БАШКОРТСКАЯ ТАРТАРИЯ ГАПЛОГРУППЫ R 1b
В старину под определением "ТАРТАР" у башКОРТов воспринималась ВОТЧИННАЯ земля у конкретного башКОРТского рода, а вот под определением "ТАРХАН" у башКОРТов воспринимался именно представитель привилегированной верхушки, имеющий именно право наследования земельных угодий у башКОРТов, а под определением «ТӘРИкә» понимается именно «НАСЛЕДСТВО». Отсюда у башКОРТов и идет слово "ТАРыу" как "СЕЯТЬ", а под определением «ТАРлау» уже понимается как «НИВА» и «ПОЛЕ», под определением «ТАРТЫУ» понимается уже как «МОЛОТЬ». Также, у башКОРТов под определением "ТАРпы" понимается родовое подразделение имеющего право на земельные угодья. Также, под определением "ТАРпан" у башКОРТов воспринимается как "ПРЕДОК". Не случайно именно у башКОРТов под определением именно "ТАРих" воспринимается как "исТОРИя". Также, у башКОРТов под определением "ТАРмыт" воспринимается подразделение имеющего земельные угодья внутри большого рода. То из чего предки башКОРТов изготавливали одежда, тоже воспринимается башКОРТами под определением как "ТАРмы" что буквально означает как "КОНОПЛЯ", а плоская палка для выбивания льна означает как «ТӘРӘпләүес», выбивать – как «ТӘРӘпләү», чесать в пучёк – как «ТӘРӘш», чёсаный в пучёк – как «ТӘРӘшле», расчёсывать – означает как «ТАРАу», гребёнка – понимается под определением как «ТАРАк». Естественно, то что тогда высевали на своих земельных угодьях, тоже воспринималось под определением как "ТАРы", что буквально как "ПРОСО". Так как "ПРОСО" засевалась именно как корм коням и для оздоровительного напитка как "БУҘА", естественно, и конь тоже воспринимался предками башКОРТов под определением как "ТАРпан" (уже вымерший подвид башКОРТской лошади).
Кроме башКОРТского коня ТАРпан, в ТАРТАРии обитали : ТАРбагай (жаба), ТАРғаҡ (чибис, пигалица), ТАРТАР (дергач), ТАРпағай (коростель).
В ТАРТАРии башКОРТы ни только сеяли, убирали ПРОСО и возделывали КОНОПЛЯные волокна, но занимались рисованием и черчением (ТӘРсим), переводом (ТӘРжимә) языков, без слов напевали мелодии (ТӘРитләү) для плясок под напев (ТӘРәннем), на помосте (ТӘРге) сушили курут и на спиннинг (ТӘРәштәү) ловили рыб.
Также, в своей ТАРТАРии башКОРТы особое внимание уделяли словосочетанию (ТӘРҡиб), следили за порядком (ТӘРтип), особое внимание обращали к биографии (ТӘРжимәи), к воспитанию (ТӘРбиә) и содержанию детей.
В ТАРТАРии манера (ТАРыз) башКОРТов играть (ТАРТЫУ) на музыкальных инструментах, предопределяло предпочтение (ТӘРжих) согласных (ТАРТЫнҡы) к прогрессу (ТӘРҡҡи) приверженцев (ТАРафдар) направления (ТАРиҡ) распространения (ТАРатыу) религиозного поприща (ТӘРикәт) ТЕНГРИАНСТВА.
Не случайно в ТАРТАРии ТЕНГРИанский образ КРЕСТа воспринимался именно под определением как «ТӘРЕ».
Не случайно раздутый (ТАРжыҡ), растопыренный (ТАРбаҡ), разбросанный (ТАРау), равносторонний (ТАРыу) КРЕСТ (ТӘРЕ) служил именно тягловой (ТАРТАУ) подпругой (ТАРалғы) ЗЕМНОГО притяжения (ТАРТЫМ). Это, своего рода палочка (ТАРТмак) для натягивания титевы ручной пилы. Одним словом ,ТӘРТӘ, в понимании как «ОГЛОБЛЯ».
В башКОРТской ТАРТАРии в изображениях (ТӘРсим) использовались разновидности красителей КРАСНО-БУРОГО с ЧЕРНЫМИ прожилками (ТАРғыл). Это хорошо проглядывается и в рисунках ШУЛЬГАН ТАШ и на ПИРЕНЕЙском полуострове во Франции.
Также, предпочтение отдавалось и таким красителям ТАРлан (БУҘ) как ЗЕМЛИСТО-СЕРЫМ (светло-серый, сивый, светло-пепельный). То есть, краситель ТАРлан (светло-серый) по свету чем-то походил на свет башКОРТского национального напитка БУҘУ полученного из ПРОСА (ТАРЫ).
Вообще, в ТАРТАРии, башКОРТы, для приготовления БУҘЫ, брали ячмень (Арыш, Арыш-туй, у греков: АРИС-тей) в специально посеянном в отдаленном месте, не оскверненный скотом. Этот ячмень (Арыш) смешивали с водой с добавлением молока и ТАЛКАНА (из поджаренного ячменя) и давали сутки побродить. После этого, выкуривали из нее спиртное для совершения ЖЕРТВЕННОГО КРАПЛЕНИЯ. Такие КРАПЛЕНИЯ имеются и на экспонатах мной созданного «Музея археологических экспонатов» дер. Теляшево.
Обычно, БУҘА, полученная из ПРОСА (ТАРЫ) получается более кислой и значительно выше у нее градус. Например, в Средней Азии НАПИТОК БОГОВ, БУҘУ, получали из измельченного риса, а в Южной Эфиопии Африканское племя ҺАМАР (ҠЕМЕР, ҺАМЕР, САМАР) получали БУҘУ из двух видов ПРОСА (КАФРское ПРОСО): БЕЛОЕ и КРАСНОЕ (ЗАМбия).
27.12.2015 г. ГАЛИН ДЕНИС-ЛАМ ДАРИС-ЛАМ-ОВИЧ.
Оценили 5 человек
7 кармы