• РЕГИСТРАЦИЯ

Про стратификацию культуры и искусства

4 930

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

В недавней статье-репосте про кину "Ржёв" упоминал о проблеме профессионализации культуры; пришла черёд, настал пора разобрать этот вопрос поглубже. Обывателю может показаться, что "культура" - это где-то там в филармониях, однако огорчу я вас.

Тема культуры - одна из моих любимых и ходовых; периодически сбиваюсь на общепринятое понимание культуры как песенки/танцульки, хотя у меня даже видео-выступление есть на тему разделения понятий "культура" и "искусство". Между ними, разумеется, есть взаимосвязь; оба влияют друг на друга; однако ввиду утраты обывателем культурной субъектности, искусство в современном служит инструментом манипуляции культурой масс, практически без обратной связи. Звучит замудрённо, но сейчас попробую пояснить.

Не только лишь все мои листатели в курсе, что я занимаюсь народной культурой, без кавычек (предыдущая статья, например), и могу вполне ответственно заявить, что до революции у нас было две мало пересекающиеся культуры - народная и элитарная. Элитарная - это знакомые нонче с дедства Пушкин и Толстой (и т.д.), которые были мало известны в широких крестьянских массах по причине неграмотности оных (хотя есть и обратные примеры); народная - культура низового крестьянства, казачества и мещан, нынче обывателю уже неизвестная. Это - признак стратификации сословного общества в РКПМ.

С переходом к Советской власти бывшая элитарная культура стала чуть ли не насаждаться в массы; классика литературы стала доступны повсеместно, однако ускоренная модернизация общества привела к уже упомянутой выше проблеме утраты обывателем культурной субъектности - чего это мы будем выть как бабки, лучше будем как группа "Беатлез", и так, увы, во всём. Если раньше люди распространяли культуру буквально вокруг себя, через народное искусство, то теперь с граммофонными пластинками не потягаешься, и люди массово перешли из пусть из маленьких, но творцов, в состояние потребителей культурных артефактов. Это произошло задолго до 1991-го года, и зачастую при активном участии властей, замещавших простонародную культуру городскими новоделами. Это до сих пор служит раздражителем для многих современных исследователей старо-русской культуры, однако аналогичные процессы прошли в индустриальных странах намного раньше нашего, и остались на уровне РКМП только в совсем уж патриархальных странах третьего мира. Можно ли было и элитарную культуру внедрить в массы, и сохранить простонародность - возможно, да, но с учётом бурного 20-го века можно понять второстепенность культурного вопроса по сравнению с выживанием страны вообще.

Вообще-то всё это я ранее уже не раз писал; перехожу ближе к сути статьи. Стратификация культуры и искусства имхо начала возрождаться в СССР задолго до 1990-х годов; к Перестройке страна подошла с поколением людей, уже не заставших ужасов военного времени, и, что в данном разрезе более важно, узко специализированным образованием и работой. Начиная где-то с 1960-х годов недавно народившаяся советская интеллигенция быстро принялась ностальгировать по РКМП, и соответственно кучковаться по интересам; так начался новый отрыв "культурных" работников от народа. Если, например, певец или там танцор ещё может заниматься только своим делом и больше ничего не видеть вокруг, то для режиссёров, сценаристов и прочих граждан, отвечающих за итоговый результат культурных артефактов, навязываемых затем сверху миллионной аудитории, подобное приводит к профессиональным деформациям. Что мы сейчас и видим на табло.

Про советские годы много говорить не будем, поворотимся лучше к годам Незалежности; с падением социализма стратификация общества принялась нарастать стремительным домкратом. В "святые девяностые" основные деньги и власть были у братков и прочей мафии, что немедленно отразилось и на культуре с искусством; обслуживающие любую власть культ-работники немедленно принялись производить артефакты, прославляющие преступное поведение; так в нашу повседневную жизнь ворвались феня и мат, которых в позднем СССР было на порядки меньше, а в мире искусства не было вовсе. Откат в 2000-е к обслуживанию "силовиков" мало что изменил; видимо, в современном мире эти страты социально близки к мафии. Сейчас по фене выражается в том числе и министр культуры, ну а чо. Однако проблемой тиражирования мафиозной морали беды культуры и искусства не ограничиваются.

Начал думать над этой проблемой на примере близкого мне движения народной культуры, АКА фольклористика. В последние годы активно общаемся с активистами этого движения по всей Сибири, и немного даже из-за камня; и всё бы хорошо - люди грамотные, дело своё любят, не сводят всё к профанации имени галочек, чем занято министерство наше "культуры"; но есть одно "но". Значительная часть известных фольклористов - профессионалы, и в хорошем смысле этого слова, и, увы, в плохом. Это означает, что группировка фольклористов потихоньку сама превращается в отдельную касту, вроде бы и не закрытую от общества, но занятую собственными проблемами, почти никак не пересекающимися с проблемами Общества в целом. Народ-то у нас по большей части состоит не из профессиональных музыкантов и танцоров. А так культура снова ограничивается внешними проявляениями и сводится к искусству - кто как спел и сплясал, что для ширнармасс, мягко говоря, неважно. Но это всё ещё цветочки по сравнению с современной культурой; фольклористы находятся в постоянном контакте с простым народом и хотя бы представляют, что в жизни деется-то; тогда как широко известные массам "творцы" современного искусства уже давно прозябают в собственном мирке и жизнью Общества не интересуются никак.

Наиболее ярко и наглядно данный факт проявляется в современном российском кине. Дело это крайне дорогостоящее, и причастные люди давно уже входят в определённую касту высокооплачиваемых культ-работников, для которой отрыв от Общества - не беда, а наоборот, признак не-быдла. Режиссёры, сценаристы и актёры варятся в кругах московских мажоров, и производят культурные артефакты, соответствующие культуре этих самых мажоров, на любую тему - будь то комедия "Гамлет" или кино про Ржевскую операцию. Они даже не пытаются вживаться в роль, потому что их мажорская культура такова, что "здесь и сейчас" - хорошо, а что было давно - уже неправда и дно. И зачем пытаться изображать советского солдата или там датского короля, если можно "актуально" показать события с точки зрения клубного тусовщика? Будь ты хоть Сталин, хоть Николай, хоть равноапостольный князь - тебя всё равно покажут с точки зрения мажора при деньгах. Потому что культура тусовки такова, увы.

Так как культура простого человечка канула в лету вместе с крестьянскими традициями, то мнения обывателя никто и не думал слушать - хавай, что дают; надень колокольчик и радуйся. Внутри элитарной тусовки уже давно сложился тип отношений, что важнее - знакомство с нужными людьми, чем какое-то там уважение масс (массы это вообще кто)? Обратная связь тут возможна только в том плане, что люди, поставляющие собственную низкопробную культуру на потеху массам, сами начинают считать, что это - единственно возможный уровень культуры; раз "у всех так", то, значит, и нормально. Так стратификация общества приводит к деградации не только культуры масс, но и искусства, которое, казалось бы, без оков связи с быдлом должно воспарить. Отказ от советской цензуры привёл к тому, что отечественное искусство пробивает всё новые и новые днЫ, и конца-краю этому не видно. Это всё не потому, что работать можно только из-под палки, а из-за замыкания "творцов" в узкой замкнутой прослойке, обильно разбавленной бездельниками и преступниками, проявления влияния которой и отсекались сатрапами в синих фуражках. Хотели свободы - получили дерьмо с лопаты.

Из этого, разумеется, не надо делать вывод, что Свобода - это плохо. Просто понимание Свободы бывает разное, и со свободой "элитариев" согласиться не могу, и вам не советую.

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок

    30 лет своей "свободы от русских"...

    Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

    Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
    • voenkorr
    • Сегодня 10:07
    • В топе

    Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Xommep Вчера 10:18

      Про самодурство

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Напишу-ка не самую высокоинтеллектуальную статью; тем не менее, имхо вполне важную для понимания, что происходит вокруг. Современный человечек слишком часто сталкивается с неадекватным насилием над собой, которое он не может объяснить; отсюда может стать понятнее, что откуда берётся.Самодуром называют человека, который действуе...
      176
      Xommep 10 апреля 11:02

      Про айтишников

      Оригиналы статей - как обычно, у меня в ЖЖ.Объединю две статьи из ЖЖ в одну; они на ту же тему, и написаны подряд, так что смысла делить не вижу.После некоторой паузы, вызванной проведением дедского фестиваля, ворочаюсь к напейсанию заумных статеек. В этот раз будет не так нудно, как обычно, но тоже местами непонятно. Хотя попробую рассмотреть относительно хайповую те...
      679
      Xommep 22 марта 11:43

      О культурности, часть IV - про базу

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей о культурности; в предыдущей части упомянул, что для построения сколько-нибудь светлого Будущего нам необходимо поменять местами нонешние Добро и Зло; то есть, по сути, построить отрицание современного "общества". Да, кто думает, что культурность - это про "пардон, мадмуазель", проходим в предыдущие статьи...
      139
      Xommep 19 марта 10:20

      О культурности, часть III

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Третья часть цикла о культурности; в предыдущей части хотел перейти к основной мысли статьи, да так и погряз в описании проблемы. В этот раз тоже не выдам раз и навсегда выструганных решений, их просто нет в условиях отсутствия культуры как таковой; но хоть какой-то свет в конце тоннеля покажу.Вначале, как всегда, небольшая зат...
      130
      Xommep 18 марта 12:21

      О культурности, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о культурности; и речь, как тут всегда и бывает, не про "пардон, мадам", а про место культурных норм в жизни Человека и Общества. Вопрос кажется обывателю незначительным; но на деле это - один из ключевых вопросов нашей жизни вообще. Для плазменных этот вопрос может показаться идеалистичным, но напомню, что иде...
      157
      Xommep 15 марта 11:45

      О культурности

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В позапрошлой статье про осознание правил упомянул, что в культуре здорового человека может работать принцип "нравится/не_нравится"; вроде бы очевидность, но вроде бы ранее не рассматривал в отдельной статье.В современной "культуре" существует принцип "нравится/не нравится", который по сути определяет Добро и Зло для обывателя;...
      71
      Xommep 14 марта 13:21

      Про жизнь как игру

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В предыдущей статье упомянул о том, что вся наша жизнь - игра; вот сегодня как раз и попробуем в этом поразбираться. Может показаться, что аффтар окончательно погряз в казуистике; но у нас тут с вами цикл статей про виртуальность и правила, что в полной мере касается и рассматриваемой темы.Игра — в разной степени осознаваемый ч...
      236
      Xommep 13 марта 12:18

      Про правила и их осознание

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл про правила пластмассового мира; сегодня попробую показать направление, куда следует копать при лечении пластмассовости, читай виртуальности. Готовых рецептов не будет; у нас тут с вами не уголок пропагандиста; и вообще в этом цикле статей договорились не морализировать. Но хотя бы какие-то зацепки постараюсь пок...
      265
      Xommep 12 марта 12:55

      Про пластмассовость, виртуальность, киндеров и правила

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила пластмассового мира; читать её вперёд. Делаю уже третий заход (если считать от статьи про правила и виртуализацию) в попытке описать абсурдность ситуации, когда виртуальность для обывателя выглядит привлекательнее и приоритетнее реальности.Предыдущая часть статьи неожиданно получила всплеск активнос...
      175
      Xommep 11 марта 12:26

      Про правила пластмассового мира

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила и виртуализацию; читать вперёд.Постоянно в своих статьях ссылаюсь сам на себя; это не от того, что не признаю авторитетов, но слишком многое из окружающего считаю абсурдным, и по ссылкам поясняю, почему. Считать всё вокруг ненормальным, а только себя нормальным - это уже что-то из психиатрии; но есл...
      286
      Xommep 11 марта 08:44

      Про правила и виртуализацию

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.По следам статьи "человек человеку кто"; попробую здесь немного объяснить, зачем всё это пишу, ведь готовых решений, куды бечь и за кого голосовать, у меня обычно нет. Почему культура и этика касается каждого, даже в нонешнее тревожное время суток.Регулярно в своих статьях пишу кажущиеся заумными слова, типа не-субъектность обы...
      192
      Xommep 6 марта 12:35

      Нравится - не нравится и человек человеку кто?..

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю тему обывательской морали имени "нравится/не нравится"; в предыдущей статье упоминал про мораль "человек человеку друг"; сегодня попробую показать их взаимосвязь (а точнее, конечно, их антагонизм). Как всегда, будет обидно; но тут всегда так.Как обычно, желательно предварительно прочитать предыдущие статьи по теме, ин...
      116
      Xommep 5 марта 13:50

      Нравится, не нравится - про современные Добро и Зло

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжу цикл про виртуализацию; в предыдущей части проехался в очередной раз по культ-работникам, но проблема не только в них, вестимо. Одна из ключевых проблем современности в том, что обывателя в общем-то устраивает происходящий вокруг бардак; в общем-то, в этом есть немалая вина культ-работников, но и обыватель сам обманыва...
      241
      Xommep 4 марта 11:40

      О виртуализации культ-работников, продолжение

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о виртуализации и культ-работниках; в прошлый раз было про исторический экскурс, сегодня- больше про современность. Может показаться, что проблема узко-профессиональная; а ничего подобного; везде, где мы видим упоминание термина "культура", это про всех про нас.В предыдущий раз упоминал о том, что в ходе турбо-...
      123
      Xommep 29 февраля 09:22

      О виртуализации и культ-работниках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Своего рода спин-офф мини-цикла статей про культ-работников; в нём обозначил масштабы проблемы, но не указал причины её возникновения. Для выбора средства лечения нужно понимать, что лечить; и откуда что взялось. Попробую описать.Тему виртуализации описывал многократно; имхо это одна из центральных проблем современного общества...
      130
      Xommep 26 февраля 12:33

      О культ-работниках как лже-пророках, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю недавнюю статью про культ-работников; сегодня проведу ещё более обидные параллели, чем в прошлый раз. И если кому-то кажется, что речь будет касаться только сферы культуры (причём в плохом смысле), то огорчу я вас. Так что не обиженным опять не уйдёт никто. ;)))Недавно нашёл на тытрубе канал какой-то вокалистки, котор...
      359
      Xommep 22 февраля 11:58

      О культ-работниках как лже-пророках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.На аналогичную тему писал полгода назад, в рамках цикла о информационном паразитизме. Как иногда повторяю, с годами многие граждане переходят из радикалов в консерваторы, а у меня всё наоборот: над натиском шизы современного мира всё больше радикализируюсь. Так что сегодня попробую провести аналогии между любыми культ-работника...
      270
      Xommep 16 февраля 13:48

      Про образование и смыслы

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В продолжение вчерашней статьи про смысл образования. В некотором роде это будет приквел - рассказывать о вопросе надо с постановки проблемы, которая даже ширше, чем само по себе образование. Хотя постоянным листателям, возможно, ничего нового и не расскажу.Тема статьи перекликается с продолжением статьи anlazz, вышедшей чуть р...
      242
      Xommep 15 февраля 14:05

      Про смысл образования

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Наброшу провокационный заголовочек; речь пойдёт не за то, зачем нужно учиться (т.е. про личное образование), а про систему образования в целом; какой в ней смысл. Не то, чтобы автора покусал новоиспечённый аргентинский президент с бензопилой; речь, как обычно, пойдёт про поиск смысла; не про стереотипы и пафосные бла-бла-бла, а...
      346
      Xommep 2 февраля 09:32

      Про ложную урбанизацию

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Попробую рассмотреть проблему современной "урбанизации" с культурной точки зрения; экономическая её несостоятельность уже давно видна невооружённым взглядом. Хотя пройтись придётся, вестимо, и по экономической составляющей этого аспекта, как минимум ради системного подхода, о котором было в последних статьях.Идею разобрать вопр...
      299
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика