Художник родился и умер в Москве, нередко его и считают певцом городских московских пейзажей, индустриальных событий, лирических уличных сценок. Однако мир Пименова гораздо шире. И утонченнее. В повседневном окружении он и выбирает – повседневность, но эти обычные пейзажи, жанровые сцены, люди и предметы – насквозь поэтичны. Как всякий поэт, он обнажает сущность привычных вещей, неожиданно высекает из них новые смыслы и подаёт их в преображённом, поэтическом ореоле.
Его пейзажи и натюрморты одухотворены и представляют собой некие истории жизни, живописные или графические новеллы. Как и портреты, как и жанровые сцены, они наполнены воздухом жизни, они оживотворены. Нет сомнения, что это импрессионизм - лёгкий, рожденный из мимолётности, но импрессионизм на особый, неповторимый лад. «Дальняя дорога», «Натюрморт с соломенной шляпой», «Ожидание» - это развёрнутые в пространстве холста поэтические новеллы.
Создаётся впечатление, что жанровые границы не столь уж важны и для самого художника – вот его «Актриса» - портрет- натюрморт, составленный из атрибутов сценической жизни: первый план холста занимают предметы, заполняющие гримёрный столик, а сам облик актрисы - лишь детали, часть лица и плавные жесты рук – обозначены с краю холста. И столько в этом натюрморте - портрете любви, столько преклонения перед миром женщины и миром театра!
А женскую природу он чувствовал удивительно - с его полотен звучит для нас музыка их молчания и шёпота, их споров и печали, шелеста их платьев и нарядов, ликующей радости или одинокой скорби…
Когда-то я прочла очерк Татьяны Тэсс о том, как Пименов помог ей выбрать платье в парижском магазине. Она пишет, что платье было жемчужно-серое, похожее на облако… Мне кажется, я и сейчас вижу это платье, хотя, конечно же, никогда его не видела. Поскольку жемчужно- серый цвет его – это доминирующие оттенки цветовой гаммы всей невыразимо артистичной пименовской палитры. В подобном нежно- дымчатом колорите написаны все его дожди, которые, как мне думается, он очень любил.
Как, впрочем, любил жизнь во всех её проявлениях. «...Образы жизни набегают ежесекундно, и художник просто обязан их изобразить»,— говорил Ю. Пименов. Его «Задумчивая девушка», не замечающая дождя, остановившаяся среди толпы в абсолютном одиночестве, пребывает в полной отдельности, отъединённости от многолюдного уличного потока, текущего здесь же, рядом…
Его «Богато накрытый стол», к которому никто не придёт... И хозяйка на дальнем плане, в напрасной надежде вновь подсевшая к зеркалу…
Его скорбные зимние «Сумерки» - безысходность и гулкий холод утраты…
Зинаида Райх в роли Маргариты Готье – за пять лет до трагической гибели …
«Оттепель». Борис Леонидович Пастернак в зените своей драматичной славы.
Несравненная Татьяна Самойлова в роли Анны Карениной.
Своей тонкой поэтизацией привычного мира Пименов напоминает мне его современника Константина Паустовского. А в чём-то – и Николая Заболоцкого. Я совсем не сравниваю этих разных художников, однако поэтический нерв их творчества не только выразил и сохранил их время, но и стал живым родником для нашего.
Собственно, красота и любовь – вне определённого времени. Простые проявления жизни, будничные сюжеты серий «Вещи каждого дня», «Вещи людей», «Старые и новые вещи», покупки в магазине, стирка, накрытые столы, разговоры, интерьеры для Пименова не менее важны, чем его выдающиеся современники, Москва военных лет, «Новая Москва», «Новые кварталы»…
Юрий Иванович Пименов (26 ноября 1903 г., - 6 сентября 1977 г. ) - советский живописец, театральный художник, сценограф и график, педагог, профессор, академик АХ СССР, народный художник СССР, лауреат множества премий.
Оценил 1 человек
1 кармы