• РЕГИСТРАЦИЯ

Справедливость VS Выгода возвращаются, или о народной и басурманской культуре

20 4842

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ

Провели очередной свой фестиваль; и по возвращению заметил, что воротиться в родимую тырнет-среду - что полной ложкой хлебнуть дерьмеца. Ещё сильнее это чуйствуется на дедском фестивале - дети иногда после него в себя неделями приходят; и речь тут не просто про атмосферу праздника (которая, на самом деле, тут зачастую связана с трудом и постоянной учёбой), а именно про погружение в другой мир, мир русской (и не только) традиционной культуры. А культура - это далеко не только песенки/танцульки (среди участников попадаются и мастера рукоделия, которые ни петь ни рисовать танцевать); это повседневность и отношение к жизни. И она кардинально отличается от бытовухи обитателей человейников, о чём сегодня и хотелось бы сказать пару слов. Ранее уже писал на ту же тему, но в другом контексте.

У нас тут годами и десятилетиями яйцеголовые учёные ломают голову в поисках национальной идеи, хотя её в общем-то можно сформулировать буквально одним словом - справедливость. Тут же можно возразить, что это понятие требует расшифровки; и это тоже верно; все мы понимаем его на подсознательном уровне, но словами выразить не можем, как та собака. И совершенно верно не можем, потому что даже формулировка этого понятия показывает, что большинство окружающих нас сейчас вещей не-справедливы, а мы считаем их за норму. Но ведь это неправильно?.. Вот и получается парадокс и оксюморон - норма это то, что мы считаем правильным, и неправильная норма - це ж чушь какая-то? Поэтому проще для душевного здоровья засунуть свои философские потуги куда подальше, и жить как живётся подсказывает телевизир. Потому и не находится национальная идея, что национальность свою мы уже давно утеряли, превратившись в какую-то биомассу, увы. В каком месте мы русские (татары, буряты итд), сказать толком нельзя, всё сводится к биологии; а на человечьем уровне - одна невыносимая лёгкость бытия. В лучшем случае всё сводится к творчеству давно умерших классиков, до которых всем нам - как пешком до Пекина; и при чём тут мы?..

Почему Справедливость не налазит на современность, писал в отдельном цикле статей; если в двух словах, то она абсолютна, т.е. относительна только Человечества в целом. И там, где появляется Справдливость, немедленно восстаёт призрак такого невозможного для современников понятия, как Общество - т.е. любое действие любого гражданина должно оцениваться с точки зрения Общества (которое в пределе расширяется до всего Человечества); а отсюда вылазят и ещё более нехорошие для обывателя понятия, как Добро и Зло. Современник уже на середине этой конструкции обычно говорит "ой, всё" и уходит дальше, смотреть сериальчики и ролики прокотофф; однако всё далеко не так сложно, как может показаться.

Ведь что такое Справедливость? Это когда добрые поступки вознаграждаются, а злые наказываются. Добро и Зло тут - не какие-то мега-сакральные термины, а банальные польза и вред для Общества. Собстно, и всё. На самом деле, всё это понятно каждому с дедства, но современная жизнь настолько противоречит этой банальности, что мы начинаем сомневаться и искать подвох везде, в том числе - в собственных чувствах и родительских наказах; ибо наверняка каждого ребёнка учили Справедливости, как себя вести в садике и школе. Но уже в подростковом возрасте люди начинают понимать, что мир устроен как-то не так, потому киндерам башню и сносит; гормоны тут ни при чём имхо, тут картина мира рушится целиком, потому что оказывается, что всё кругом - обман. Ибо никакой справедливости в мире нема.

И это действительно так, если сводить мир к картинкам из телевизира. В мире жЫвотных, действительно, нет никакой справедливости (утрирую) - сильный жрёт слабого, старые и инвалиды никому не нужны, и т.д. Но ведь вся история цивилизации - своего рода путь к справедливости; правда, на некоторых этапах эта справедливость толковалась в узком смысле - для жрецов, для рабовладельцев, для феодалов, для какой-то определённой нации и т.д. А сейчас, при псевдо-либерализЪме, она вообще отсутствует - справедливость у каждого своя, что не позволяет говорить о справедливости как таковой; поскольку личная "справедливость" - это Выгода. А это почти антоним.

Ключевая проблема современности в культурном смысле - в деградации понятия Общество как таковое. И это вовсе не всёпропальство; пропажа Общества == прямое следствие из текущего экономического механизЪма, который задаёт всем целеуказание и мотивацию. Ведь что является целью любой деятельности, от песенок-танцулек до полётов на Марс? Личная выгода. Вся наша "экономика" построена на принципах личного обогащения, на атомизации общества на индивидуумы и спасение по-одиночке; выживай, как хочешь, ничего личного. Это только кажется, что ха-ха; на деле это атомизирует любую деятельность на хаотический набор подёргиваний по личному спасению; максимум на что способны современники, так это на солидаризм, попытки примирить "тех и этих" в рамках корпоративного пространства, но це ж брехня, и все это понимают. Ибо всё равно всё сводится к личной выгоде - пусть и не дяди Васи, а собственников и акционеров корпорации - и в конечном счёте всё равно выживать по-одиночке.

В самом по себе понятии "выгода" нет негативного посыла - каждому хочется оптимизировать усилия и работать меньше, а получать при этом больше. Выгода запросто может и не противоречить Справедливости; в конце концов последняя - как раз интеграл всех личных выгод. Всё зависит от приоритетов; если Выгода превыше Справедливости (как сейчас), то Общество разрушается и атомизируется; если Справедливость выше Выгоды, то Общество консолидируется, и в конечном счёте всё равно выдаёт бонусы всем причастным. Тактика против стратегии: или нахапать себе прямо сейчас, или работать на перспективу. Пишу такие бояны, что самому неловко; беда, что большинство граждан даже такие банальности всерьёз уже не воспринимает.

Теперь ворочаюсь наконец-то к сути статьи - почему у современников такие отходняки после прикосновения (даже не особого погружения) в народную культуру?.. Потому что им показывают, что Общество - оно есть и вокруг нас. Хотя все мы разные, но наши интересы запросто могут не противоречить друг другу. Понятно, что праздник и всё такое; но даже тут заметно другое отношение к делу; всё делается не ради выгоды, а ради общего дела. В буквальном смысле другая культура ведения дел; и речь тут, как вы понимаете, не про песенки. Это касается и участников, и организаторов; всё это формирует особую атмосферу, сильно контрастирующую с объективной реальностью за экраном телевизира.

И здесь нет различий между русскими, белорусами, эстонцами или казахами - все пашут на общих основаниях. И "пашут" тут почти не преувеличение - основная фишка тут именно в общем деле; чего в современной культуре попросту нет. Даже фестивали - это только для зрителей праздник, а для участников - в общем-то местами довольно тяжёлый труд, особенно для пожилых граждан. Я уж не говорю за дедский лагерь, где детям приходится учиться и трудиться едва ли не больше, чем в школе. И вот это ощущение причастности к общему делу - как раз и есть атмосфера народной культуры без кавычек.

Людей "со стороны" тут видно сразу - не потому, что не так одеты или не понимают чего-то; они говорят и поступают по-другому. Свой человек не будет спрашивать и выяснять, что ему за это будет - возьмёт и потащит что-то, или нанесёт какую другую пользу. Потому что делать общее дело == Добро, а мешать это делать == Зло. Можно быть вообще не в теме, но тут же погрузиться в атмосферу, и будешь своим; это неоднократно наблюдал в экспедициях, когда после "проверки на вшивость" тебе готовы отдать последнюю рубашку, хотя только что ты был никто и звать никак.

И про национальности выше я упомянул вовсе не здря - если исходить с позиций народной культуры, то каких-то противоречий между национальностями нет. Различия есть, противоречий нет. Понятно, что конфликты есть всегда (например, кто когда на сцену выходит и где за стол садится), но если решать всё на общих основаниях, то противоречия не выходят на межнациональный уровень. А вот если дудеть про "национальное самосознание" и намеренно сводить Общество к собственной нации, тогда конечно. Главное в этой конструкции, напоминаю - общее дело; если оно есть, то и проблемы решаемы. А нет, тогда всяк начинает тащить одеяло на себя и исходить из личной выгоды, которая запросто начинает противоречить интересам окружающих.

Поэтому всегда и говорю, что народная культура - это ни в коем разе не баяны с кокошниками, это - общее дело народа. Оно и формирует народ как таковой. Балалайки с медведями - это внешние проявления, без которых в общем-то можно и обойтись; но если подходить к делу системно, то всё нужно: и балалайки, и звездолёты. А вот современник всячески пытается растащить эти два понятия на два противоречивых полюса - дескать, ты за то или за это? Потому что культура у него инородная, басурманская, не-русская в широком смысле этого слова; основанная на личной выгоде, а не на справедливости. И сложно его в этом винить, ибо вся современная "экономика - как раз про это, хапай-хапай-хапай, и не может понять обыватель, что есть и какая-то другая мотивация. Потому что она в буквальном смысле не-выгодна здесь и сейчас. А значит, и не имеет смысла.

А с нашей точки зрения как раз это он, обыватель, не имеет смысла, увы. Ибо зачем он живёт и хапает народное добро себе на карман (или наоборот, служит комби-кормом) - никому неизвестно, включая и его самого. Вопросы "зачем и почему" задавать современнику практически неприлично; хотя это совершенно естественные задачи повседневной философии, без которых невозможно понимание Добра и Зла, а через это - и той самой Справедливости. Ведь если ты живёшь как дебил, то и Добра со Злом не существует; хочу творю, хочу - вытворяю. И смысла в твоей трижды никому не нужной жизни никакого нет, во всех смыслах (каламбур).

А у людей, инфицированных народной культурой, этот смысл есть - в распространении этой самой культуры, как вариант. В этом есть элементы сектантства, на что сплошь и рядом натыкаюсь; а что поделать, если остальному Обществу этот самый смысл не нужен. Точнее, Обществу-то нужен, только оно об этом не догадывается - ему из всех утюгов заливают в уши мысли о пользе личного обогащения любой ценой. Это выгодно лишь очень узкой прослойке паразитов, но ей удаётся пока удерживать Общество в состоянии инфицирования собственной паразитической культурой, в которой каждый тянет на себя. И Добра и Зла нет, ибо они бессмыслены без какой-то общей цели, которая понад усе. А когда личная выгода превыше всего, тогда увы, ни о какой морали и справедливости говорить не приходится; точнее, говорить-то можно, только это будет морализаторство и брехня.

Без появления какой-то по-настоящему общей цели потуги активистов народной культуры так и останутся сектантской вознёй, увы, ибо в данный момент они противоречат экономической модели общества. В первую очередь "экономике" не нужен народ сам по себе, увы - ибо если он осознает свой общий интерес, то и извлекать из него прибыль станет сложнее, а ради этого всё и делается. Так что наши потуги к возрождению народной культуры == загребание против ветра, и это надо понимать.

Я уже давно совсем не фанат проведения фольклорных фестивалей, уже практически любых, хотя занимаюсь этим делом уже не первый и не второй десяток лет; но делать это в той или иной форме всё равно надо, чтобы сохранялись хоть какие-то следы народной культуры. Иначе западенская культура зохавает русскую культуру (в широком смысле) окончательно, и все мы превратимся в биороботов, а на такое я пойтить не могу. А так пока что ещё теплится жизнь в народе, и не поздно её раздуть обратно до уровня всего Общества. Осталось ещё убедить его, это Общество, что оно не равно биомасса, а вот это будет посложнее любого фестиваля.

И в качестве уже традиционного музыкального привета приведу своё видео с самыми далёкими гостями прошедшего фестиваля - ансамбля из с. Архангельского, что в Забайкалье. Когда вам будут говорить, что русская культура это серость, вспомните этот твит. (с)

Общение деревенских жителей с начинающими профессионалами "народной культуры" - и в плохом, и в хорошем смыслах этого слова; выбор за каждым. Просто послушайте, как они говорят.

Мы с ними знакомы уже более 30 лет; это не профи, а просто неравнодушные люди. Как выглядит их родина, можно глянуть тут. Чтобы узнать, что это за сарафаны и жемчуга, погуглите "Семейские Забайкалья".

Конечно, народная культура - это не нарядные одежды и даже не песни; но всё в целом. И это целое сохраняется лучше всего на периферии, подальше от рассадников инородной культуры. Хотя и в городах можно встретить примеры человечьего отношения к жизни, вестимо; но редко. Потому и надо выбираться из бесчеловечной среды куда-нибудь в глушь; или наоборот, привозить глушь к себе. :)))

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок

    Вот и "ответ" на Орешник?
    • pretty
    • Вчера 14:23
    • В топе

    КВАДРАТУРА  КРУГАВ ситуации с российским сухогрузом очень четко читается британский почерк: они всегда были мастерами на такого рода проделки. Умеют выбирать время, место и способ воздействия.Суд...

    Депутатский скандал: «народный избранник» заявил, что не хочет лететь с народом – и был снят с рейса

    Безобразная выходка ещё одного «народного избранника» взбудоражила страну. Сахалинский депутат внезапно ощутил себя, видимо, наследником какой-нибудь баронессы и заявил, что ему не прис...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Xommep 5 декабря 14:03

      О современном "искусстве" и культурной оккупации

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖВ последнее время статьи что-то не складываются в "циклы" и поэтому выходят редко. Но вот, в очередной раз решил оттоптаться на теме современного "искусства"; правда, всё равно будет обидно, даже непричастным. Потому что речь пойдёт не за обывательские "нравится/не нравится", а как обычно в этом журнальчике.Идею подсказал извест...
      456
      Xommep 27 ноября 11:39

      О хороших и плохих людях

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ (хотя тема почерпнута тут, на КОНТе).Слегка провокационный заголовочек; в современном информационном поле он насквозь воняет морализаторством, но попробуем разобраться, что скрывается за этими, казалось бы, оче-видными понятиями. Как всегда, будет обидно.Ключевая проблема определения "хороший/плохой" для современников состоит в...
      278
      Xommep 22 ноября 12:33

      Про конкурентность

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Давненько не писал статей; последнюю неделю думаю над освещением вопроса конкурентности. Оказывается, пару лет назад уже писал большой цикл статей про конкуренцию; большинство вопросов этой статьи уже рассматривал там, но тут можно сделать определённую выжимку, и посмотреть на вопрос не только с точки зрения экономики, но и с т...
      246
      Xommep 7 ноября 13:41

      О нео-язе в левом движении

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Как говорится, мы староверы, и поэтому День народного единства по традиции отмечаем 7-го ноября. Вот в этот красный день календаря и хотелось бы рассмотреть вопрос нео-яза, то есть новой терминологии, отличной от классической, в левом движении.Тему этой статьи подсмотрел в ролике канала Трибун; почему-то нашёл его только на Тыт...
      295
      Xommep 24 октября 11:16

      Про крестьян

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Термин "крестьянин" отдаёт чем-то старорежимным, а то и уничижительным; почему так, попробуем разобраться. В кои-то веки не "культурная", а экономическая тема.Идея этой статьи родилась на ровном месте - из спора с неадекватом в каментах к статье anlazz. Сам по себе спор не стоит выеденного яйца, но что нас не убивает, делает си...
      295
      Xommep 17 октября 12:00

      Про китч

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Вслед за статьёй про феномен шоу пора разобрать другой феномен - неминуемое перерождение любого искусства в китч.Залётным листателям может показаться, что тут в журнальчике обсуждаются скушные высоколобые темы, которые его не касаются; но в последнее время как раз обсуждаем вопросы, касающиеся практически любого. Слегка опосред...
      417
      Xommep 8 октября 10:43

      Про феномен шоу

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю ковыряться в около-культурных вопросах; после очередного обличения культ-работников хотелось бы в очередной раз покопаться в психологической теме - как то, что нам нравится, по сути нас убивает. Да, именно такими словами.Толчком к написанию этой статьи стал фоновый просмотр ролика известного блюзового музыканта Биби К...
      440
      Xommep 24 сентября 13:48

      Про культ-работников, творчество и самовыражение

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю обличать культ-работников; после статьи о конце специализации вернусь снова к "культурным" вопросам; в очередной раз покажу, почему современная специализация в "творческих" профессиях работает не во благо, а во вред простому трудовому народу. На эту тему тоже уже писал, но давно, так что не грех и подновить материал.Н...
      249
      Xommep 24 сентября 11:10

      Про культ-работников и конец специализации

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В продолжение статьи о культ-работниках; в этот раз отойду от цикла про культурный фон и поговорим про более понятные, хотя и не всем очевидные вещи. А именно - про демографию, и почему она вскорости должна прикончить культ-работников в том виде, к которому мы привыкли.В последних пессимистических статьях регулярно говорю, что ...
      363
      Xommep 19 сентября 13:45

      Про культурный фон и культ-работников; снова пессимистическое

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл о культурном фоне; после статьи о законе больших чисел в культуре пришла пора ещё раз поговорить о культ-работниках, в широком смысле этого слова - не только чиновниках и артистах, но и о блогерах и прочих культурных субъектах, влияющих на культурный фон. И снова тут будет беспросветный мрак; не столько потому, ч...
      317
      Xommep 17 сентября 14:00

      Про культурный фон и закон больших чисел

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей про культурный фон; которые, в свою очередь, берут начало в статьях о Будущем. В этот раз попробую сравнить его работу с законом больших чисел; аналогия не прямая, но эффект схож.С культурным фоном всё более-менее понятно; это все те культурные артефакты, которые окружают обывателя в его повседневной жизни...
      331
      Xommep 16 сентября 13:26

      Про культурный фон и идеализЪм

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю статьи про культурный фон, который выросли из цикла о Будущем; желательно бы ознакомиться вперёд с постановкой вопроса. В этот раз попробую показать, почему попытки решить проблемы современного общества "культурными" методами - идеалистическое заблуждение; хотя я регулярно намекаю именно на культурные методы изменения...
      280
      Xommep 12 сентября 12:43

      Про культурный фон; про "знать" и "понимать"

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей, начатых статьёй о будущем; рассматриваем понятие культурного фона. В предыдущей части в общих чертах разобрали, что это такое; а в этот раз более подробно рассмотрю, почему сейчас следовать в кильватере этого самого культурного фона опасно и вредно для каждого человека и парохода.Обычно пишу на широкие те...
      213
      Xommep 12 сентября 12:34

      Про культурный фон

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В предыдущей статье о прошлом и будущем упоминал про культурный фон, да вот что это такое, толком и не раскрыл. Хотя любой осмысленный текст представляет из себя определённый культурный фон, всё равно хотелось бы понимания, что же это такое. Например, основной задачей своих статей считаю даже не призывы к действию, а именно фор...
      220
      Xommep 10 сентября 12:02

      О прошлом и будущем; про культурный фон

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о будущем; читать вперёд её. В прошлый раз было пессимистическое описание; и в этот раз будет тоже, но сегодня будет больше указаний, что делать, то есть хапанём уже немного оптимизЪма. Но это не точно.Многим до сих пор непонятно, зачем нужно изучать прошлое, чем, например, мы занимаемся в своих искпедициях. Со...
      340
      Xommep 9 сентября 12:31

      О будущем; пессимистично-оптимистичное

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Вернулся из очередной экспедиции в Забайкалье; ездим туда уже который год за всякой стариной, материальной и не материальной; и в ходе поездки родилась идея написать эту статью. Собственно, зачем мы всем этим занимаемся. 11 лет назад писал статью на аналогичную тему, в которой описывал ответы на вопросы, зачем копаться в стари...
      502
      Xommep 2 августа 13:19

      Про проблему миграции

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Отойду в сторону от последних тем и подниму заведомо хайповую тему миграции и мигрантов; но попробую рассмотреть ситуацию с разных сторон, а не как обычно в этих ваших интернетах.Тема миграции и мигрантов довольно болезненна во многих странах мира; например, периодически пытаются запретить упоминать национальность преступников....
      494
      Xommep 30 июля 11:10

      Про уважение к прошлому

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Отойду наконец от цикла про идеализЪм и попробую обозреть тему уважения к прошлому - к старшим, к родителям и так далее. Обычно этот вопрос сводят к морализаторству, но давайте посмотрим на него с точки зрения логики и культуры.Регулярные листатели этого бложика знают, что я занимаюсь традиционной культурой; то есть с точки зре...
      378
      Xommep 25 июля 12:36

      Про идеализЪм в полит-дискуссиях и пропаганде

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.После небольшого отскока в сторону экономики продолжу цикл о идеализме в культуре; попробую рассмотреть заведомо хайповую тему интернет-дискуссий и пропаганды в целом. В очередной раз попробуем посмотреть на эти процессы не с точки зрения "нравится/не нравится", а "как это работает".Поводом к написанию данной статьи послужила з...
      245
      Xommep 19 июля 11:36

      Про идеализм в экономике

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжу цикл статей про идеализЪм; от темы культуры перейду к экономике. По идее с этого надо было бы начинать; бытие определяет сознание, и всё такое; но про экономику и так пишут все подряд, а про культуру (если не путать её с искусством) - почти никто. Но в теме разбора философии идеализЪма без экономики обойтись нет никако...
      328
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика