заблуждение и частный случай. Этика либерал-монетаризма - безусловно, брехня и популизм, но это не значит, что этику вообще пора выбрасывать на помойку, ибо это грозит Человечеству превращением в биороботов.

В тысячный раз вернусь к теме обличения господствующей идеологии либерал-монетаризма: в её моральной парадигме свободная личность понад усе; что, само по себе, конечно, брехня, но суть даже не в этом. Если свободная личность действительно über alles, то каким образом вообще можно регулировать межличностные отношения? Если Вася захотел убить Петю и изнасиловать Машу, то что мы можем этому противопоставить?.. Псевдо-либерализм отвечает - только Закон. Всё, что не запрещено - разрешено, и каждая Свободная Личность имеет право творить любую дичь, если соблюдать буквы закона.

Но уже в этой конструкции заметно, что на деле уже не Свободная Личность, а Закон превыше всего: личность нарушать закон не может, а вот закон репрессировать личность очень даже может. Например, буквально на днях свежеиспечённый перзидент Неньки... отменил закон о запрете "мигалок" и прочих привилегий; свободу одних граждан это, безусловно, увеличило, но - за счёт всех остальных личностей. Законы находятся в руках весьма узкой прослойки пассажиров, и регламентируют нашу жизнь всё больше и больше в сторону запретов и закручивания гаек, по различным причинам; недаром Темнейший называл идеалом общества Диктатуру Закона - по сути псевдо-либерализм именно к этому и стремится. Вчера ты мог ходить тут и там, заходить туда и сюда, делать то и сё - а теперь уже увы-увы, запрещено. С какого перепугу, например, я не могу зайти в родную альма-матер - при кровавых большевиках вахтёры следили лишь за тем, чтобы здание по кирпичам не выносили, а теперь - паспортный режим, турникеты, как везде - безопасность, матио. К такой свободе вы стремитесь, граждане современники?..

А ведь всё это - прямое следствие... отказа от этики. Если у человеков нет понятий о Добре и Зле, то единственным ограничителем для них является... страх, сиречь диктатура закона. Мнимая свобода оборачивается диктатурой - собственно, ради этого всё и писалось.

Теперь пора вспомнить о втором рассматриваемом в статье понятии, тесно связанном с уже разобранной формализацией - формальностью:

Формальность
: свойство по значению прилагательного формальный; склонность к соблюдению внешней стороны дела в ущерб существенной его части, сути

Казалось бы, что это за бюрократические штучки, подменять формализацию какой-то бездушностью; так вот об это, собственно, и речь. Формализация позволяет описать всё - включая человечью трижды никому не нужную жисть - формальным образом, а формальность - действовать по этим формулам, без учёта сути происходящего. И это вовсе не преувеличение и не нагнетание - если для нас "свободная личность понад усе", то, значит, диктатура закона и формализация всего окружающего нас в виде запретов или разрешений. А уже отсюда следует, что мы все с точки зрения Общества - не личности, а организмы, ограниченные загонами законов. Если любая свободная личность понад усе, то все одинаково ценны, и - в сей же секунд - одинаково бесполезны; если хотя бы кто-то может нагадить, то, значит, и любой может нагадить, и во избежание надо запретить и не пущать.

Проблема тут в том, что формализация описывает объекты, а человеки - это субъекты, и сведение одного к другому означает игнорирование ни много ни мало, а Личности каждого конкретного человечка, как бы это пафосно ни звучало. Формальный подход к социальной сфере - это сведение человека к бумажке или заявлению, прямой путь к бюрократизации и всё такое, что видно даже в определении термина "формальность".

Казалось бы, аффтар договорился до полезности либерализма; за что боролся, на то и напоролся. На самом деле - дудки; это - тоже применение формализации, только уже в области этики - что для нас Личность вообще?.. И ответ в стиле псевдо-либералов не принимается - если Личность == любой пассажир, то понад усе, как они сами заявляют, она быть не может; там, где встречаются две подобные "личности", немедленно начинаются искры, истерики, и 1>1, ибо каждый из них убер аллес; это городские видят каждый день на дорогах и в общественном транспорте. Если Личность для нас превыше всего, то, наверное, всё-таки это далеко не каждая личность, иначе вся наша жизнь превратится в такой хаос, что пампасы покажутся образцом законности. На деле даже либеральный подход без кавычек можно свести к относительно непротиворечивой картине, обратясь к определению Свободы, которое - опять-таки - так не любят приводить сторонники псевдо-либерализма. Если Свободная личность понад усе, в понимании Свободы как безнаказанности и безудержного полёта мысли, то, увы, либо хаос, либо диктатура закона. А если же Свобода == осознанная необходимость, то у Личности появляются границы, появляется осознанность, и тем самым - внезапно - появляется эта самая Личность. Не организм со всевозрастающим потреблением, неудовлетворённый желудочно, а именно личность, осознающая окружающее.

В определении Формальности есть упоминание о некоей сути, и именно в это мы упираемся при объективном подходе к человечкам. Что есть суть человечья?.. Вопрос, возможно, звучит странно и даже немного по-идиотски, что определённым образом показывает состояние рассудка современника - над основными вопросами философии никто даже и не задумывается, начиная от Темнейшего и до последнего дворника. Большинство творящегося в стране (и не только) абсурда вызвано сведением любых процессов, человеков и всего общества к... набору бумажек - бюджетов, заявлений, писем и прочей документации. Формализацией нашей жизни, той самой диджитализацией. Без понимания сути человека и Общества в целом этот процесс будет только нарастать; для властителей подданные - всего лишь биомасса, которую нужно периодически кормить и стричь.

Гражданам "либералам" может показаться, что формализация нарастает только в "рашке", а уж там-то за туманами всё замечательно; но позволю себе привести (пока ещё не заблокированное) видео немецкой передачи "Дурдом":

В европах тоже далеко не так радужно, как кажут в рекламных буклетах

За словами о безудержной свободе кроется самая что ни на есть тоталитарная диктатура; собственно, это как раз то самое морализаторство, которым псевдо-либералы прикрывают свой тоталитаризм. Давно пора вернуть в общественное поле вопросы этики, не ради морализаторства, а для поиска и обретения той самой сути, которую игнорирует формальный подход в социальных вопросах. А без этого любая Личность будет понад усе, вне зависимости, что она творит и как сильно она вредит окружающим. В рамках отведённой ей клетки, конечно.

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок

    СМИ сообщили о гибели Залужного вместе с высокопоставленными офицерами ВСУ

    WION: Залужный был убит вместе с высокопоставленными офицерами ВСУБывший главком Вооруженных сил Украины Валерий Залужный уже несколько недель не появляется на публике — это подозритель...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Xommep 25 апреля 10:18

      Про самодурство

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Напишу-ка не самую высокоинтеллектуальную статью; тем не менее, имхо вполне важную для понимания, что происходит вокруг. Современный человечек слишком часто сталкивается с неадекватным насилием над собой, которое он не может объяснить; отсюда может стать понятнее, что откуда берётся.Самодуром называют человека, который действуе...
      181
      Xommep 10 апреля 11:02

      Про айтишников

      Оригиналы статей - как обычно, у меня в ЖЖ.Объединю две статьи из ЖЖ в одну; они на ту же тему, и написаны подряд, так что смысла делить не вижу.После некоторой паузы, вызванной проведением дедского фестиваля, ворочаюсь к напейсанию заумных статеек. В этот раз будет не так нудно, как обычно, но тоже местами непонятно. Хотя попробую рассмотреть относительно хайповую те...
      682
      Xommep 22 марта 11:43

      О культурности, часть IV - про базу

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей о культурности; в предыдущей части упомянул, что для построения сколько-нибудь светлого Будущего нам необходимо поменять местами нонешние Добро и Зло; то есть, по сути, построить отрицание современного "общества". Да, кто думает, что культурность - это про "пардон, мадмуазель", проходим в предыдущие статьи...
      140
      Xommep 19 марта 10:20

      О культурности, часть III

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Третья часть цикла о культурности; в предыдущей части хотел перейти к основной мысли статьи, да так и погряз в описании проблемы. В этот раз тоже не выдам раз и навсегда выструганных решений, их просто нет в условиях отсутствия культуры как таковой; но хоть какой-то свет в конце тоннеля покажу.Вначале, как всегда, небольшая зат...
      130
      Xommep 18 марта 12:21

      О культурности, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о культурности; и речь, как тут всегда и бывает, не про "пардон, мадам", а про место культурных норм в жизни Человека и Общества. Вопрос кажется обывателю незначительным; но на деле это - один из ключевых вопросов нашей жизни вообще. Для плазменных этот вопрос может показаться идеалистичным, но напомню, что иде...
      157
      Xommep 15 марта 11:45

      О культурности

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В позапрошлой статье про осознание правил упомянул, что в культуре здорового человека может работать принцип "нравится/не_нравится"; вроде бы очевидность, но вроде бы ранее не рассматривал в отдельной статье.В современной "культуре" существует принцип "нравится/не нравится", который по сути определяет Добро и Зло для обывателя;...
      71
      Xommep 14 марта 13:21

      Про жизнь как игру

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В предыдущей статье упомянул о том, что вся наша жизнь - игра; вот сегодня как раз и попробуем в этом поразбираться. Может показаться, что аффтар окончательно погряз в казуистике; но у нас тут с вами цикл статей про виртуальность и правила, что в полной мере касается и рассматриваемой темы.Игра — в разной степени осознаваемый ч...
      237
      Xommep 13 марта 12:18

      Про правила и их осознание

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл про правила пластмассового мира; сегодня попробую показать направление, куда следует копать при лечении пластмассовости, читай виртуальности. Готовых рецептов не будет; у нас тут с вами не уголок пропагандиста; и вообще в этом цикле статей договорились не морализировать. Но хотя бы какие-то зацепки постараюсь пок...
      265
      Xommep 12 марта 12:55

      Про пластмассовость, виртуальность, киндеров и правила

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила пластмассового мира; читать её вперёд. Делаю уже третий заход (если считать от статьи про правила и виртуализацию) в попытке описать абсурдность ситуации, когда виртуальность для обывателя выглядит привлекательнее и приоритетнее реальности.Предыдущая часть статьи неожиданно получила всплеск активнос...
      177
      Xommep 11 марта 12:26

      Про правила пластмассового мира

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила и виртуализацию; читать вперёд.Постоянно в своих статьях ссылаюсь сам на себя; это не от того, что не признаю авторитетов, но слишком многое из окружающего считаю абсурдным, и по ссылкам поясняю, почему. Считать всё вокруг ненормальным, а только себя нормальным - это уже что-то из психиатрии; но есл...
      288
      Xommep 11 марта 08:44

      Про правила и виртуализацию

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.По следам статьи "человек человеку кто"; попробую здесь немного объяснить, зачем всё это пишу, ведь готовых решений, куды бечь и за кого голосовать, у меня обычно нет. Почему культура и этика касается каждого, даже в нонешнее тревожное время суток.Регулярно в своих статьях пишу кажущиеся заумными слова, типа не-субъектность обы...
      192
      Xommep 6 марта 12:35

      Нравится - не нравится и человек человеку кто?..

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю тему обывательской морали имени "нравится/не нравится"; в предыдущей статье упоминал про мораль "человек человеку друг"; сегодня попробую показать их взаимосвязь (а точнее, конечно, их антагонизм). Как всегда, будет обидно; но тут всегда так.Как обычно, желательно предварительно прочитать предыдущие статьи по теме, ин...
      117
      Xommep 5 марта 13:50

      Нравится, не нравится - про современные Добро и Зло

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжу цикл про виртуализацию; в предыдущей части проехался в очередной раз по культ-работникам, но проблема не только в них, вестимо. Одна из ключевых проблем современности в том, что обывателя в общем-то устраивает происходящий вокруг бардак; в общем-то, в этом есть немалая вина культ-работников, но и обыватель сам обманыва...
      241
      Xommep 4 марта 11:40

      О виртуализации культ-работников, продолжение

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о виртуализации и культ-работниках; в прошлый раз было про исторический экскурс, сегодня- больше про современность. Может показаться, что проблема узко-профессиональная; а ничего подобного; везде, где мы видим упоминание термина "культура", это про всех про нас.В предыдущий раз упоминал о том, что в ходе турбо-...
      123
      Xommep 29 февраля 09:22

      О виртуализации и культ-работниках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Своего рода спин-офф мини-цикла статей про культ-работников; в нём обозначил масштабы проблемы, но не указал причины её возникновения. Для выбора средства лечения нужно понимать, что лечить; и откуда что взялось. Попробую описать.Тему виртуализации описывал многократно; имхо это одна из центральных проблем современного общества...
      131
      Xommep 26 февраля 12:33

      О культ-работниках как лже-пророках, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю недавнюю статью про культ-работников; сегодня проведу ещё более обидные параллели, чем в прошлый раз. И если кому-то кажется, что речь будет касаться только сферы культуры (причём в плохом смысле), то огорчу я вас. Так что не обиженным опять не уйдёт никто. ;)))Недавно нашёл на тытрубе канал какой-то вокалистки, котор...
      359
      Xommep 22 февраля 11:58

      О культ-работниках как лже-пророках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.На аналогичную тему писал полгода назад, в рамках цикла о информационном паразитизме. Как иногда повторяю, с годами многие граждане переходят из радикалов в консерваторы, а у меня всё наоборот: над натиском шизы современного мира всё больше радикализируюсь. Так что сегодня попробую провести аналогии между любыми культ-работника...
      270
      Xommep 16 февраля 13:48

      Про образование и смыслы

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В продолжение вчерашней статьи про смысл образования. В некотором роде это будет приквел - рассказывать о вопросе надо с постановки проблемы, которая даже ширше, чем само по себе образование. Хотя постоянным листателям, возможно, ничего нового и не расскажу.Тема статьи перекликается с продолжением статьи anlazz, вышедшей чуть р...
      244
      Xommep 15 февраля 14:05

      Про смысл образования

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Наброшу провокационный заголовочек; речь пойдёт не за то, зачем нужно учиться (т.е. про личное образование), а про систему образования в целом; какой в ней смысл. Не то, чтобы автора покусал новоиспечённый аргентинский президент с бензопилой; речь, как обычно, пойдёт про поиск смысла; не про стереотипы и пафосные бла-бла-бла, а...
      346
      Xommep 2 февраля 09:32

      Про ложную урбанизацию

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Попробую рассмотреть проблему современной "урбанизации" с культурной точки зрения; экономическая её несостоятельность уже давно видна невооружённым взглядом. Хотя пройтись придётся, вестимо, и по экономической составляющей этого аспекта, как минимум ради системного подхода, о котором было в последних статьях.Идею разобрать вопр...
      299
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика