• РЕГИСТРАЦИЯ

Хотите сохранить татарский язык? – Запретите русским его изучать.

5 1605

    Проблема необходимости изучения татарского языка всем населением Татарстана уже перестала быть внутренним делом республики и вышла на обсуждение далеко за её пределы. Государственные русский и татарский языки, в соответствии с принятой в 90-е годы Конституцией РТ, сегодня введены в обязательное обучение, начиная с детских садов. И в школах, где для достижения языкового равноправия, Министерству образования и науки РТ пришлось серьезно пересмотреть существующие общегосударственные программы и сократить преподавание одного языка в пользу другого. Справедливая, казалось бы, реформа «неожиданно» оказалась непопулярной у русских и представителей других народов, которых в таких случаях принято называть русскоязычными - к ним же можно отнести и значительную часть этнических татар, которые родного языка либо не знают совсем, либо владеют им на самом примитивном бытовом уровне.

Понятно, что если бы языковое равенство существовало в Татарстане изначально, то обсуждать сегодня было бы нечего. Государства столетиями строятся народами его населяющими, вырабатывая при этом определенные государственные институции, принципы взаимодействия, создавая экономики, свою науку и иногда сохраняя уникальные национальные культуры. Именно в процессе этого строительства возникают государственные языки. Единого же сценария формирования государственных языков нет. 

Естественно, никто не собирается оспаривать участие татар в историческом строительстве государства Российского. Речь о том, что к моменту распада СССР, Татарстан был совершенно не готов к решению языкового вопроса, до того в республике не считавшегося актуальным. И так случилось, что придание статуса государственного татарскому языку совпало с необходимостью его сохранения и активного развития. То есть возникла необходимость «перевести» на него не только делопроизводство – с этим в структурах власти РТ как раз всё просто, так как большинство из них составляют татары (из-за чего эти структуры частенько называют этнократическими). Но и ввести татарский язык во все сферы жизни – от науки, образования, медицины до уличных информационных табличек и простого бытового общения. И не только «перевести» механически, но и в буквальном смысле, так как ни своей уникальной науки или национальной медицины татары к этому моменту не имели. Не были подготовлены достойные образовательные методики, позволяющие дать качественное обучение языку на разных уровнях его владения – как с 0, так и для его "естественных" носителей, кому языковой ликбез никак не нужен. Это обстоятельство признается и самими представителями татарстанской провластной элиты, однако как-то походя, как вопрос существующий, но, видимо, по их мнению, второстепенный и легко решаемый. В тоже время многие представители татарстанской интеллигенции по роду своей деятельности взаимодействующие с конкретными людьми, не считают, что проблемы в этом нет. Так преподаватели вузов – не только русские, но и этнические татары - достаточно плохо представляют себе процесс перехода обучения на 2-й государственный язык (о необходимости чего им регулярно декларируется с разных трибун и заинтересованной общественностью), если отсутствует сама база для этого – понятийный аппарат. Ведь язык науки ничего общего с народным фольклором не имеет. А то, что делать «научные» переводы в случае продолжения политического курса придется именно им, само собой разумеется.

Впрочем, не о «трудностях перевода» имеет смысл поговорить. А совсем о другом. Теме, возможно, совершенно не интересной для русских, которые активно не хотят «проявить уважение к народу-соседу» и понять, почему им срочно следует заняться великим делом строительства новой татарстанской государственности. Сиюминутных проблем, требующих быстрого разрешения множество, и когда к ним прибавляется еще одна – может быть и жизненно важная с чьей-то точки зрения – люди начинают раздражаться. И это не национализм, не «природная» русская лень, а простое непонимание – чего же и ради чего от них хотят, если живут они в собственном государстве, работают, растят своих детей и ни у кого ничего «эксклюзивного» для себя не просят. Но речь, повторяюсь, не о них.

О самой возможности возрождения и дальнейшего развития татарского языка в существующих условиях, ради чего, собственно, всё как бы и затеяно. Давайте представим себе на минуту, что удалось всё, что не удавалось до сих пор, несмотря на то, что несколько выпусков школьников уже вышли на улицы татарстанских городов и весей со своими тройками и четверками по татарскому языку. Казань – на радость толерантных туристов и приехавших из татарстанской глубинки - украшают многочисленные информационные таблички типа «бюро пропусков» и «бюросы пропусклар» или «Автозапчастьлэр ВАЗ ГАЗ» на двух государственных языках . Улицы же в полном соответствии с Конституцией РТ еще со времен СССР обозначаются, как «ул. Чкалова» и «Чкалов ур.» - здесь давно никто не ошибается, разыскивая свой дом или дом своих друзей. В книжных магазинах - китаплар пылятся на полках книги на татарском языке, дожидаясь своего покупателя. То есть с визуализацией все в порядке – проблема успешно разрешена.

А теперь попробуем представить, что может услышать вокруг себя настоящий носитель «чистого», настоящего языка, когда совместными усилиями язык этот, наконец, будет внедрен и освоен. А услышит он не татарскую речь, а тарабарщину, где даже достаточно владеющий татарским языком русский или русскоговорящий, умеющий связно сформулировать мысль, будет говорить с акцентом. И поскольку в Казани или Набережных Челнах таких большинство, то очень быстро наш «чистый носитель», сначала, возможно, подсмеивающийся над неучами и неумехами, начнет забывать, а как же правильно произносится то или иное слово, как оно звучит. И даже если он прекрасно знает все правила составления слов и предложений в соответствии с законами формирования национальной речи, то именно музыку слова будет слышать он если не искаженной до неузнаваемости, то измененной. А именно звучание слова очень важно для татарского языка – как важна, например, самобытная мелодика татарской песни. И татары это прекрасно чувствуют и ценят. До тех пор, пока все они не будут погружены в определенную звуковую среду, где постоянная фальшь притупляет восприятие.

Вспомните, как мы все трудились - по большей части неуспешно - на уроках английского или немецкого, как складывали губы, зубы и язычки определенным образом, чтобы издать необходимый звук, и вам станет понятно, о чем я говорю. Неужели татарский язык недостоин такого же отношения от тех, для кого он – не просто нужный и полезный, а родной?.. Или если кому-то такие движения губ кажутся чем-то естественным, то и проблем как бы не существует? Нет, проблема есть. И без сохранения «чистых носителей» такая проблема может этот тонкий инструмент человеческого общения погубить и разрушить. Именно заметное исчезновение таких носителей и должно было вызывать опасение за язык, а не то, что на нем не говорят или не хотят говорить все жители республики.

Язык народа – это его достояние. То, что было создано и передано ему предками. А право владеть этим достоянием, подразумевает и обязанность его сохранения и развития. При всем уважении никакой другой народ не сможет с этой обязанностью справиться. Так что до тех пор, пока сам татарский народ не поймет, как этим своим достоянием правильно распорядиться, никто за него эту проблему не решит. И без правильно разработанных методик преподавания хотя бы для "пользователей" языка, качественно его сохранить и развить не сумеет.  

Это мы говорим только об устной речи. А есть еще и письменная. Где можно прекрасно знать все её законы, но не создать на ней литературы, которая, передавая язык от поколения к поколению, передает вместе с тем и знания о народе, раскрывает то, что называется его душой. Именно литература делает привлекательным язык для настоящего. Любой действующий язык – это нечто живое. Недостаточное количество такой литературы или не самое лучшее её качество сегодня совершенно не означает, что не появится что-то новое завтра – если именно на это будет нацелена языковая политика тех, кто мечтает о его возрождении. Надо только создавать условия для появления новых талантов, воспитания и образования пишущей молодежи. Ну, и, естественно, популяризировать и пропагандировать уже существующие образцы литературного творчества. Растить не только писателей, поэтов и драматургов, но и талантливых учителей. Мы же видим в Казанском университете, славном своими былыми традициями, закрытие профильных национальных кафедр. 

Так что если цель - сохранение и развитие татарского языка - не стоит начинать его с обучения русских. Они в этом деле плохие помощники. Следует обратиться все-таки к еще более глубокому изучению языковых законов и правил, составлению необходимых качественных методик его преподавания, сохранению и всяческому поощрению к участию в этой работе тех, кто является естественными носителями языка, их достойному обучению. Не стоит забывать и о талантливой молодежи, выявлять её творческий потенциал, стимулировать на создание новой литературы, других видов искусств, где язык является неотъемлемой частью выразительных средств.  

Очень хочется надеяться, что серьезный языковой межнациональный конфликт вокруг татарского языка – назовем, наконец, всё своими именами – возник от непонимания татарстанской властью всего круга проблем и задач, связанных с внедрением татарского языка, как государственного, от простого невежества в этих вопросах. Совершенно не хочется думать, что грубая языковая политика проводится целенаправленно и осознанно на раздувание этого конфликта. Но продолжение её ведет не просто к разрушению каких-то устоявшихся систем и норм. Это для татарского народа и политика саморазрушения. Потому что уничтожение существующего языкового баланса и перестановка приоритетов не происходит единовременно и по чьему-то желанию и воле. Это и переформатирование общественного сознания. Чем можно объяснить активизацию националистических настроений в Татарстане, когда обе стороны начинают выступать «за все хорошее против всего плохого», понимая под «плохим» представителей другой национальности, другую культуру и другой язык. А то, что было общенародным достоянием, отечественную науку, например, нельзя разорвать на кусочки – «это твое, а это мое», как нельзя присвоить себе то, что не одним тобой создавалось. Или отказаться от того, что кому-то в ней не нравится или не подходит. 

Это неприятно слышать, но понятно, почему многие русские в Татарстане сегодня говорят о том, что им не нужен татарский язык. Люди не видят в нем других смыслов, кроме как для межличностного общения.  А у русских такой язык, впитанный с молоком матери, уже есть. А другому надо долго и упорно - и совсем не факт, что успешно -  учиться. 

Но трудно понять, когда многие татарские юноши сегодня, радостно провозглашают на хорошем русском «Нам не нужен этот язык». И не потому ли они столь оптимистичны, что прекрасно понимают, что этого-то у них никто не отберет, как не отберет знаний, полученных в школе, и тех перспектив, которые в их поколении еще просматриваются. А вот о перспективах для своих детей они, похоже, пока не задумываются. Наивно полагая, что легко сумеют передать своим детям то, что принадлежит им по праву. По праву, существующему только сегодня и в том государстве, где все мы живем.   

    Люди не меняются. А страны?

    Психология права: люди в целом не меняются что в течении своей жизни, что от поколения к поколению. А чтобы это как-то застолбить, придумали ментальность, примеряя её как к отдельным ин...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Юлия Астахова 21 декабря 2021 г. 21:18

      ... а караван идет.

      Пока российское общество разрывает ожесточенный спор между сторонниками и противниками насильственной (позволим себе назвать все своими словами) вакцинации, наши медицинские чиновники неусыпно стоят на переднем крае борьбы за здоровье человеческой популяции. С почти комсомольским задором наши здравоохранители ни на шаг не отступают от руководящей и направляющей линии...
      520
      Юлия Астахова 31 января 2019 г. 10:29

      По поводу необходимости преподавания "Основ религиозной культуры и этики" в российских школах.

      Обязательное преподавание предмета "Основы религиозной культуры и этики" - вопрос в государстве давно решенный и закрепленный законодательно. Однако людям, сталкивающимся с реальной практикой в школах, хорошо известны проблемы, существующие в связи и этим. Одна из важнейших и принципиальных - неоднозначное отношение общества к этому предмету. Значительная часть родите...
      991
      Юлия Астахова 27 июля 2018 г. 17:13

      Читаем законы... Татарстан продолжает нарушать законодательство РФ?

      В Законе об образовании РТ утверждено следующее положение - В государственных и муниципальных образовательных организациях преподавание и изучение татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан, литературы на татарском и русском языках в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с ф...
      1220
      Юлия Астахова 26 мая 2018 г. 16:28

      Нужны ли нам поправки к Закону об образовании?..

      Горячее обсуждение поправок "о добровольности" к Закону об образовании - еще одно яркое свидетельство языкового конфликта, возникшего в национальных республиках не вчера. Родительские сообщества, как и сообщества, сформировавшиеся по этническому принципу, активно обсуждают вероятность принятия этих поправок. Позитивным моментом таких обсуждений представляется разве то...
      986
      Юлия Астахова 11 мая 2018 г. 17:09

      Татарстан "зажигает". Новый виток истерии вокруг языкового вопроса.

      Итак, в социальных сетях поднята новая волна обсуждения языкового конфликта, вышедшая уже далеко за пределы Татарстана. И охватившая сегодня, практически, все национальные республики страны. Очередным поводом  для этого стали предложенные группой депутатов Государственной Думы поправки к Закону об образовании, именуемые в республиках " законом о добровольности". ...
      1437
      Юлия Астахова 23 февраля 2018 г. 13:00

      Двойные стандарты Министерства образования и науки РФ. Языковой конфликт в Татарстане будет развиваться дальше.

      Языковой конфликт в Татарстане обсуждался некоторое время назад много и бурно, со взаимными оскорблениями сторон. Иногда оскорбления звучали и от высоких должностных лиц РТ и представителей республиканских СМИ в адрес русских и русскоязычных родителей, не проникшихся идеей сохранения татарского языка за счет обязательного поголовного изучения его во всех школах респуб...
      1521
      Юлия Астахова 3 декабря 2017 г. 21:12

      Принцип добровольности - когда "за", а не "против". (Еще раз о преподавании татарского языка.)

      Одна из важнейших причин создавшейся в РТ языковой ситуации - ужасающий по безграмотности уровень преподавания языка, когда составители методик и программ преподавания даже не определились, кому они этот язык преподают - носителям языка или детям, совершенно не знакомым с самыми его азами. Дети просто делятся на две подгруппы в каждом классе - по национальному призна...
      1186
      Юлия Астахова 7 ноября 2017 г. 16:34

      Не прокуроров в школы, а социологов в дома татарстанцев.

      Жуткая коллизия с татарским языком обернулась какими-то разборками чуть ли не с криминальным оттенком. Прокуроры отправились по школам для обнаружения нарушений прав русскоязычного населения в части преподавания русского и татарского языков - государственных языков РТ. Причем, поднимается целое движение - эти самые русскоязычные, среди которых представители абсолютно ...
      3210
      Юлия Астахова 4 ноября 2017 г. 20:33

      Игра без правил. Или как сделать правильный выбор, когда выбора не предусмотрено.

      Чем сегодня средняя школа Татарстана отличается от большинства средних школ Российский Федерации? Ну, если не говорить, о том, что в российских школах не преподается татарский язык, понятно. Пожалуй, двумя вещами. Во-первых, трудно найти школу, где классы бы не были поделены на две подгруппы, когда одна всегда называется "татарской", другая - "русской". Причем в "русс...
      1996
      Юлия Астахова 2 ноября 2017 г. 13:54

      Смешались вместе кони, люди... (Рассуждения о государственности, языках и разных преследованиях)

      По Татарстану пошли стенания - учителей татарского уже сокращают. Татарский язык под угрозой скорого вымирания. Российская Конституция нарушает все мыслимые законы не только Республики Татарстан, но и человечности. Поэтому особо озабоченные вопросами сохранения культуры времен Казанского ханства татары, отодвинув на время актуальное обсуждение установки памятника в це...
      1872
      Юлия Астахова 24 октября 2017 г. 22:51

      Министерство образования Республики Татарстан нарушает право людей на получение образования на родных языках.

      Конфликт, разгоревшийся в Татарстане вокруг вопросов преподавания русского и татарского языка в школах (о том, что татарский язык внедряется и в дошкольных учреждениях пока опустим) получил название этнолингвистического. При этом, рассуждения о необходимости изучения татарского языка - государственного языка республики - постоянно подкрепляются "цитатами" из Конституц...
      2917
      Юлия Астахова 22 октября 2017 г. 06:15

      О выборе учебных планов (или татарстанские наперсточники)

      По вопросу обучения государственным языкам в школах. Для родителей Республики Татарстан.Поскольку Республика Татарстан является одной из национальных республик в составе Российской Федерации, то есть она входит в правовое поле страны, где действуют общие для всех Российские законы, будем опираться на Конституцию РФ и "Закон об образовании РФ". Вопросы о Конституции Та...
      2974
      Юлия Астахова 18 октября 2017 г. 08:33

      У властей Татарстана нет позиции по изучению татарского языка?..

      Кто сказал, что у властей Татарстана нет позиции по изучению татарского языка? Позиция у властей как раз есть. Совершенно четкая и определенная. Это продолжение любыми путями бесчеловечной политики на раскол общества республики по национальному признаку. Под красивые лозунги о спасении татарского языка и культуры, разговоры о естественности стремления татарского народ...
      1180
      Юлия Астахова 16 октября 2017 г. 21:21

      "Тудыть тебя в дышло" (о высоких отношениях)

      В народе говорят - "Закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло". А с дышлом Министр образования и науки РТ Э.Фаттахов умеет обращаться вполне профессионально. Ну, и развернулся он во всю ширину богатырского плеча, со всей природной удалью в "тонкой и очень чувствительной сфере", связанной "с национальной идентичностью, традициями". "Крайне деликатно и мудро...
      784
      Юлия Астахова 15 октября 2017 г. 19:19

      Русский язык. Любовь и оружие.

      О, сколько новых интересных терминов и значений вошло в повседневный обиход тех, кто по той или иной причине включен в языковой конфликт, на протяжении уже многих лет развивающийся вокруг обучения национальным языкам в республиках Российской Федерации. "Билингвизм" и "языковое разнообразие", "бытовой шовинизм", "статус языков", "язык, как государственный и родной", "г...
      609
      Юлия Астахова 14 октября 2017 г. 23:16

      И это все о нем...

      Да, о государственном языке Татарстана - татарском языке.Много времени я потратила на то, чтобы понять - в чем причина того, что татарский язык за столько лет так и не смогло выучить хоть какое -то заметное количество русскоговорящих детей в республике. Плохие методики? - да, несомненно. Слабые учителя, неспособные хоть что-то передать детям? - есть и такие, но не все...
      1115
      Юлия Астахова 13 октября 2017 г. 18:00

      О статусах языков и как статусами можно манипулировать.

      В контексте обсуждений проблемы преподавания национальных языков на территориях Российской Федерации часто поднимается вопрос О СТАТУСАХ этих языков. И статусе русского языка, как государственного. В частности, определенная часть граждан стала сетовать на то, что РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ИМЕЕТ СТАТУСА РОДНОГО - в отличии от тех, которые, являясь "государственными" на своих тер...
      1480
      Юлия Астахова 19 августа 2017 г. 15:02

      О языковой политике в национальных республиках (Тезисы)

           Обсуждение проблемы изучения русского и национальных языков в национальных республиках в последнее время стало одной из горячих тем в связи с тем, что проблема эта непосредственно касается национальных чувств всех, кто не по своей воле подключен к этому процессу. То есть это проблема большинства семей, проживающих на территориях национальных образо...
      1049
      Юлия Астахова 5 июля 2017 г. 11:21

      Что воля, что неволя - всё одно?.. Или почему молчат русские в Татарстане.

                Ситуация, сложившаяся с преподаванием русского языка в Татарстане, выявила ряд проблем, о которых необходимо серьезно поразмыслить тем, кто занимается государственным строительством и вопросами национальностей, чиновникам от образования Российской Федерации и национальных республик, всем неравнодушным гражданам страны. Тема эта возни...
      1446
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика