• РЕГИСТРАЦИЯ

Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_ инвентаризация _1

18 1381


15.12.2021

Быстро, медленно ли, а дописаны две новые книги по инфоведению. Еще в момент обсуждения первой книги «Хождения по дебрям информации» в издательстве очень предлагали из одной книги сделать две. Но концепт не позволял. Учитывая, что новая работа писалась фактически с нуля – то можно было придумать все, что угодно. Собственно так и поступил: нашел форму, в которой две книги смотрелись бы органично и понятно.

Кстати, все поиски формы старался регламентировать старыми прописными истинами из разряда завязки-развязки и прочего. Конечно, в научпопе это всегда чуть-чуть не так как в художественном произведении.

И задумался и я: а не написать ли роман об инфоведении. Типа, как всякие «Кафедры», «Фирмы», «Завещания», «Аэропорты», и «Критические цепи»

А чего собственно и нет? Жанр романа обозначить как роман-познание. Есть о чем подумать, и есть о чем написать. Мне так кажется.

20.12.2021.

В любом случае начинать писать всякие романы необходимо со систематизации предыдущего опыта. Тем более, что в инфоведении прямо есть такой этап 0: инвентаризация всего того, что накопилось и подсобралось непосильными трудами ранее.

Итак, новая книга (готовится к печати) в 2-х частях имеет фактически каноническое название для учебника по работе с информацией, а именно часть первая – это книга «Пойди туда, не знаю куда», а часть вторая – книга «Принеси то, не знаю что». Очень часто мы, слыша эту сказочную присказку, даже не задумываемся, что это выражение как раз об информации. Ведь никогда не знаешь, что можно найти, копаясь в том или ином источнике. Что будет найдено и понято в конкретной информационной каше, которую нам подадут на первое, второе и третье.

Книга 1 «Пойди туда, не знаю куда» – это собственно конкретно об инфоведении. Это повествование о том, из-за чего приходится городить весь сыр бор при работе с информацией. Описаны игры мозга с парадигмами и привычными картинами мира. Рассмотрены всяческие модельки, благодаря которым мозг умудряется обманываться и обманывать. При этом чтобы не быть голословным разработал 60 практических «когнитивных лабораторий» – совершенствуйся и наблюдай себя в режиме реального времени, оценивай как меняются мозги. Не благодарите – сам знаю: я молодец. Но, при условии, что читатель захочет выполнить эти «экзерсисы» и постарается узнать себя получше. А тут конечно у каждого человека свои отношения с ленью…

Книга 2 «Принеси то, не знаю что» – это собственно для людей любознательных и ищущих, впрочем как и для лентяев. Так, в лености можно почитать о том, как искали «правду» другие. Любознательные же просто отведут душу, наблюдая за хитросплетениями информации в нашем историческом дискурсе. И конечно засомневаются, что дискурс сей имеет хоть какое-то отношение к действительному, то есть к тому, что действительно происходило.

21.12.2021.

В книге можно разместить лишь легко формализуемую информацию. Во всей узнанной информации такой есть 10-12% (об этом как раз расписано в части 3 книги «Пойди туда, не знаю куда»). Соответственно, за кадром книги волей-неволей остается до 90% узнанной информации. И таки остается!

Эту информацию невозможно впихнуть в повествование, так как читатель не сможет уразуметь весь калейдоскоп навалившегося информационного материала. А порой он такой прикольный этот материальчик, что бросить жалко! Бросить жалко по двум причинам. Причина первая: другие не узнают. Причина вторая: сам забуду.

Собственно, жанр дневника позволяет зафиксировать эти жемчужинки, выцарапанные из створок книг на пыльных полках библиотек и архивов. По сути, дневник создает «узелки на память». Конечно, «узелки» тоже могут забываться, но листая дневник их можно вспомнить. Как раз такой фактаж может пригодиться и для написания того самого романа-познания. Это может быть сборник идей-манков, которые смогут позвать воображение в новые дали писательства.

22.12.2021.

Для начала надо разобрать завалы старых материалов. Разложить черновики и материалы корректур, и вытащить предварительные конспекты материалов из архивов и отделов редкой книги. Сам процесс раскладки – дело не совсем простое. Прежде всего, это повод провести систематизацию оставшегося материала. Во-вторых, это повод проанализировать, что я лично встраиваю, а что оставляю за скобками. Это очень интересный опыт познания себя и своих познавательных особенностей и предпочтений.

Итак, задача отсортировать все материалы по ранее написанным книгам и сложить их в один «ящик». Затем навести порядок в этом «ящике». А именно отложить в сторонку разные варианты черновиков, и собрать отдельно стопочку «первички»: конспекты, сканы, фотки.

Первичка, которая в силу разных обстоятельств не пошла в дело, но интересна, может пригодиться для последующих книг. А любую книгу надо выносить, надо ею напитаться, чтоб сюжет был затейливым и ярким.

23.12.2021.

Думаю о новой книге. Обзавелся разными книжками о премудрости писания художественных книг и сценариев. Научпоп пишется иначе. Хотя и в научпопе есть завязка, коллизия, развязка и финал. Но они другие. Завязка и развязка, как правило, связаны с гипотезой, с научным предположением и его подтверждение/опровержением.

Полистал старый конспект. Нашлось утверждение Петрушевского (из его Метрологии, 1831): «ЦҌнность монеты (звонкой) зависит отъ количества чистаго металла, въ ней содержащегося, а не отъ наружнаго ея вида или наименованиія».

От чего зависит сегодня ценность чего-либо?

                                              (Продолжение следует)


в поисках смыслов

    В Грузии – тектонический сдвиг политики: «Мы можем пересмотреть отношения с США» – заявил премьер

    Грузия угрожает Вашингтону полным разрывом дипотношений – новость из серии «ущипните меня». Поверить в такое практически невозможно: чтобы кто-то из бывших республик СССР заявил такое г...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      ОсновнойС 9 марта 2022 г. 10:38

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_моделирование_23

      06.03.2022 В рамках разработки сценария всегда стоит помоделировать, во всяком случая в инфоведении  это именно так. Как по мне, то интересным способом сценарного моделирования может служить индивидуальная морфологическая матрица исследования, которую человек компонует из собранных материалов. Ну, писатель для написания романа, режиссер для создания киносценария,...
      1199
      ОсновнойС 5 марта 2022 г. 10:47

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_технологии работы с информацией_22

      03.03.2022Начало создания любого серьезного текста всегда начинается с поиска информации. Проблема в том, что сегодня сформировано огромное количество информации ложной связности. Сидел об этом долго думал.Итак, ложная связность не позволяет человеку воспринять информацию адекватно, и соответственно он не способен адекватно осуществить прогноз своей будущей деятельнос...
      1321
      ОсновнойС 2 марта 2022 г. 10:46

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_противоречия между направленностью развития событий и направленностью развития героя_21

      28.02.2022Собственно анализируя формулирование целей, как явление порождаемое надсистемой, можно подтвердить: таки да. Весь окружающий ландшафт говорит о том, что цели надсистема просто втюхивает в повестку дня, создавая контекст реальности. Системы цель реализуют и далеко не всегда без ущерба для себя. Точнее ВСЕГДА с ущербом, а в некоторых драматических ситуациях и...
      890
      ОсновнойС 26 февраля 2022 г. 10:10

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_противоречия между целями и средствами_20

      26.02.2022Вопрос: кто ставит цели – почти всегда остается без ответа. В любом случае этот вопрос не просто сложен, он архи сложен. Конечно, утверждают, что человек поставил себе цель и бла-бла достигает её. Но, вероятно, нет. Этот вопрос мы обсуждали с Юрием Павловичем Адлером и не раз. Так, вот он считал, что цель внесистемна, то есть ее система если и формулирует – ...
      886
      ОсновнойС 23 февраля 2022 г. 09:03

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_движущие силы_19

      23.02.2022Разные разности происходят в миру. Праздники и горести, революции и печали, но частенько за всеми этими событиями видна рука режиссера (автора, кукловода и пр. –нужное подчеркнуть), конечно, если знаешь как происходит управление спектаклем и какие драматические приемы лежат в их основе.Иногда даже не нужен и попкорн: глянул разложил на полки закономерностей ...
      817
      ОсновнойС 19 февраля 2022 г. 09:18

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_помогающие и мешающие факторы_18

      19.02.2022Итак, факторы движения сюжета могут помогать, а могут мешать. Собственно  в сюжетах СМИ мы как раз это-то и наблюдаем. Какие-то разведданные больше 3-х месяцев дают абсолютно ТОЧНУЮ (но плавающую) дату начала войны – помогающий фактор для развязывания истерии. А война не наступает – мешающий фактор. А, ну, их эти разведданные – уволить, блин, всех штатн...
      1390
      ОсновнойС 16 февраля 2022 г. 17:27

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_в поисках героя_17

      16.02.2022События в Канаде и Австралии прямо перекликаются с рассуждениями Руссо, которые приводят Фатеевы («Прикладная теория драматургии» Минск: 1992). На страницах своей книги они достаточно широко комментируют Руссо. И некоторые его рассуждения звучат весьма современно и объективно здраво в современных тенденциях термина «перезагрузка»: «И тем не менее эти государ...
      1007
      ОсновнойС 12 февраля 2022 г. 10:46

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_в поисках героя_16

      12.02.2022Итак, механика движений событий строится тоже по алгоритмам и правилам. Кстати всю эту механику можно видеть в реале окружающего мира: открываешь СМИ и с удивлением обнаруживаешь «запуск» того или иного сюжета в нашу жизнь. А затем этот сюжет юзают по законам драмы.Так, по Фатеевым («Прикладная теория драматургии» Минск: 1992), процесс развития событий в си...
      1801
      ОсновнойС 9 февраля 2022 г. 13:13

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_логлайн_15

      07.02.2022Интересная фишечка есть в кино для разработки сценария - логлайн. По сути, это то что в инфоведении  я называю структурной моделью понимания, то есть максимально четкая и просто выраженная основная идея, которая должна быть понята другими.  Так, в кинематографе  аналог этому подходу как раз и именуются логлайном. Это емкий и сжатый переск...
      536
      ОсновнойС 3 февраля 2022 г. 11:35

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_в поисках героя_14

      02.02.2022В произведении всегда наличествует либо трагическое, либо комическое, либо оба два вместе. Трагическое предполагает некую гибель, но не обязательно буквально должен кто-то помереть, а так... Достаточно, чтоб гибель произошла по форме через какую-то крупную потерю, крушение, предательство и пр.Комическое предполагает наличие «кажущейся» гибели. Герой как бы и...
      609
      ОсновнойС 1 февраля 2022 г. 12:43

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_ герой и важное_13

      31.01.2022Итак, герой должен олицетворять существенное, то есть важное. Причем героем может быть не только человек. Как, например, у Барнса «В истории мира в 10 1/2 главах»  герой-рассказчик неизвестен до последних страниц. Весь рассказ весьма увлекательный и смешной. Колкие реплики героя-рассказчика вынуждают улыбаться и смеяться. А особенно смешным этот рассказ...
      796
      ОсновнойС 28 января 2022 г. 12:21

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_в поисках героя_12_важное

      26.01.2022Под важным в драматическом произведении подразумевается нечто, что существенно для людей и их существования, и что развивается в конкретных трендах и тенденциях. Причем, вспоминая парадигмы, можно утверждать, что человек весьма успешно может не замечать то, что неприятно, но является действительностью для конкретной ситуации. Кроме, парадигм на ниве «невоспр...
      960
      ОсновнойС 26 января 2022 г. 18:00

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_в поисках героя_11_яркое

      22.01.2022Собственно о герое и событиях. Их можно перебирать достаточно долго и каждый раз восторгаться новыми потенциальными возможностями, которые нам раскрывают старые рассказки и историйки.Но можно пойти и другим путем и попытаться сконструировать своего героя и свою историйку. Вариантом и подспорьем для конструирования может служить книга «Прикладная теория драм...
      1244
      ОсновнойС 22 января 2022 г. 10:55

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_в поисках героя_10

      18.01.2022Б.Вербер: «Мы в «обществе зрелища», описанном Ги Дебором  . История превратилась в потребительский продукт вроде еды. Как блюда фастфуда, ее приходится сдабривать для вкуса сладким сиропом или острым перцем» (с.391, Ящик Пандоры, 2019). Вот хочется сказать, что, судя по калейдоскопу невероятных событий 19 века – общество спектакля и зрелищ существовало...
      1124
      ОсновнойС 18 января 2022 г. 13:02

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_в поисках героя_9

      15.01.2022Итак, каков мой герой (прежде чем двинуться в его разработку по драматургическим законам) с точки зрения архетипов?Явно имеет смысл повертеть его по архетипам и теням. Я люблю схемку Б.Лиэтара из «Души денег» (с.92, 2007). Архетипы по Б.Лиэтару Архетип, по рабочему определению Б.Лиэтара, это повторяющийся образ, который отражает человеческие эм...
      1116
      ОсновнойС 14 января 2022 г. 11:12

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_в поисках героя_8

      О потенциальных героях зарубежья тут11.01.2022За нашими (или как бы нашими) героями ходить далеко не стоит. Возьмем Эйлера. 60 лет научной деятельности. Проводил исследования во всех областях математики и механики. Также занимался физикой и техникой в самых разных специализациях. Имел огромную научную связность с другими учеными в Европе. Один из самых продуктивных уч...
      2319
      ОсновнойС 12 января 2022 г. 13:37

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_в поисках героя_7

      08.01.2022предыдущий материал тут Итак, о потенциальных героях и их исторических прообразах.Милашка Лакайль определил 10 000 звезд, и 2000 звезд занес в каталог. За четыре года, Карл! Даже не спрашивай меня: КАК он это сделал!Не менее эпично смотрятся и 14 созвездий, что выделил ученый. Названия созвездий вообще вызывают сильное удивление: для названий использов...
      2044
      ОсновнойС 7 января 2022 г. 16:20

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_в поисках героя_6

      05.01.2022.Итак, мои герои в научпопе – это, конечно, прежде всего, всяческие истории. Хотя в «Хождениях по дебрям информации» был герой – фактически я, который и вел дневник изслҌдователя, и описывал своих друзей и помощников. Тот опубликованный раньше дневник заканчивался ноябрем 2017 года. И это еще тогда я раскопал, что к метру приложил лапу клан Ротшильдов. Так,...
      1531
      ОсновнойС 4 января 2022 г. 19:19

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_ инвентаризация _5

      01.01.2022. Я сделал свои «4П» и «2П» (практика 4П и 2 П). Увлечения и хобби, вместе с друзьями и социальным статусом где-то затерялись в бурьянах жизни. Крутился-вертелся между семьей, зароботками и здоровьем, поглядывая на ценности периодически. Хорошо это или плохо не совсем ясно. Хотя если опять же вспомнить Келли и ее «Нейробиологию здравого смысла» – то не очен...
      761
      ОсновнойС 30 декабря 2021 г. 14:40

      Дневник изслҌдователя_недописанные страницы_ инвентаризация личная предновогодняя_4

      30.12.2021.Новогоднее настроение всегда и праздничное, и слегка философское. Какие-то мысли лезут в голову: как жил, чего тужил?! В общем, ощущение, что  жизнь  требует каких-то итогов. Какие такие итоги за 2021 год можно найти в своей жизни?!Помнится как-то пару лет назад сделал мастер-класс по «подытоживанию» по концу года. Ну, и по прогнозу на следующий г...
      1495
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика