• РЕГИСТРАЦИЯ

Рене Магритт. Империя тайны

3 2436

Камни, плывущие по небу, картины в картине, зеркала, окна, прикованные топоры, розы с копьями, глаза, живые женские аксессуары, женщины и мужчины со цветком или яблоком вместо лица, с головой- гантелью или ещё чем-то опредмеченным - таковы образы бельгийского художника Рене Магритта. 

 

Неизменно  странные расположения, неожиданные композиции немногочисленных объектов изображения, статуарность, неподвижность образов. Взгляните на этих основательных мужчин в котелках, на этих прекрасно сложенных женщин: они изваяны его кистью, как резцом скульптора, они внедрены в изображаемую среду, как в вечные льды!

       

 «Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на «ответ», этот искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Надо сказать, что «ответы» весьма неоднозначны и ответами в ряде случаев не являются.Темы и мотивы повторяются, они словно зачаровывают художника.



       

Как зачаровывают и нас, вгоняя в изумлённое оцепенение. Много раз он возвращался к своей знаменитой «Империи света» (шестнадцать вариантов маслом и семь — гуашью).

Он был сюрреалистом, как и Сальвадор Дали. Но на этом их сходство и заканчивается. Собственно, большой художник не может ограничиваться рамками того или иного направления, но Рене Магритт, безусловно, был сюрреалистом. Со своим, только ему присущим стилем и взглядом на жизнь. Ему принадлежит блестящее определение: «Сюрреализм – это дети кукушки в чужом гнезде». Вот эти кукушкины дети и кочуют по чужим гнёздам в его полотнах.


  Воспринимаешь их с любопытством, недоумением, интересом или отчуждением, но равнодушными художник нас не оставит. Он отстраняет свой и наш взгляд от изображаемого, словно показывая отсутствие идентичности картины и жизни. И вот это отчуждение, отдаление, застывшие формы, часто соседствующие с поэтичной небесной или растительной средой, и составляет, на мой взгляд, суть и тайну художественного мира Магритта. Этот мир видится мне насквозь символичным. Причём символы и тайны до конца не рассекречиваются, надолго продлевая своё воздействие. А воздействие – часто простодушное, даже детское, сродни примитиву, но при этом взывающему к небесам. Как я сказала уже, на зрителя словно нисходит некая магия оцепенения.

       


Недаром он не любил никаких путешествий, предпочитая всем перемещениям свой дом, а всем видам транспорта – трамвай. Несомненно, в этом был свой эпатаж. Громким скандалам Дали он тихо противопоставил негромкую жизнь бюргера, прожившего почти всю жизнь в небольшом бельгийском городке. Одевался подчёркнуто благопристойно и скучно, даже картины свои писал на кухне.

 Во всём этом чувствуется вызов, эпатаж наизнанку. Пусть он презирал племя художников, но сам-то всё равно был художником! В его уравновешенном образе жизни были свои странности, были беды и потрясения. Отец был коммивояжёром, но семья была бедной. Когда мальчику было 13 лет, его мать покончила с собой, причины так и остались невыясненными. Она утопилась ночью в реке, выловили труп с лицом, замотанным в ночную сорочку. Печать этих роковых воспоминаний легла на полотна Рене Магритта в его образах с закрытыми лицами, хотя психоанализа сам он не признавал.

Через год после смерти матери, когда Магритту было всего 14 лет, на ярмарочных каруселях он впервые увидел свою Жоржетту, которая впоследствии станет его женой, единственной на всю жизнь возлюбленной и моделью. Он прожил с ней 45 лет: женился в 1922 году и прожил до самой своей смерти в 1967. Но детей она ему, похоже, так и не родила (как и Гала – Дали).

Огромное влияние оказала на художника дружба с французскими сюрреалистами, особенно с Андре Бретоном. Остро чувствуется и влияние немого кино, рекламного производства, которым он довольно долго занимался. Однако ни футуризм, ни импрессионизм, методы которых он некоторое время использовал, не привились к его узнаваемому невозмутимому стилю.

Я не могу сказать, что люблю этого художника, но многие его картины кажутся мне удивительными. О Магритте очень много написано, всё это доступно. Есть даже некий «свод поучений» - как смотреть его полотна, словно у каждого из нас нет права на собственное восприятие! К десятилетию его смерти был снят неплохой документальный фильм, где снимали самого художника, произносящего монологи, - «Monsieur Rene Magritte» («Мсье Рене Магритт»), 1978. В этом эссе я использовала лишь какие-то общие сведения и свои личные впечатления. Одно из его полотен называется  "Награда поэта". Думаю, наша память, наш интерес - это и есть такая награда уникальному художнику...

Галина Ганеева


Искусство и культура - система моих координат...

    Результаты мультикультурализма в России
    • pretty
    • Вчера 18:15
    • В топе

    СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

    Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

    «Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

    Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Galina Ganeeva 23 июля 2018 г. 07:44

      Юрий Анненков в «ломаной чёткой линии» его блистательных встреч

      Юрий Анненков отразил своё время не только живой экспрессий этой линии, но и бесценным свидетельством литературного слова. Он создал роскошную галерею графических портретов выдающихся людей своей эпохи. Любой из них удивителен.  Но  он оставил о них и захватывающие воспоминания - «Дневник моих встреч». ...
      1527
      Galina Ganeeva 29 апреля 2018 г. 18:40

      Акварельная литургия Сильвии Пеллиссеро

       Её кистью движет страсть и линия. Она понимает, что линия в акварели не может быть совершенной, и тогда эта линия  струится обвалом, прорывом в иную реальность, потоком и неправильным водопадом акварельных разводов. Аморфность этих струй и потёков отнюдь не случайна – она точна, уместна и композиционно завершена, сообщая полотну дополнитель...
      1091
      Galina Ganeeva 24 апреля 2018 г. 18:49

      Гаэтано Превиати. Полёты лучистых мелодий

       Если и есть в изобразительном искусстве чистейшая идентификация музыки, то это живопись и графика Гаэтано Превиати. Думаю, его символизм рожден не просто Италией, он рожден её музыкальным и оперным искусством. Итальянцы все поют, им не надо учиться вокалу, они с этим рождаются. Музыка Италии возносится к небу – мы видим эти полёты на полотнах Гаэтано Преви...
      3031
      Galina Ganeeva 8 апреля 2018 г. 20:40

      Шарль Бодлер и его обнажённое сердце

       Скандальное имя Бодлера известно всем. Возможно, не всем так же хорошо известно его творчество, однако сегодня никто не перечеркнёт его имени, за которым стоит это его страдающее,   обнажённое сердце. Оно было поистине обнажённым - в значительной мере потому, что поэт   яростно обнажал его сам – в стихах, в жизни, в критических эссе и психодел...
      1234
      Galina Ganeeva 6 апреля 2018 г. 13:07

      Правда и красота

      Каждый год в Страстную пятницу буквально чувствую (даже не могу сказать, что вспоминаю) атмосферу гениального рассказа Антона Павловича Чехова «Студент». Ничего в мировой прозе не знаю лучше на евангельскую тему. Этот случайный разговор Ивана Великопольского именно в такую же Страстную пятницу с двумя женщинами в русской деревенской провинции, на огородах, про...
      669
      Galina Ganeeva 5 апреля 2018 г. 16:52

      Гефсиманская тень

      Великий четверг, я думаю,  и сейчас ложится на землю, словно печальная тень Гефсиманского сада. Как бы ни соотносились со временем весны пасхальные и великопостные сроки, эта печаль неизменно присутствует в воздухе безотчётными весенними проявлениями. Какая бы ни стояла в этот день погода, мне всё время видится взгляд Господа, словно это Он смотр...
      697
      Galina Ganeeva 21 марта 2018 г. 07:25

      Фердинанд Ходлер . Сердце во взгляде

      Его сердцем был не только его взгляд – взгляд художника, это были и взгляды тех, кого он изображал. В этих взглядах словно застыл трепетный посыл человека – тому, кто видит его в этот момент, – такое репрезентативное послание, словно бы говорящее: посмотри на меня, вот я перед тобой, запомни меня!  Это сродни тонкому замечанию О...
      1652
      Galina Ganeeva 10 февраля 2018 г. 13:46

      ZOOFELLINI. Драматургический хоррор

      Если от одного только прочтения пьесы возникает состояние крайней подавленности, то каков же был бы спектакль по ней?! Я о пьесе Петра Гладилина «ZOOFELLINI. Интернет, ТV времен Римской империи », жанрово определённой как театральная фантазия по мотивам офортов Франсиско Гойи LOS CAPRICHOS, которую я недавно прочла. (Спектакль, впрочем, уже поставлен в моско...
      672
      Galina Ganeeva 28 января 2018 г. 12:27

      Антон Чехов. Несколько слов о знаках и мотивах творчества

                 Вспоминаю фильм Луи Маля «Ваня с 42-й улицы». Обаяние фильма - в той проникновенной простоте, красоте и внимании к драматургии Чехова, от которых мы уже отвыкли. Использован обычный ход - репетиции. Но вся пьеса «Дядя Ваня» разыграна как по нотам. И каждая попадает в сердце. Нет никаких оборотней, нет клоу...
      888
      Galina Ganeeva 22 января 2018 г. 16:27

      Лорд Байрон. Солнце неспящих

       Джордж Гордон Байрон… Имя, которое вот уже ровно 230 лет интригует нас ярким букетом разнородных противоречий, где цветы добра благоухают рядом с цветами зла, и благородные ароматы ничуть не заглушают терпкого запаха порока. Словно бы всё давно и названо, тома исследований и жизнеописаний неисчислимы, а пророческие  байронические мотивы звучат во всей своей мощной и ...
      1812
      Galina Ganeeva 17 января 2018 г. 14:34

      Имя им - легион

      Имя нам – гомофобы, имя им – содомиты, причём это первое «имя» сегодня стало едва ли не более ругательным, чем второе. Надо всенепременно – в доказательство своей цивилизованности - произнести в соответствующей обстановке: О, не думайте, я не гомофобка, - чтобы к тебе отнеслись хотя бы снисходительно. Кстати, в фильме Франсуа Озона «Убежище», именно эту фразу и произн...
      711
      Galina Ganeeva 12 января 2018 г. 14:08

      Непрерывность огней в костре Кортасара

             Балкон нашего номера выходил на помойку. И, хотя санаторий окружал густой хвойный лес, а помойка терялась в зарослях травы, выходить на балкон не хотелось. Поэтому мы с сыном предпочитали гулять в лесу. Уходили далеко и надолго, лес поглощал нас, его дремучая тёплая красота восполняла недоразумения и скуку сан...
      615
      Galina Ganeeva 4 января 2018 г. 17:51

      О Джероме Сэлинджере - с любовью и жалостью

      Было ли ему одиноко – там, в его легендарном звенящем уединении, длиною в 45 лет? В Корнише, над рекой Коннектикут, в тени деревьев, где он получил, наконец, возможность крепко-накрепко запереть дверь, чтобы пить кофе, слушать музыку и читать книги. И писать их тоже, для самого себя, ничуть не заботясь о публикациях. Его затворничество было продиктовано...
      2500
      Galina Ganeeva 29 декабря 2017 г. 10:00

      В день памяти Андрея Тарковского. По поводу одного воспоминания

      Помню, в начале 90-х гг у нас в городе учредился некий любительский кинолекторий. Один журналист показывал малодоступные фильмы, все их смотрели и потом беседовали, если хотелось. Я тогда преподавала в театральном училище, и мы вместе со студентами и режиссёром, мастером курса, эти встречи охотно посещали. Понятно, что там были и другие зрители. Помню, на встрече, ...
      1267
      Galina Ganeeva 25 декабря 2017 г. 18:58

      Морис Утрилло. 50 оттенков белого

      Всякая встреча с миром Мориса Утрилло,  его полотнами, которые я видела в музее д*Орсе, в музее Оранжери или в Эрмитаже, заставляют меня заново почувствовать одну простую истину. Искусство – вне обыденности, оно если и расскажет что о художнике, то это будет совсем не история его жизни, а отражение его внутреннего мира. Да, безусловно, мир Утрилло соткан...
      3559
      Galina Ganeeva 16 декабря 2017 г. 17:19

      Павел Третьяков. Энергия подвижничества

      Декабрь в нашей памяти связан с именем Павла Третьякова - российского мецената, собирателя произведений русского изобразительного искусства и основателя Третьяковской галереи. Он родился и умер в декабре (27декабря 1832 года, Москва — 16 декабря 1898 года, Москва), нескольких дней не дожив до 66 лет. Сегодня эта жизнь всем нам известна и видится сплошным подвижниче...
      1399
      Galina Ganeeva 13 декабря 2017 г. 19:13

      О. Генри. Полифония любви (спектакль в Томской драме)

              Мир О. Генри - это неподражаемое мастерство, тонкое остроумие, свободный полет пера. Но это и тайны биографии писателя, изредка отбрасывающие тени на светлый фон его творчества: в некоторых сюжетах драматизм звучит открытой печалью. Точеная форма захватывающих новелл словно сочинена ангелом превращений, не сум...
      895
      Galina Ganeeva 12 декабря 2017 г. 16:17

      Пюви де Шаванн. Воздух изысканности

       Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (14 декабря 1824, Лион — 24 октября 1898, Париж) Пюви де Шаванн - это само имя изысканности в живописи. Когда говорят о невесомой грации бытия, неуловимых флюидах духа и представляют призрачные идиллии античного мира, вспоминают этого художника. Занимая нишу символизма в живописи , Пюви де Шаванн и сам стал символом изящных грёз, ...
      4944
      Galina Ganeeva 4 декабря 2017 г. 14:39

      Райнер Мария Рильке. Плоды длительных уединений

      Плодами длительных уединений назвал сам поэт свои произведения. Его любимые понятия – одинокий, тихий, серьёзный, глубинный, невыразимый… Таким был он сам, таковы же были его проза, стихи и письма (особенно письма молодому поэту Францу Каппусу, известные нам по переводам Марины Цветаевой).Наверное, почти у каждого из нас есть книги, которые выстроили наше мироощ...
      7130
      Galina Ganeeva 30 ноября 2017 г. 15:55

      Марк Твен. Верность стилю

      Всего несколько слов о стиле – в связи с днём рождения Марка Твена. Если говорить о стиле в широком смысле, то никто не знает точно, что это такое. Думаю, самое тонкое определение принадлежит Коко Шанель, сотворившей свой талант и шик из жалких осколков сиротства и пения в кабаре. Блистательная законодательница моды, однажды она произнесла чеканную фразу: «Сти...
      1687
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика